Как я искала свою формулу путешествия

Светлана Сук
Как я искала идеальную формулу путешествия, а нашла нечто другое
Посвящается всем отчаянно-безумным-открытым всем ветрам ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ!

«Скажи мне, как ты путешествуешь, и я скажу, кто ты». Это мой личный способ получить первое представление о человеке, на мой взгляд, работает он идеально. Кто-то вообще не путешествует, и находит для этого множество причин – отсутствие времени, денег, здоровья. А на самом деле люди просто не хотят покидать свое «болото комфорта», не хотят развиваться, получать новый опыт, меняться. За свою жизнь я видела множество путешественников в инвалидных колясках, людей без достаточных средств, которые ради путешествий становятся волонтерами, предлагают свою помощь в разных странах, получая взамен жилье и еду, а главное – возможность видеть, слышать, чувствовать ВЕСЬ мир, а не крошечную его часть, ограниченную собственной ленью и отсутствием фантазии.

В туристическом бизнесе я работаю... ой! По-моему, лет двадцать) Вместе со своими туристами я нашла множество ответов на вопросы, как нужно путешествовать, и как путешествовать не нужно. Поделимся опытом? Существует ли формула идеального путешествия? Существует! Но формула эта очень индивидуальна, и на ее создание прийдется приложить немало собственного опыта и усилий.

Как становятся идеальными путешественниками
Для того, чтобы стать идеальным, сначала нужно побыть неудовлетворенным путешественником, или даже путешественником-неудачником. Много раз я видела неудовлетворенных людей, которые потратили время и деньги, а получили результат – неоправданные ожидания. Почему так произошло? Потому что зачастую люди не знают, какой опыт хотят получить от путешествия. Или принимают чужой позитивный опыт как некую страховку от разочарования. Но это не работает. Например, две подруги едут в автобусный тур по Европе. Одна вполне счастлива - получает море лайков в соцсетях и столько же удовольствия от своих селфи на фоне достопримечательностей из стран и городов, название которых она не запомнила из-за интенсивности программы таких туров. Другая же просто страдала все время поздки – из-за постоянных переездов, бесконечного хождения туристической толпой по ратушам и площадям, отсутствия личного времени и пространства. Те же подруги едут куда-нибудь в Египет. Одна наслаждается морем, рыбками, релаксом и «все включено», а другая не понимает, что тут можно делать неделю, ведь рыбок можно за один день всех посмотреть. И даже в одном отеле кто-то страдает без плоских шуток и легкого флирта аниматоров, а кого-то это вгоняет в депрессию. Экстримальные туры, сплавы, трекинги, велотуры – лучшее, что есть в коллекции путешествий одних ваших знакомых, и ад для других – тех, кто пять лет подряд ездит в один и тот же отель в Турции. Согласитесь, мало что характеризует этих людей лучше, чем стиль их путешествий)

Мой туристический опыт
Включает в себя весь стандартный набор «туриста развивающегося». Коллекционирование стран. Тысячи фотографий из каждого нового места, которые очень быстро теряли свою ценность, по мере получения новых впечатлений. Далее последовал распространенный туристический «перекос» в сторону «гламура». Дорогие отели, еще дороже, еще гламурнее, еще «круче», а может, круиз, а может... что-там еще есть дорогого и необычного. А потом... Я вдруг стала понимать, что где-то произошла подмена понятий и путешествия – это не способ «получить» - впечатления, опыт. Нет! Путешествия – это гораздо больше.

Мое гениальное открытие
И тут я сделала гениальное, на мой взгляд, открытие!) Люди не получают удовлетворения от путешествий, потому что превратили их в часть потребительской корзины. «Заработали – что-то купили – куда-то вложили – поехали отдыхать (потому что заработали и заслужили)». Люди стали потреблять путешествия, как еду, новые модели телефонов и марки машин. И взамен они получают адекватный энергообмен – неудовлетворение ПОТРЕБИТЕЛЯ по типу «могло быть немного лучше за эти деньги», «надо было ехать в другой отель», «в Испании лучше, чем в Греции», «на Мальдивах скучно», и (внимание!) моя любимая фраза от пресытившихся туристов – «Ну все! Ехать некуда!»)))

«Стоп потребительству!», - решила я. Если действительно хочешь получить от путешествия что-то истинно бесценное, развивающий и продвигающий опыт, растворение границ сознания – ТО И ОТДАЙ ПУТЕШЕСТВИЮ ЧТО-ТО БЕСЦЕННОЕ! Несколько (или все) годы жизни, например. Комфорт и финансы. «Уверенность, безопасность, защищенность» и прочие столпы общества потребления. А что взамен? Неизвестность) Что есть в тебе – то и отзеркалит в чистом виде МИР, без ретуши в виде привычной среды обитания, социальных статусов и шаблонных представлений о себе и мире. Странное путешествие? Так и ведь и жизнь очень странное путешествие - пункт конечного назначения у всех один. Только идем мы к нему все разными путями – прямой короткой протоптанной тропинкой или извилистыми экспериментальными путями. И весь смысл этого странного земного путешествия и состоит-то именно в этих путях. Вау! Если жизнь – это просто путешествие, что же мы сидим на месте или ходим по натоптанным кем-то дорожкм! Поехали!

Как путешествуют безумцы
Так началось мое абсолютное безумное, с точки зрения всех моих знакомых, путешествие по Азии. Безумным экспериментом оно казалось и мне самой. Но очень скоро я поняла, что тысячи людей путешествуют таким образом – «поживу немного на Бали, а потом, может быть, поеду в Индию, а потом ...» Сколько же всего было пережито!!! Далай Лама! Да, вот ОН, просто сидит и говорит, грустно улыбается и заразительно смеется. А ты сидишь и просто не веришь в реальность происходяго. Или пару недель жизни в монастыре, среди тибетских монахов. Жизни, которая была и так суровой, потому что подчинялась правилам монастыря, но стала еще суровее, когда монахи по собственным причинам прекратили прием пищи на неопределенное время, а ты к этому оказался не готов) Гималайские треки в Непале – тихое урчание далеких (или близких) диких зверей (тигров?), горная болезнь и борьба за выживание. Передряга в Кашмире с реальной угрозой для жизни. Умиротворяющее раздолбайство Гоа. И столько еще всего... Книгу о своих приключениях я уже написала) Но все, что я получила от этого путешествия, хватит еще на много томов)

Зачем они это делают?
Постараюсь объяснить. Вот так сидишь где-нибудь в особо священном и особо загрязненном городе Индии, Вриндаване, например. Мантры. Благовония. «Харе Кришна!» «Раду! Раду!» Женщины европейского вида, в сари, вместе с индианками, плетут гирлянды из цветов. На улице в кучах мусора роются огромные черные свиньи. Сотни людей под убийственно-палящим солнцем совершают босиком парикраму вокруг города Кришны. Кружится голова, от жары, запахов и звуков. В ближайшем храме, бросив оружие на пол, начинают танцевать для Кришны, вместе со всеми, суровые индийские полицейские. Воздух разряжен, дрожит и звенит от непонятных вибраций. Вокруг – люди (включая тебя саму), которых даже с очень большей долей толерантности, адекватными, по западным меркам, назвать очень сложно. И вдруг... ты замираешь от предчувствия какой-то главной мысли, как от предчувствия абсолютного и всепоглощающего счастья. Еще мгновение, последняя задержка дыхания перед тем, как впустить в себя эту мысль. И... Тебя больше нет. Нет твоего имени, возраста, личности, характера, профессии, национальности, социального статуса, финансов. Ты навсегда истинно независим от всего этого. Нечто внутри тебя раздвинуло границы твоего тела и соединилось с этим физически ощутимым ПОТОКОМ, вибрирующим в едином, прекрасном, божественно-космическом ритме. Боль, страх, страдания, страсти, привязки – все эти образы, генерируемые обеспокоенным суетливым умом, вместе с ЭГО, которое жило в тебе под видом ТЕБЯ... Все это вдруг отлетело от тебя, растворилось, расплавилось, трансформироалось в раскаленном воздухе Вриндавана. Ради этого момента стоило совершить это путешествие, прекрасное путешествие под названия земная жизнь...

А потом...
По форме и по сути, мои азиатские похождения скорее можно назвать странствиями, скитаниями, чем путешествиями. Это было, безусловно, самое интересное и важное время моей жизни. Но это было очень трудно физически. Поскольку женское тело не предназначено для длительных аскез, наступило время, когда захотелось ДОМ, а в доме - шкаф, а в нем много красивых платьев, а на кухне – ароматы хлеба, специй, заботы, любви. Но вот такая штука приключилась, причем, не только со мной, а с большинством тех, кто позволил себе однажды большой полет-путешествие без ограничителей. А вот просто в квартиру стандартной планировки вернуться-то невозможно. Если ты видел Гималаи, как же возможно жить, не видя гор и моря? А жизнь, которая проходит в пробках, общественном транспорте, офисах и супермаркетах, - она ведь… очень странная. Так появилась идея жить у моря, в красивом доме с большим садом, заниматься полезной для людей деятельностью, служа своей высокой идее – любить и помогать путешественникам, тем, кто бесстрашно преодолевает границы стран, континентов и собственной судьбы. Невозможно? Сложно? Недостижимо? Да, раньше это было так. До того момента, когда однажды, за тридевять земель от места, где ты родился и «комфортно» жил, ты позволил себе соединится с мыслью, что нет ничего невозможного.

Но даже из этого своего идеального дома, путешествия продолжают призывно зажигать свои далекие маяки. Как я сейчас путешествую? Рационально-интуитивно планируя) Руководствуясь тем, что в данный момент душе хочется. О своем идеальном путешествии на Бали, с учетом нового периода жизни, я расскажу в следующем посту. А если вас заинтересовали мои прошлые скитания-приключения, о них можно почитать в моей книге «ИндиЯ. Путеводитель по чувствам» С любовью, Светлана Сук