О бедном театре замолвите слово...

Ева Малинина
- Наш прошлый мэр любил рыбалку, нынешний – спорт…
- А был хоть один мэр, который любил театр?
- Не припомню…
(из разговоров с директором театра)

Эту статью меня побудило написать следующее обстоятельство. Довольно продолжительное время я имею возможность наблюдать за городскими театрами Пермского края. Живётся им трудно.  И вот, наконец, партия «Единая Россия» обратила внимание на театры малых городов, запустив программу их финансовой поддержки, под названием «Малая Родина». Программа продолжается второй год (поговаривают о третьем), давая возможность театрам немного вздохнуть, потратив полученные деньги на постановки, на приглашение режиссёров и художников, на обновление технической базы. И всё бы ничего, да «сверху» материализовался вопрос: а где шедевры? Театры второй год получают помощь, а где видимые результаты? Почему до сих пор ни одной «Маски»? Вероятно, не так всё просто. Во-первых, быстрая отдача в искусстве не так очевидна, количество не сразу переходит в качество, требуется сначала накопить, чтобы потом отдать. Во-вторых, не все проблемы городских театров можно решить с помощью разовых денежных вливаний (к слову сказать, не таких больших). Поэтому и пришла мысль обозначить некоторые из этих проблем.

Городские театры – особое явление театральной карте нашей страны, для обозначения которого прилагательного «провинциальный» явно недостаточно. Наверное, «театры малых городов» будет звучать точнее, и это во многом описывает своеобразие данного театрального организма. Начнём с численности населения города. Как сообщает нам интернет, «малый город» - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев имеет численность населения до 50 тысяч человек». В этом смысле, города Пермского края, имеющие в своём владении театры, несколько превышают этот показатель: Березники – 150 тыс. человек. Чайковский – 83 тыс. человек. Лысьва – 63 тыс. человек. (И лишь Губаха – 20 тыс. человек). Остановимся на первых трёх городах и театрах (все они уже перешагнули порог 75-летнего возраста), оставив за скобками относительно молодые коллективы «Бенефис» и «Доминанта», а также Коми-Пермяцкий национальный театр, живущий своей особой жизнью.

Наверное, нет необходимости доказывать значение театра для города. Особенно, для маленького города, где театр зачастую становится главным, если не единственным центром духовной жизни. И даже если он существует в традиционных формах, то всё равно несёт «разумное, доброе, вечное». Судьба каждого театра тесно связана с судьбой города. Малые города существуют за счёт градообразующих предприятий. Развивается предприятие – развивается город – развивается театр. И наоборот. В своё время в Пермской области работал театр в шахтёрском городе Кизеле. Потом шахты стали закрываться, город – хиреть, и возникло решение перебазировать театр в молодой, развивающийся город Чайковский. Так в 1982 году там появился театр. Не сразу, с трудом, театр врастал в город. Когда это, наконец, произошло, наступили 90-е, и Чайковский комбинат шёлковых тканей (градообразующее предприятие) стал разоряться, а что произошло с речным флотом (вторым столпом экономики города) – тоже всем известно. Таким образом, театр снова оказался пасынком у местной власти. Когда летит под откос экономика, до театра ли? Поэтому логично предположить, что финансирование Чайковского театра самое скромное из трёх названных. И это правда. Театр получает дотацию, покрывающее только зарплату и часть коммунальных расходов. На постановочные расходы он должен зарабатывать сам. Поскольку деньги даёт мэрия, то отношения с властями приобретают первостепенное значение. А отношения складываются не всегда. В 2015 году театр был на грани закрытия из-за недостаточного финансирования. Обошлось. Сейчас в городе сменился мэр, финансирование театра увеличено. И даже начинается серьёзный ремонт здания, мало приспособленного для театральных нужд бывшего клуба речников. Такая же непростая ситуация сложилась и в Лысьве: сокращает мощности Лысьвенский металлургический завод, город испытывает трудности, театр финансируется по «остаточному принципу». Хотя годовой бюджет театра побольше, чем в Чайковском, зарплаты лысьвенских артистов самые низкие среди городских театров края. Постановочных нет. Театр живёт на гранты и конкурсы. Зато Лысьвенский театр, в отличие от других, имеет прекрасное театральное здание (у которого своя непростая история). Наиболее благополучная ситуация в Березниках: это второй по населению город края, центр химической промышленности. Если бы не печально знаменитые провалы почвы, придающие городу особый колорит, можно было бы считать его счастливчиком, на фоне других городов. Березниковский драматический театр получает вполне приличное финансирование – его бюджет почти в два раза больше, чем в Чайковском. Во многом это обстоятельство способствует активной творческой жизни в коллективе (есть возможность пригласить режиссёров, организовать студию при театре, устроить проект читок, даже организовать фестиваль). Но театр базируется в здании бывшего дворца культуры, не слишком приспособленного для театра (образца советского зодчества 1940-1950-х годов). Требуется серьёзная реконструкция.

Малое количество населения города диктует краткий срок жизни спектакля: в среднем, два сезона. Постоянно существует необходимость обновлять репертуар. Даже если зрители приезжают из прилежащих посёлков и городков, их поток быстро иссякает. В течение сезона городской театр выпускает от 6 до 8 премьер. Не факт, что все они доживут до следующего. И здесь таится вторая проблема. В маленьком городе театр не может позволить себе работать на какую-то определённую категорию зрителей (как в большом городе) – нужно охватить всех – детей, подростков, молодёжь, людей среднего возраста и пенсионеров, консерваторов и более продвинутых в театральной сфере. Так формируется репертуар: детский спектакль, русская или зарубежная классика (для школьников), обязательная комедия или мелодрама (для женщин, что составляют основную категорию зрителей) современная литература (редко), советская классика (для пенсионеров). Репертуарные предпочтения зрителя предсказуемы. Но вот готов театр воспитывать своего зрителя, или идёт у него на поводу – во многом зависит от художественного руководства. Материя это тонкая. Как правило, театр в маленьком городе любят, к открытию сезона готовятся, надевают лучшие наряды, ждут праздника. Случаются и казусы. Нынешний сезон в Лысьвенском драматическом театре открылся шекспировским «Макбетом» – программным спектаклем главного режиссёра А.Тишуры (к слову, в конце сезона руководство театра сменилось). Пьеса сама по себе не из весёлых, а когда в сцене убийства семьи Макдуфа театр использовал куклу, которую разрывали на куски, зрители «проголосовали ногами» против, как им показалось, чрезмерной жестокости постановки. В итоге, режиссёр был вынужден выходить перед началом каждого «Макбета» и объяснять публике намерения театра. А ведь лысьвенский зритель к этому времени прошёл уже через «В ожидании Годо», «Ночь Гельвера», «Спасти камер-юнкера Пушкина» и другие непростые для восприятия тексты. Впрочем, той же публикой не был оценён спектакль «Облако-рай», ставший впоследствии номинантом «Золотой маски», по решению приезжих критиков. (И здесь нельзя не отметить титанические усилия Пермского отделения СТД РФ, уже 70 лет подряд проводящего экспертизу художественного уровня театров края - «Пермскую театральную весну»). Похожая история произошла при открытии сезона в Березниковском драматическом театре. Празднично настроенная публика, находящаяся в прекрасном расположении духа, была шокирована сложным, интеллектуальным (совсем не зрелищным) спектаклем по повести братьев Стругацких «Второе нашествие марсиан» (режиссёр Т. Насиров), ставящим перед зрителями вопрос: «Что им важнее – сытое благополучие или свобода?» Население города, не избалованное сытостью, не получив ожидаемого «театрального праздника», разразилось возмущением в социальных сетях. Масла в огонь подлила следующая премьера сезона – «Два вечера в весёлом доме» В.Вербина по купринской «Яме» (режиссёр А.Шляпин). Я была свидетелем, как публика воспринимала спектакль. Первый акт прошёл в напряжённой тишине. Зрители явно чувствовали себя обманутыми – ни любви, ни хэппи-энда, ни даже ожидаемой «клубнички» (удивительно целомудренный и гневный получился спектакль). Второй акт постепенно растопил лёд, и в финале зал встал, глотая слёзы и сопли, в единодушной овации. В данном случае, театр победил. Но не все готовы рисковать. Скажем, рискует молодёжный студия-театр «Доминанта» из крохотного города Губаха, беря в работу острые молодёжные тексты: «Мама, мне оторвало руку» М.Конторович, «Волна» Тода Штрассера; философского «Чёрного монаха» А.Чехова. Но и им приходится ставить что-то для «широкой публики». В этом смысле, репертуарное «лицо» городского театра напоминает лоскутное одеяло. А как иначе?

И вот мы подошли к одной из самых животрепещущих тем городского театра – кадровой. Трудно найти хорошего директора, но всё-таки можно. Как правило, это люди местные, оседлые, руководящие театром годами. Хорошо знающие городское начальство, обросшие семьями и связями, терпеливо несущие свой крест. Директора меняются крайне редко. Смена директора – это ЧП местного масштаба. Совсем не так обстоит дело с фигурой главного режиссёра, который должен определять художественную политику театра. Режиссёр – это птица редкая, заморская, перелётная. Кто добровольно поедет руководить театром в российскую глубинку? (Конечно, сегодня понятие «театральной провинции» несколько нивелировалось, благодаря усилиям «Золотой маски», но проблемы-то остались, смотри выше). Кто согласится променять ответственность за собственный спектакль на ответственность за весь театр, когда так велико поле для разовых постановок? Кто готов жить после мегаполиса в маленьком уральском городе? Чаще всего такой проект воспринимается как временная ссылка. Главный режиссёр, в массе, больше одного-двух-трёх сезонов в театре не задерживается. Так, после поднявшего Лысьвенский театр Тимура Насирова (продержавшегося три года), за последние десять лет в кресле «главного» побывали Ю.Муравицкий, И.Ротенберг, А.Терёхин, А.Тишура. Сейчас там ждут нового главного. Надолго ли? Театром в г.Чайковском вообще много лет руководил директор, Валерий Эминов. Наконец, лет десять назад, там появился режиссёр Алексей Орлов – опытный, не избалованный столичными сценами. С директором они составили стабильный тандем, чему нельзя не радоваться. Но тут таятся свои проблемы: стабильность художественного руководства может превращаться в стабильность эстетическую, не допускающую на свою территорию иных художественных веяний. В этом смысле, противоположная ситуация в Березниковском драматическом театре. Несколько лет назад, после долгого безвременья, театр возглавил Денис Кожевников, ожививший театральный пейзаж города и привлёкший новые режиссёрские силы. Среди этих сил и был молодой выпускник ГИТИСа Андрей Шляпин, нынешний главный режиссёр театра. Его позиция заключается в художественном плюрализме –  готовности пригласить на постановку интересного режиссёра с другой театральной «верой». В течение сезона он ставит один-два спектакля (из восьми), остальные – приглашённые. Таким образом тренируется труппа, минимизируется момент «привыкания» к одному режиссёру. За два года, которые Шляпин руководит театром, там поработали молодые, талантливые В.Печерникова, Д.Акриш, Е.Гороховская, О.Галицкий, Д.Акимов, Н.Кублайт и другие. Вопрос в том, сколько продлится эта благоприятная ситуация. (Мы не забыли, каков средний срок работы режиссёра в городском театре). Но как бы ни был прекрасен или ужасен главный режиссёр, сердцевина театра - это труппа. Актёры городского театра – самая незащищённая его часть. Тут и маленькая (иногда – нищенская) зарплата, вынуждающая «халтурить», и невозможность найти другое место работы в случае не востребованности в театре, и привязка к служебному жилью, в котором актёры зачастую существуют всю жизнь, обременённость семьями, школами, детскими садами, привязывающая актёра к городу и театру. Куда податься, если режиссёр тебя не видит? Как прожить, если занят в бесконечных репетициях-массовках, и нет времени на подработку? Куда скрыться от публичной атмосферы маленького городка, где все про всех знают? Это одна история. Но если актёр всё же сумел вырваться, уехать в другой театр, кем его заменить? Откуда приходит актёр в городской театр? Если говорить о Пермском крае, то основным источником пополнения актёрских трупп был Пермский государственный институт культуры (открытый в 1975 году). Из выпускников ПГИК состояла, в основном, труппа Лысьвенского театра. Да и сейчас актёры со средним образованием учатся в ПГИК (так решил для себя проблему образования актёров труппы Березниковский театр). Но – со следующего учебного года все институты культуры по стране лишили права набирать актёрские курсы. Что будет с провинциальными театрами? Кто туда поедет? Вопрос остаётся открытым. Уже сейчас многие труппы городских театров недоукомплектованы – не хватает актёров среднего поколения, уходят «старики», переходит в другую возрастную категорию молодёжь. Во многом нехватка кадров связана и с пресловутым недофинансированием. Ведь кроме актёров, театрам требуются художники, завлиты, монтировщики, работники цехов, и так далее. Но проклятая оптимизация душит всех и вся. Мне рассказывали анекдот из жизни, как в Лысьве администрация города «оптимизировала» штатное расписание театра. Примерно так: «У вас же есть режиссёр. Зачем вам ещё «помощник режиссёра»? А в Чайковском, по словам Орлова, городом финансируется только третья часть штатного расписания театра. Таким образом, театр не в силах принять в штат даже художника.
Тем не менее, театр ещё жив. Театр работает. Спектакли городских театров Пермского края номинируются на «Золотую маску», входят в лонг-листы, принимают участие в серьёзных фестивалях и просто радуют и одухотворяют жизнь жителям маленьких городов. «Если в каком-то отдельно взятом городе полтора или два месяца, ежедневно, происходит акт творчества, когда люди идут на репетицию с радостью, это образование очень мощной позитивной энергии» (А.Шляпин). И эта энергия формирует город. Поэтому городские театры должны жить и работать. Они делают незаметную, но очень важную работу по формированию человеческой души. И в то же время, театры малых городов, на мой взгляд, самая незащищённая и хрупкая категория профессиональных театров страны, нуждающаяся в защите и поддержке со стороны общества и государства.