Кто мы? Варвары ли? Глава четвертая. продолжение

Александра Рудэн
   Автор произведения - Александра Владимировна Рудэн, писатель,пенсионер, 040747, г. Тюмень. ( продолжение )
 -Я тебе говорил, что новый настоятель убежал.Два крыла татары сожгли, Монахи все разбежались. Местные бабы и мужики грабят, что осталось. Но, я, все - таки, принес тебе монашескую одежонку для лета и для зимы, из  не сгоревшей комнаты, что была под замком. Никто не грабил ее, никому она не нужна. Я проболтался, что из рубах можно нашить себе рубашки и кофты, а из одежды - юбок и кафтанов. Вот и ринулись все бабы грабить. Ну, что? Придумал себе имя?
- Ты мне спас жизнь. Николаем назовусь.
- Не хорошо двум Николаем в одном дому жить.
- Я не останусь, пойду в столицу.
- Так бумага нужна.
- Келью настоятеля не разграбили?
- А,  что там грабить. Просвирки или свечи, так, то и другое в церкви бесплатно выдают, сколько хочешь на одно рыло. Бумага на столе лежит, так писать мы не умеем. Наши предки –  не были грамотными людьми и мы такие же.
 Ираклий зашел в полуобгоревший монастырь.  Нашел келью своего наставника.
Открыл стол и увидел чистый конверт. В нем лежала какая – то бумага.
«Слава Господу во веки веков.  Люди все делают ошибки и я сделал. Слава Богу, что ты читаешь мое письмо. Ты знаешь, где лежит расписное яйцо. Дальше решай сам, как жить и с кем дружить.  Помни, ты из рода Яриловых, прости им за совершенный грех, как я простил. где жил князь, твой дед, место указано в бумаги, она лежит рядом с яйцом.  Простименя, что не открыл тебе твое место рождения. Прощай. Твой отец.
У Ираклия потекли слезы. Он зажег все свечи и з кадушки набрал кувшин воды. Стал на колени и читал молитву, пытался на голову полить воду, чтобы не сильно измокнуть. Кто – то перехватил ручку кувшина. Ираклис повернулся и увидел мальчика лет десяти, послушника монастыря.
Он отшатнулся от мальчика, мальчик скривил лицо в плаче и сказал:
 Какой вы страшный дяденька. Я крещенный могу полить вам воду на голову.
 Как тебя зовут.
- Николай.
- « Два николая в одной избе, это плохо», - вспомнил слова пастуха Николая и спросил мальчика.
- Почему не убежал с монахами?
- Они меня не взяли с собой. Родни нет, некуда бежать.
- Пойдешь со мной в столицу?
- Пойду, это лицо у вас после пожара?
- Да, подготовь все к крещению а я схожу в подвал.
- Хорошо, брат.
  В подземелье Ираклий отсчитал  пять шагов от входа, пошарил в стене и нашел шатающий камень вытащил его, засунул руку и вытащил сверток бумаги и бумага на передвижение. Климов Иван. Дарственная на земли в Твери на имя Ивана Климова. В шкатулке лежали золотые монеты и в золотой бумаге завернутый яйцо, в скорлупке ключик и клочок бумаги. « Это от нашего дома ключ в Твери, дом матери моей. Монеты твоего деда - князя Ярилова. Живи, сынок. Прощай и прости.
« Видать, настоятель предвидел такой конец и поэтому приготовил ему его будущее.
 Прости Господи его прегрешения», подумал Ираклис и вышел из подземелья.
Он зашел в келью и сказал:
 - Ты меня будешь крестить Иваном. Фамилия моя Климов.
 Послушник Николай тщательно записал в журнал: «Креститься раб Божий Иван Климов…
- Сколько лет и откуда родом, спросил послушник.
- Двадцать три года, родом из Твери.
- Зачем в столицу едем, поехали в Тверь, - тихо сказал послушник
- Пиши.
 Послушник Николай дописал в листе:  « двадцать три года от рода , родом из города Твери». Я только послушник, правильно, если я буду тебя крестить?
- В монастыре, ты последний имеешь право меня окрестить, предержащие люди, имеющие  эти права сбежали. Я буду читать молитву, а ты повторяй за мной и лей мне на макушку головы воду. Как тебя зовут?
-  Николай.
- Лей воду, раб Божий Николай. После прочтение молитвы, послушник все сделал по процедуре и последнюю воду вылил на голову Ираклиса.
- Принял крещение раб Божий Иван, - сказал послушник и дал поцеловать крест Ираклису, новоиспеченному рабу Божьему Ивану.
 Они месяц добирались до Твери на перекладных телегах. В одном маленьком городишке они встретили попрошайку женщину.
- Что за нужда тебя выгнала на улицу просить милостыню? – спросил Иван у нее.
- Муж помер, детей Бог мне не послал, а родня мужа, он писарем был, погнала меня из дома, так как  я оказалась лишним ртом в семье.  Что насобираю, приношу им, тогда они меня пускают спать в дом, а так, я уже с весны живу в хлеву. Обеднел народ, мало подают.
- В хлеву? Почему не добираешься к  своей родне?
- Куда мне, да и боязно в путь идти одной. Да и я им тоже не нужна, обрадовались, когда купец меня заприметил и посватал за своего племянника. Вот так я уехала от родни.
-Сколько тебе лет?
- Тридцатая весна у меня прошла. Городская я, папенька две почтовые кареты имел, да и ртов полный дом.
- Давно на улице промышляешь?
- Пошел уже второй год.
-  Я с братом добираюсь в Тверь. Как тебя зовут?
- Татьяна.
- Готовить еду умеешь, Татьяна?
- Нет такой женщины, которая бы не умела готовить еду.
- Ты крещенная?
- Да.
- Пойдешь с нами в Тверь? Сама хозяйкой будешь в доме и за братом Николаем будешь ухаживать.
- Пойду. Мы же городские вольные, справку взять у городового, что я вдова и можно отправляться в путь. Переодеться нужно, вещи все у бывших родственников мужа. Ты не ходи, а то испугаешь всех своим видом, подумают, что разбойник переодетый в монашескую одежду пришел, я с твои братом пойду.
Они на насколько дней задержались в городке, родственники мужа Татьяны, обрадовались, что избавились от  нахлебницы, расщедрились так, что вернули ей все городские платья и обувь, которые покупал ей покойный муж. Расстались по - мирному и на дорогу они благословили Татьяну.
 Через неделю они были уже в Твери. Нашли дом, утопающий в зелени. Открыли калитку и не успел Иван вставить ключ в висячий замок, как от калитки мужчина закричал:
- Дом настоятеля под моей охраной. Кто будете?
- Я,  Иван Климов.
- Сообщил мне настоятель, что ты появишься, ты его сын?
- Да.
- А кто с тобой?
- Мой брат во Христе – Николай и Татьяна, вдова, будет хозяйкой и прислугой в этом доме. У всех бумаги исправные.
- Слава Богу, что кто – то будет жить в этом доме. Как померла мама настоятеля, никто не жил здесь, я сторожил, теперь, буду скучать за вашим двориком, сбегал я сюда от сварливой жены.
- Как вас зовут?
- Василий я, сторожем в церкви служу.
- Я приехал на несколько дней, поселю их  в доме и уеду в монастырь, а вы за вознаграждение и дальше охраняйте дом и жильцов,  от воров, от разбойников.
-  Теперь и не поймешь кто, есть кто. Столько лукавых людей расплодилось, так и норовят что – то  из под носа увести и Бога не бояться.
- Посылает нам Господь испытания, чтобы мы окрепли в вере.
- Дом пустой, как померла старуха, настоятель похоронил ее и мне приказал все продукты забрать из дома, чтобы мыши не завелись. Мы год в лавку не ходили, сами пекли хлеб.  Та, что лавка мясная и булочная рядом, а завтра воскресенье – на рынке можно купить все, что душа просит. Если нужно, то ассигнации можно поменять у ростовщика или монеты на деньги. Я сведу, ростовщик прихожанин нашей церкви.
- Пойдем к ростовщику.
Иван обменял несколько золотых монет на деньги, купил мяса и хлеба, вернулся домой. В поленнице было много дров и они растопили печи, чтобы теплом окутался весь дом.
- Как дальше жить?
- Жить. Ходить в церковь вместе с Николаем, я его пристрою в церковь, чтобы от веры он не ушел.
Поймешь, Татьяна, как тебе жить. Ты еще молодая вдова. На весы ставь свое достоинство, дом и воспитанника, которому все это половину принадлежит, на другую чашку ставь жениха, чтобы в материальном плане, весы жениха перевесили твое благосостояние. Ты меня поняла? На бумаге дом мне будет принадлежать, чтобы соблазно небыло вам свою половину продать.
- Замуж я не собираюсь. Так и буду одна. Потом,  буду нянчить Коленьких детей, не прогоните?
- Нет. Ты хозяйка этого дома, так что хозяйство принимай в свои руки. На год оставлю я вам деньги, чтобы не бедствовали. Покажу, где спрятал золотые монеты настоятеля, будешь менять у ростовщика. Сама не ходи, иди в сопровождение Василия. Чем могу, тем и помогу вам. А, теперь иди и готовь ужин, а я с Николаем поговорю.
 Николай сидел на краю кровати и при виде входящего в комнату Ивана, приподнялся.
- Возьми меня с собой?
- Нет. Ты обязан прожить другую жизнь, семейную. Бог послал тебе Татьяну, цени ее, как мать, как сестру.  Настоятель отдал всю свою зрелую жизнь монастырю. И он так и не сумел создать свое гнездо, где бы росли его птенцы по крови. Ты сирота и я сирота.  Недавно узнал о своем дедушке. Бог создал человека, чтобы жил в паре, и продлевал свой род. Так поступи и ты, когда окрепнешь в мужской силе. Я и настоятель  - отшельники, как костры мы горим на земле, освещая им праведный путь. Так поживи ты за нас в семье. Ты и будешь истинным христианином. Мы тебе дали начало, чтобы  строить свою жизнь. Ты грамотный, учись на священника, не пожелаешь, начни свое дело, стань писарем, приказчиком в канторе.  Жизнь покажет, как дальше быть. О, прошу об одном, не бросай Татьяну, она вместо матери тебе будет и не уходи в монастырь. Живи, как все живут горожане.
-  Обещаю, не обежать Татьяну. Ты куда пойдешь?
- Я дам о себе тебе знать, когда придет время. Я уже другой и не смогу жить, как сможешь ты. Не забывай о своем обещании.
Через два дня, как и обещал монах Иван проснулся раним утром собрал котомку, не прощаясь, вышел из дома. Татьяна подскочила к окну, а потом выбежала во двор, руками вцепилась за калитку, тихо рыдала.
- Все - таки, ушел…
- Не плач, - сказал  прибежавший к ней, Николай. – Я тебя отныне буду защищать. А он вернется. Татьяна обняла маленького Колю, прошептала.
- Спасибо Богу и Ивану, они подарили мне сына.
- А мне маму, -  в голосе с дрожью сказал Коля. - Он вернется, он мне обещал… Хоть на минуту, но вернется…
 Иван уходил по дороге на большак. Полы монашеского одеяния развевались на ветру. ООн, потуже подпоясался и не оборачиваясь, шел дальше, знал о том, что вслед ему ссмотрят близкие люди. Слегка сгорбился от  утреннего холода, шел тот, которому с рождения было двадцать три года, а по внешнему виду - все сорок лет. Его седые густые волосы били связаны в пучок и шрамы на лице говорили о том, что он побывал в передрягах. Он шел к своей цели - добраться на реку Кончур, он шел к монастырю, который стоит на холме - Маковец. Что будет дальше с Иваном, покажет  ему время. А пока, теплый ,уже дневной ветер ласкал его лицо в шрамах и он радовался жизни, оглядывая окрестности Твери... ( Продолжение следует )