Еврейский Новый год (Роше шана) отмечался не во всех ашкеназийских семьях Тбилиси ,в отличии от грузинских евреев. Они - то праздновали с размахом. В Нахаловке, где прошло моё детство, евреев было немного. В моём классе я была, пожалуй, единственной, записанной в личном деле, еврейкой. На самом деле ,были "скрытые" .Реалии совковой жизни, в которой государственный антисемитизм диктовал свои правила. Моя одноклассница, Валя Булович, писалась русской при маме Фаине Абрамовне и папе Абраме. Была ещё Полина Левинец -- украинка. Вся её семейка в 70-х ,когда грузинские евреи на демонстрациях стали требовать возвращения "на родину предков", в статусе левитов, переехали в страну обетованную.
Несколько знакомых семей были ассимилированными . Дети не считали себя евреями при аидыше(еврейской) маме. В таких семьях ,в основном ,справляли христианские праздники и они были далеки от еврейской жизни .
Мне еврейский Новый год запомнился блюдами еврейской кухни . Имбирлах мама готовила два дня. Для этого уникального , на мой взгляд, десерта тесто было особенным с каким -то маминым секретом. Из него сворачивались шарики размером в сантиметр ,которые отваривались в меду, с добавлением лимонной цедры ,корицы и сахара. Сваренные шарики вываливались на большую доску и раскатывались. После остывания нарезались фигурками. На кухне стоял устойчивый запах пряностей , мёда и лимонов.
Непосредственным участником семейного празднества была моя любимая украинская нянечка .
Любтя пекла "свой" знаменитый штрудель за день до праздника. Я во многих странах ела этот пирог , но до уровня Любы им было ,как до космоса. Яблоки она запекала с добавлением сливочного масла. Яблоки к штруделю она сама покупала .Брались кисло - сладкие сорта, напоминающие белорусскую антоновку. Изюм замачивался в кипящих сливках. Запахи притягивали весь наш соседский андерграунд .Каждому доставалось что-то из приготовленного.
Мою семью нельзя было назвать верующей, но и воинствующими атеистами мои предки не были. Все еврейские праздники в семье соблюдались. Раз в году, перед Песах, папа ходил за мацой и сухими колбасками в Грузинскую синагогу. В русской синагоге ему выдавали коробку мацы, от реббе Меира Кахане "С любовью".
Гехакте геринг , цимес , гефилте гелзеле, гефилте фиш...Уж и не припомню сколько всей вкуснятины готовилось. Справляли вечером и приглашали обязательно соседей к столу.
Как-то я взяла имберлех к дяде Ачико(Арчил Гомиашвили)и тете Лиичке -- друзьям моего дяди Ромы. Лия откусила кусочек и произнесла интересную фразу,- не могу понять кто у кого украл рецепт. Наши гозинаки отличаются только тем, что вместо теста мы добавляем орехи. Запомнила это на всю жизнь.