Офелия трансформация образа

Нина Ватрушкина 2
Офелия: трансформация образа


Героиня пьесы Шекспира «Гамлет» Офелия отчаянно не современна. И не потому, что трагедия появилась в первые годы XVII века, а потому что девушек подобной ментальности сегодня нет.

Шекспировская Офелия — эфемерное существо, полностью зависимое от воли отца и брата, доверчивая и нежная. Дочь вельможи, приближенного к королю, она все же неровня принцу Гамлету, и потому вынуждена прекратить любовные отношения с ним.  А когда оказалось, что и отец погиб от рук возлюбленного, Офелия сошла с ума и то ли сама утопилась, то ли несчастный случай  произошел.

«Она старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток. Ее одежды, раскинувшись, несли ее, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рожденным в стихии вод, так долго длиться не могло, и  одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти».

Классический (шекспировский) вариант  образа Офелии сыграла Анастасия Вертинская в фильме Григория Козинцева «Гамлет», вышедшего на экраны страны в 1964 году. Тогда этот образ был более понятен зрителю, нежели сегодня.

Девушка XXI века не даст себя в обиду, скорей сама даст фору. В 1997 вышел фильм Киры Муратовой «Три истории». Одна из историй посвящена совершенно жуткому варианту образа Офелии. Сценарий написала актриса и красавица Рината Литвинова, она же ее и сыграла.

Ее Офелия, сокращенно Офа - работник медицинского архива, поклонница героини Шекспира. «Все знают, что я люблю Офелию, безвинно утонувшую. И нет прекраснее и чище ее». Но все перевернуто в ее душе, на самом деле в архивных документах она отслеживает матерей — отказниц и убивает их расчетливо и хладнокровно, делая это не без изящества.

Когда-то от нее отказалась мать, и это, видимо, сказалось на ее психике. Теперь в архивных документах Офа ищет свою биологическую мать. Но, найдя, топит ее, ничуть не страдая угрызениями совести. «Я не люблю ни мужчин, ни женщин, ни детей. Этой планете я поставила бы ноль» - говорит она.

За 4 века в литературе и искусстве созданы сотни вариантов образа Офелии.  Спрашивается, чем же так упорно привлекает он киноматографистов, театралов, художников и скульпторов?

Вероятно, наличием трех качеств шекспировской Офелии: безграничной верой в любовь, страстной привязанностью  и , как следствие неудачной любви, безумием. Вот и Офа Ринаты Литвиновой безгранична, но не в любви, а в  своем безумии.

Последняя попытка экранизировать шекспировский образ принадлежит австралийскому кинорежиссеру Клэр Макарти. Она поставила фильм по книге Лизы Кляйн «Моё имя Офелия». На российские киноэкраны фильм вышел в июле 2019 года.

Долой Гамлета с его «to be or not to be», главной героиней стала Офелия. Девушка нашего времени, расчетливая, все понимающая, догадливая. Призрак больше не нужен. Офелия, фрейлина Гертруды, сама приносит яд от вымышленной Лизой Кляйн знахарки.

Сцена утопления осталась в фильме Макарти, но назначение ее с «точностью наоборот». Девушка выпивает три капли снадобья, чтоб стать на время мертвой для окружающих. И воскреснуть в склепе.

В трагедии Шекспира погибли все: отец Офелии Полоний, Офелия, ее брат Лаэрт, Гамлет, королева Гертруда, король Клавдий.  В киноверсии Клэр Макарти Офелия осталась жива. Почти как у Германики: «Все умрут, а я останусь».

Это символично: образ Офелии, транформируясь , живет среди нас.

PS. На иллюстрации  кадр из фильма Клэр Макарти «Офелия»., исполнительница главной роли Дэйзи Ридли.