Ошибочка вышла

Алексей Дигоре
История произошла в кафедральном соборе, ещё до того, как я там стал работать.


Для начала несколько технических деталей. На церковной службе, обычно, исполняются своего рода краткие песнопения, в которых рассказывается суть праздника, события, или описываются подвиги или жизнь святого поминаемого на службе - тропари и кондаки. К ним по особо большим праздникам примыкают, так называемые, величания. Песнопения схожие с тропарями, но восхвалительные. Начинаются они, обычно, со слов Величаем, величаем тя. Поются они на всенощной.


Обставленно это красиво - по праздничному. Священники выходят из алтаря всем составом, выстраиваются двумя рядами и поют величание первый раз. Второй и третий раз повторяется большим хором. Для исполнения величаний есть хороший обиходный мотив - его знают наизусть все церковные хористы. Есть ещё одна мелодия. Композитор Додонов написал её для хорошего, крепкого хора и баса - солиста. Мотив у солиста красивый, в русском народном характере, партия хора выписана пышно и черезвычайно эффектно. При условии хорошего исполнения - редко кто остаётся равнодушным.


Песнопение Додонова, возможно, было написано к определённому поводу, но постепенно церковные дирижёры приспособили его к большинству красных праздников. Слова подогнать несложно.


Итак перейдём к истории. Тексты величаний Николаю - епископу Мир Ликийских и Василию Исповеднику совпадают фактически на сто процентов. Меняется только имя НикОлае на Василие. В нотах, дабы не писать их два раза просто одно имя стояло над другим. Бас солист или прохлопал ушами, или был затуркан на предыдущей работе, или двух - (Тяжела и неказиста жизнь церковного хориста) не обратил внимания какого святого величать.


Теперь представьте себе ситуацию. Праздничная служба. На всенощной в виду празднования святого Николая - большой праздник - служит сам митрополит. Весь клир выстроился внизу. Во главе, на специальной приступочке стоит Владыка. Фимиам курится, свечи горят, паникадило (светильник такой огромный под куполом в центре храма) сияет во всю силу. Хор вступает: Величаем... Солист вступает: Величааааааааааем, величаааем тя (так и распевается, половину произведения) свяятителю отче (берёт широко дыхание) ВАСИЛИЕ! Занавес. Не знаю, летел ли в невнимательного солиста камертон, но владыка повернулся и посмотрел на хор с неподдельным интересом.