Прокл

Константин Рыжов
Прокл, позднейший неоплатоник, родился в 412 г. в Константинополе и умер в 485 г. Согласно жизнеописанию, написанному Марином, его родители прибыли из города Ксанфа, находившегося в малоазийской области Ликии. Так как богами-покровителями этого города были Аполлон и Афина, он с благодарностью поклонялся им, и эти боги, в свою очередь, удостаивали его как своего любимца особым вниманием. Для получения образования Прокл сначала поехал в Александрию, чтобы изучать там риторику и философию, а затем отправился в Афины, чтобы учиться у платоников Плутарха и Сириана. Здесь он изучал сначала аристотелевскую, а затем платоновскую философию. В сокровеннейшие глубины философии посвятила его главным образом дочь Плутарха Асклепегения, которая, как уверяет Марин, была во времена Прокла единственной, сохранившей переданное ей отцом знание великих оргий и всей теургической науки. Прокл изучил все, входившее в состав мистерий: орфические гимны, сочинения Гермеса и всякого рода религиозные учреждения, так что, куда бы Прокл ни приезжал, он знал церемонии языческого культа лучше, чем особо назначенные для их свершения жрецы. Прокл, как утверждает его биограф, дал себя посвятить во все языческие мистерии. Сам он соблюдал все религиозные празднества и исполнял все обряды различнейших народов. Он знал даже египетский культ, соблюдал также очистительные и праздничные дни египтян, и определенные дни поста он проводил в молитве и пении гимнов. Прокл сам сочинил много гимнов. Относительно того, что он — «богобоязнейший муж» — отдавался изучению столь многих религий, он сам говорит: «философу не подобает быть служителем культов одного города или культов, общих нескольким городам, а ему следует быть вообще иерофантом всей вселенной». Орфея он считал творцом всей греческой теологии, и он придавал особенно большое значение орфическим и халдейским оракулам.
Прокл оставил после себя многочисленные произведения в разных областях знания (в том числе, в математике).  Его философские труды представляют собою преимущественно комментарии на диалоги Платона. Главным его произведением считается трактат «О платоновской теологии». Нельзя не признать, пишет Гегель, что Прокл обладал большим глубокомыслием и что его взгляды более разработаны и ясны, чем взгляды Плотина; нельзя не признать также, что они развиты более научно и в общем находят себе превосходное выражение.
Прокл отступает от учения Плотина, во-первых, в том, что он делает началом или чисто абстрактным моментом не бытие а начинает с единства. Исхождение из единства состоит вообще в том, что последнее само себя умножает, в том, что из него проистекает чистое число. Прокл применяет многообразную диалектику, чтобы показать, что множественное не существует в себе, не есть зачинатель множественного, что все возвращается в единство, и, стало быть, единство есть также зачинатель множественного.
От Единичности Прокл переходит к Троице.  Эта троица вообще интересна у всех неоплатоников, но она интересна, в особенности, у Прокла потому, что он рассматривает в свою очередь каждое из этих трех абстрактных определений абсолютного само по себе, как некую целостность триединства, благодаря чему он получает действительную троичность, так что в целом существует три отличные друг от друга сферы, составляющие вместе целостность, но составляющие ее так, что каждая из этих сфер должна быть рассматриваема в свою очередь, как восполненная внутри себя и конкретная.
Первое, Бог, именно и есть то абсолютное единство, которое, само по себе взятое, недоступно познанию и раскрытию; можно только познать, что оно — абстракция, так как оно еще не есть деятельность. Это Единство есть сверхсущее; его первым произведением являются, во-вторых, многие единицы вещей, чистые числа. Они представляют собою мыслительные начала вещей, через которые последние причастны абсолютному единству; но каждая вещь причастна ему лишь через некое индивидуальное единичное единство, через единицу, а душа причастна ему через мыслимые всеобщие единства. В них Прокл вносит формы старой мифологии. А именно, подобно тому, как он называет вышеуказанное первое единство Богом, так он называет богами и эти истекающие из первого единства многие мыслимые, но вместе с тем называет богами (генадами) также и дальнейшие моменты. Он говорит: «По тому, что зависит от порядков, получают свои имена боги; поэтому возможно познать из этого зависимого их непознаваемые ипостаси, составляющие их определенность. Ибо само по себе невыразимо и непознаваемо все божественное, как составляющее часть неизреченного Единого, но бывает возможно познать своеобразия этого божественного из того, что причастно, из изменения. Поэтому существуют мыслимые боги, которые нзлучают истинносущее; вследствие этого истинносущим является мыслимое божественное и непосредственное, осуществленное». Третьим является именно предел, удерживающий эти генады вместе и составляющий их единство с абсолютной Генадой, граница делает единым множественное и само Единое.
Третьим является, согласно Проклу, некое целое, единство определенного и неопределенного или смешанное: «Только последнее и есть впервые все существующее, некая монада многих возможностей, некое наполненное существо, некое одномногое…»
При ближайшем рассмотрении природы смешанного получаются также и три триады, ибо каждое из этих трех основных определений само представляет собою такого рода целую триаду, но триаду, выступающую под одной из этих трех особых форм. Прокл говорит: «Первое бытие есть смешанное, единство триады с самой собою; оно есть бытие как жизни, так и ума. Первое из этих смешанных есть первое из всего существующего, а Жизнь и Дух суть два других порядка; все, стало быть, троячно. Эти три триады определяются, следовательно, как абсолютное бытие, жизнь и дух, и их следует понимать духовно, в мысли».
Отношение между этими тремя порядками Прокл понимает следующим образом: «Но эти три разряда по своему существу содержатся в Существующем, ибо в последнем содержатся субстанция, жизни и  «вершина существующего», самостная индивидуальность, для себя сущее, субъективное, точка отрицательного единства. «Понятая с помощью мысли Жизнь есть средний центр самого существующего. Но Ум есть граница существующего, и он есть мыслимое мышление…»  Таким образом, в абстрактном триединстве все содержится в себе.
Прокл говорит: «Вот это есть первая триада всего мыслимого, — граница, неограниченное и смешанное. Граница есть бог, вплоть до первой мыслящей вершины, происходящий из несообщимого и первого Бога, бог, всеизмеряющий, всеопределяющий, принимающий в себя все отеческое и удерживающее в связи и беспорочное поколение богов. Бесконечное же» (количество) «есть неисчерпаемая возможность этого Бога, то, что приводит к появлению на свет всех порождений и всех разрядов, и всей бесконечности, как предсущественного, так и субстанционального и вплоть до последней материи. Смешанное же есть первый и высший разряд богов, есть то, что удерживает все вместе скрытым внутри себя, довершает все согласно мыслимой внутри себя объемлющей триаде, обнимая простым образом причину всего сущего и укрепляя в первых мыслимых вершину, изъятую из-под власти целых». Первый разряд представляет собою, таким образом, в своей вершине абстрактную субстанцию, в которой три определения, как таковые, заключены без развития и крепко удерживаются вместе неподатливыми; эта чистая сущность представляет собою, таким образом, не раскрытое. Она есть вершина мышления, и по существу, есть столь же и возвращение, как это мы видим также и у Платона, а это первое порождает в своей вершине второй разряд, который в целом представляет собою жизнь и имеет своей вершиной Нус. Эта вторая природа положена в определении бесконечного.
Подобно тому, как первое единство порождает вершину бытия, так н среднее единство порождает среднее бытие, ибо оно также является рождающим н замыкающим внутри себя». Во втором разряде, как и раньше, появляются три момента. «Здесь основой или первым моментом является субстанция, которая была конечным пунктом первой триады; вторым моментом, которым в первой триаде была бесконечность, здесь является возможность. Единством этих двух моментов является Жизнь», центр, то, что сообщает вообще определенность всему разряду. «Вторым бытием является мыслимая Жизнь, ибо в наиболее предельных мыслях идеи имеют свою основу существования. Второй разряд есть триада, аналогичная первой, ибо некий бог является как бы второй триадой». Отношение между этими троицами таково: «Так как первая триада есть все, но остается интеллектуальной и непосредственно исходит от Единого  и остается внутри границы, то вторая триада есть все, но она — живая и находится внутри начала бесконечности, точно так же как третья триада произошла наподобие смешанного. Граница определяет первое триединство, неограниченное — второе триединство, а конкретное — третье. Каждая определенность единства, поставленная рядом с другими, раскрывает также и умопостигаемый разряд богов, каждый разряд содержит в себе все три момента, и каждый разряд представляет собою эту троичность, положенную в аспекте одного из этих моментов». Эти три разряда являются высшими богами, но позднее мы встречаем у Прокла  четвероякого рода богов.
Прокл переходит к третьей триаде, представляющей собою само Мышление, как таковое. «Третья монада ставит вокруг себя мыслимый Нус и наполняет его божественным единством; она ставит среднюю триаду между собою и Абсолютным Бытием, наполняет последнее посредством средней триады и обращает его к себе. Эта третья триада не есть как причина подобно Первому Бытию, она не является также откровением вселенной подобно второй триаде, а есть все как акт и как проявляющая во вне; поэтому она есть также граница всего мыслимого. Первая триада остается скрытой в самой границе и фиксирует в ней всякое существование интеллектуального. Вторая триада является также пребывающей и вместе с тем она движется вперед» — живое выступает в явлении, но в этом явлении оно приведено обратно к единству. «Третья триада после того, как она подвигалась вперед, обращает и направляет умопостигаемую границу к началу и поворачивает разряд в самом себе назад, ибо Ум представляет собою поворачивание назад и адекватизирование мыслимому» (единству). «Все это есть одно мышление, одна идея; пребывание на одном месте, движение впереди поворачивание назад». Каждый разряд есть сам по себе целостность, но все три приводятся к одному. В Нус две первые триады суть сами лишь моменты, ибо Дух и состоит в том, что он объемлет собою целостность двух первых сфер. — «Эти три триединства возвещают мистическим образам совершенно непознанную причину первого и несообщённого бога, который есть начало первого единства, но проявляется во всех трех. «Одно возвещает его неизреченное единство, другое — преизобилие всех сил, третье — полнейшее порождение всех существ вообще».
В заключение Прокл проводит сравнение между этими триадами. «В первом разряде субстанцией служит Само Конкретное, в другом ею служит Жизнь, а в третьем — мыслимая Мысль». Субстанцию Прокл называет также прочным, основой. «Первое триединство есть мыслимый бог, второе — мыслимый и мыслящий бог, деятельный бог, третье есть чистый, «мыслящий бог», который есть в себе то поворачивание к единству, в котором в качестве возвращения содержатся все три триединства, ибо бог есть в нем целое». Эти три бога безусловно представляют собою, следовательно, абсолютно единое, и это единство указанных трех богов составляет единого абсолютного, конкретного бога. «Бог познает нераздельно раздельное, вневременно временное, не необходимое — необходимым образом, изменчивое — неизменным образом и вообще познает все вещи превосходнее того превосходства, которое они представляют собою согласно их разряду. Кому принадлежат мысли, тому принадлежат также и субстанции, так как мысль каждого человека тождественна с бытием каждого человека и каждый человек есть и то и другое, — мысль и бытие» и т. д.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Неоплатоники http://www.proza.ru/2010/01/25/313