Наставник

Джуди Роуман
Я сижу в электричке, направляясь в соседний город. В университет. К научному руководителю. Я нервная и тревожная как сто нервных и тревожных людей сразу.

До защиты несколько месяцев, а мой диплом на стадии непонятных черновиков. Я вообще понятия не имею, что туда нужно писать.

За эти полгода у меня сменилось два руководителя. Первый уволился примерно через месяц после нашей встречи, о втором я узнала еще позже, так как об уходе первого никто не просигналил.

Страх оттого, что с новым человеком придется работать с чистого листа, отступил, когда новый "вождь" уверенными и смелыми движениями обрисовал мне картину действий, мы накидали план, и я успокоилась, начала работать. А затем он торжественно передал меня третьему руководителю.
Вот как раз к нему я и еду.

В какой-то момент я почувствовала себя ребенком, за которым приходят в детдом, но он им не нравится, и от него отказываются. Впечатления от этого ритуального круга в виде смены дипломников не описать.

Где ж я так накосячила в этом мире, что все снова через задницу?! Почему никто не хочет мной заниматься? Опять будет новый план? А если там какая-то злая вредная тетка, которая возмутится, что у меня даже примерная работа не готова и опять меня к кому-нибудь отправит? Я ведь ничего не успею, а без сторонней помощи сама не смогу! Мир крошился и рассыпался, а я стояла и судорожно пыталась придумать выход.

Приезжаю в город с черновиками в рюкзаке и страхом в сердце. Ожидания далеко не радужные: сейчас, как всегда, какой-нибудь выговор или выговор-взгляд, мол, чем я занималась все это время, что у меня ничегошеньки нет, план, пара сухих инструкций, а потом вертись сама.

Годы обучения на моем факультете я окрестила "лингвистическим Афганом", это когда тебя кидают в это пекло, а ты дерись, как хочешь. С минимумом информации и направления, но с кучей работы. А вместо мотивации или одобрения вслед красноречивый взгляд, таким обычно смотрят на неприятных насекомых. Ты можешь вертеться как бешеный, утопая в количестве работы, но с тобой будут обращаться как с маленьким кротом, слепым, беспомощным и очень тупым.

В то время, когда на соседнем факультете преподаватели и студенты искренне улыбаются друг другу и помогают во всем, ты выходишь с пары, словно выжатый лимон. Никчемный, тухлый, жалкий и ни на что не способный ленивый лимон в соковыжималке.

Провести встречу как положено с первого раза не получилось - у Ольги был полный аврал и куча забот, помимо раздолбая с дипломом, свалившегося на голову.

Но даже этой короткой встречи было достаточно, чтобы перевернуть все опасения и ожидания с ног на голову: никто ругать тебя не собирался, отправлять по рукам дальше - тоже. Бросать с кучей вопросов и не разобранным материалом - тоже нет. О твоем самочувствии даже беспокоились, так как пришлось долго ждать, и предлагали чай.
Я попала в параллельную вселенную?

А затем началось. Поездки на электричках, ночи без сна с отчетами и правками диплома, бесконечные обсуждения и поиски решений.
И, что потрясало в этом всем больше всего - это Ольга.

Руководитель взяла меня под свое крыло и с завидным упорством начала "руководить". Занималась вместе со мной, обсуждала вопросы, давала направление, источники, тратила на меня кучу времени, в конце концов. Поддерживала в моменты, когда я начинала паниковать, общалась, рассуждала.

Казалось бы, что за чушь? Она просто вела себя как человек! Обычный человек. Делает то, что всегда: помогает, направляет, поддерживает. Для меня это было таким удивительным, что в голове не помещалось.

Для участника лингвистического Афгана, где каждый сам за себя, от такого отношения, будто крылья за спиной выросли. Крылья выросли и глаза вылезли на лоб, я все еще не могла поверить, что так бывает. Делалось все в безумном темпе, но я не была одна, не барахталась в этом болоте с кучей непонятной информации с огромным знаком вопроса на лице.

Надо мной был уверенный силуэт моего Руководителя, и вместе с ним я и сама поверила, что все получится.

И конечно, все получилось. В день Икс я защищала диплом, а Ольга защищала меня. И наша работа была супер-мега крутой!

Каждому нужна своя путеводная звезда, хоть одно слово, хоть один добрый взгляд, чтобы понять, что все будет в порядке.

Об одном я жалею, что такого наставника не было с самого начала моей учебы, которая тоже началась с неверных решений и через одно место. Но это уже другая история.

Prometheus.