Цикл. Уникальные женщины мира. Вызов?.. Любовь!

Анжела Конн
Вызов?.. Любовь!
 
Катрин Лаваль

1. Аудиенция у Николая I была напряжённой, если не сказать более...Царь зол, таким она его никогда не видела.  В их богатом доме на Английской набережной в Петербурге великий князь был частым гостем.
Тогда во время мазурки или кадрили он галантно кланялся молодой графине и говорил ей комплименты. Спустя полгода на одном из балов после беседы о древнеримской литературе он удостоил её лестной оценки, назвав "самой просвещённой девицей высшего света".
Теперь же гнев переполнял его: 
- Поймите, мадам, то, что вы задумали - безрассудство, глупость даже!....Отныне вы, княгиня, - свободны, не связаны более узами супружеского союза с каторжником. Мы так хотим. Повелеваем! 
- Простите, Ваше величество, но он - мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему... 
- Учтите, как только вы пересечёте Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придётся навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями. И дети ваши, кои родятся там, - тоже не будут дворянами, они поступят в казённые заводские крестьяне. Вас сие устраивает?! 
- Ваше величество, я должна быть с мужем... 
- Вам, мадам, будет строго-настрого запрещено давать ссыльному мужу деньги и вещи... А главное, вы навсегда лишитесь права вернуться в Россию...Навсегда, мадам!
 - Ваше величество...я согласна на любые условия. Лишь бы всегда быть вместе с мужем, помочь ему...

Царь был в неописуемом гневе, однако разрешение всё-таки выдал.
 Возможно, этому решению способствовала императрица, присутствующая при беседе:
 - Вы хорошо делаете, что хотите последовать за своим мужем. На вашем месте и я не колебалась бы сделать то же...

2. Не сомневаюсь, мой проницательный читатель, в твоей осведомлённости об этой истории...Её знают даже школьники. И люди будут помнить века о подвиге во имя любви. Потому что история, как и сама героиня - уникальна. Уникальность эта -  в величии силы любви...В этой маленькой, чуть полноватой женщине её оказалось выше, крепче, несравненно важнее повеления и воли государя. Так кто же она? Решительная, самоотверженная, любящая Катрин Лаваль!

 Дочь известных в Петербурге родителей, появилась на свет в 1800 году. Отец - эмигрант Жан Лаваль (в России - Иван Степанович), в начале Французской революции приехал в российскую столицу, стал управляющим в особой канцелярии Министерства иностранных дел; мать - Александра Козицкая, наследница огромного капитала и хозяйка модного литературно-музыкального петербургского салона.
Детство и юность девочки протекали весело, беззаботно, счастливо. С утра до позднего вечера она порхала по роскошному дому, любимая и обласканная родителями и знатными гостями. Екатерина Лаваль красавицей не была, но слыла барышней образованной, начитанной, знала языки, прекрасно пела, играла на фортепьяно. Одним словом, завидная невеста, руки которой добивались многочисленные женихи. Посчастливилось князю Сергею Трубецкому, с которым она познакомилась в Париже в 1819 году.
На десять лет старше Екатерины, долговязый, скрытый и замкнутый, да в придачу не умеющий танцевать, вначале он не заинтересовал девушку. Неожиданно в спорах о Французской революции, о справедливом мироустройстве, о свободе для крестьян он преображался, молчаливая угрюмость уступала место страстности - перед ней представал человек решительный и волевой. По мере знакомства, в  беседах раскрывались сокровенные мысли и взгляды обоих; Катерина резко высказывалась о деспоте Робеспьере, насилии и терроре, считая, что строить счастье одних на несчастье других - безнравственно. Глаза её горели внутренним огнём, щёки пылали...Очарованный её душевными качествами и интеллектом, не встречаемым им ни в одной девушке высшего света, князь потерял голову. И она впервые полюбила...Как выяснилось, навсегда.
 Свадьба состоялась в 1821 году.
 
У Катерины были все шансы стать генеральшей. Древность рода, заслуги предков открывали перед Трубецким широкие возможности для карьеры, но он увлёкся политикой, став членом тайного общества, на собраниях которого обсуждался вопрос переустройства общественно-политического уклада в России. Причём, не скрывая от жены...Заговорщики выбрали  Трубецкого предводителем готовящегося восстания. Катрин, конечно же, пыталась отговорить их от опасного предприятия, она не одобряла действий мужа, умоляя его отказаться от противогосударственного акта, несшего гибель людей и страдания, однако её усилия оказались напрасными.

3. Мы все помним, дорогой читатель, из школьных учебников по истории эту трагическую дату 14(26)декабря 1825 года. Как замирали от ужаса наши юные сердца, как страдали, представляя молодых дворян-офицеров на Сенатской площади... в крови... Восстание было подавлено, пятерых мятежников казнили, а других участников сослали в Сибирь.  Трубецкого арестовали 15 декабря, а 27 июля 1826 года в Сибирь за мужем отправилась Екатерина Трубецкая. Первая из жён осуждённых декабристов! Бесстрашная! Отчаянная! 
Во имя любви... Во имя любви Екатерина Ивановна больше шести месяцев догоняла своего мужа. Сменяя лошадей на почтовых станциях, почти без отдыха, едва перекусив, и снова в путь...В дороге она простудилась и тяжело заболела. Но и это её не остановило - вперёд, только вперёд!
Какой тяжёлой, но одновременно счастливой была их встреча в Иркутской тюрьме... Сергей Трубецкой, гремя кандалами, не веря своим глазам, бросился к жене: "Катюша, родная!"
 Его путь лежал на рудники...Катя отправилась за ним. В Нерчинске, где работали осуждённые в промёрзлых штольнях в нечеловеческих условиях, она сняла домик и помогала ссыльным одеждой, продуктами, терпя издевательства и грубость конвоиров. Всё сносила, всё превозмогала утончённая графиня, выросшая в неге и роскоши. Это ли не подвиг!

 А дальше были Читинский острог, тюрьма Петровского завода, поселение в Оеке и, наконец, - Иркутск. В 1828 году с Трубецкого сняли кандалы, а через год разрешили видеться с женой в её доме.  При виде жены...Катеньки, некогда счастливо порхающей в изысканных нарядах в красивейших бальных залах, -  в рваных башмаках и залатанном, застиранном платье, с руками, огрубевшими от холода и беспрерывного труда, - бывший полковник впадал в отчаяние...Боже, до чего он довёл любимую?! Ему нет прощения...Но Катя, его бесценная Катя, одним взглядом, лёгким прикосновением, милой улыбкой стирала с его лица печаль, внушая веру, надежду и, даря самое чистое и высокое, что у неё было, - любовь! убеждая, что скоро, совсем скоро они обретут свободу.

4. Долгожданная свобода пришла в 1845 году. Мужу разрешили свободное поселение. Отважная женщина, благодаря помощи матери, которая в очередной раз помогла деньгами, купила дом под Иркутском. Вся семья, а у супружеской четы к тому времени было четверо детей (ещё четверо не выжили), счастливо зажили в приобретённом доме. Он стал центром притяжения друзей - ссыльных и вновь приобретённых.
Катю любили все. От мала до велика. Будучи сама больной, так как здоровье её было подорвано долгим проживанием в казематах и в неприспособленных для жизни помещениях при рудниках, она продолжала помогать нуждающимся, сирым и убогим. Нищие и калеки тянулись к ней за помощью. И она не отказывала ни в куске хлеба, ни в медикаментах, полученных из Петербурга.
 Современники восторженно отзывались о сочетании тонкого ума и неистощимости её доброго сердца. Она спасала всех, кого могла...Но болезнь её не пощадила. Очередной недуг уложил её в постель весной 1854 года, а 14 октября Екатерина Трубецкая скончалась. За гробом Кати шёл весь Иркутск. Безутешное горе охватило близких и друзей...

 Эта женщина не совершила ни одного открытия, не написала ни одной книги, не запечатлела ни одного рисунка на холсте, не вырастила цветка, ставшего символом страны...Но она явила миру такую Любовь, перед которой склоняют головы самые отъявленные скептики, отрицающие её, самые безнравственные циники, смеющиеся над ней, и, безусловно, люди, не сомневающиеся в её непобедимой силе, величии и красоте.
Скромная эпитафия на чугунной плите "Здесь похоронена жена декабриста Трубецкого Екатерина Ивановна Трубецкая..." не может поведать случайному прохожему будущего о мыслях, чувствах, переживаниях и поступках удивительной женщины... Но пока на земле не умрёт настоящая любовь, эту женщину, уникальную в проявлении великого чувства, ради которого из века в век совершались подвиги и безумства, будут вспоминать всегда. 
Вслед за классиком хочется воскликнуть: "Да светится имя Твоё", Катрин Лаваль...