Дождь над нашей любовью 1946 И. Бергман

Максим Странник Петров
Дождь над нашей любовью/Det regnar pavar karlek (1946) сцен.Херберт Гревениус, Ингмар Бергман, Оскар Братен

В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ МУЗЫКА

В отличие от предыдущих фильмов Бергмана, герои фильма "Дождь над нашей любовью" повзрослели. У каждого за плечами уже есть некий самостоятельный жизненный путь. И он не усыпан розами. Давид успел отсидеть в тюрьме, и только что освободился. Магги потеряла работу, переспала со случайным знакомым и забеременела от него. Но несмотря на драматичность их жизни, на неудачный первый опыт вхождения в самостоятельную жизнь, мы видим, мы чувствуем, что наши герои очень искренние, честные люди. Но эти герои, как и в предыдущих фильмах Бергмана, чувствуют своё одиночество. Два одиноких сердца тянет друг к другу, чтобы создать островок безопасности, видимости покоя и умиротворённости. Во многом они сохранили, как дети, искреннее, чистое бескорыстное восприятие мира. И поэтому не склонны ко лжи, обману, к поиску неправедных путей для своего счастья. Они не умеют хитрить, искать себе выгоду. И у них даже появляется свой ангел-хранитель, который направляет их и защищает.

Но раз есть ангел, значит, должен появиться и дьявол-искуситель. Он появляется в образе хитрого старика, владельца летнего домика, в который забрались наши герои, прячась от холода и дождя. Он говорит, что не будет отправлять их в полицию за незаконное вторжение в его собственность, но предлагает совершить сделку. Живите здесь, только платите мне аренду. Вот и бумага, которую надо подписать. Только два раза подумайте, прежде чем подписывать.

Второй раз он приходит к ним, когда у Давида уже есть работа. Теперь он предлагает выкупить его домик. Платить можно также, раз в неделю, в рассрочку. Только сумма уже будет повыше. И опять он говорит о том, чтобы Давид два раза подумал.

Смысл всех этих сделок в том, что Давид и Магги мечтают о своём тихом уголке земного счастья. И вроде бы их желание исполняется. Но старик знает больше. Он знает, что участок, где стоит домик, будет изъят государством для строительства, а за это будет выплачена компенсация. Но он умалчивает об этом. Наши герои исправно выплачивают старику деньги. А потом узнают только о том, что они всё это потеряют. И Давид рвёт контракт. Старик остаётся в выигрыше. Он возвращает себе домик, и немедленно увозит его. Таким образом, получив двойную выгоду: получив деньги с Давида, с государства, и сохранив домик за собой.

Это только часть тех испытаний, которые получают Давид и Магги.

Давида нанимает на работу местный зеленщик. Через некоторое время жена зеленщика обвиняет его в воровстве. Вещи, которые пропали из их дома, оказываются в доме у Давида. Но их принесли к ним в дом двое бродяг, с которыми Давид и Магги подружились, и которые из самых лучших побуждений подарили им все эти вещи.

Давид предлагает Магги выйти за него замуж. Сначала она избегает обсуждения этой темы. Но в конце концов вынуждена признаться, что у неё будет ребёнок от случайного мужчины. Давида обуревает ревность. Он не может смириться с этой мыслью.

И вот все эти проблемы падают на голову наших героев, заставляя их страдать, испытывать душевную боль, чтобы только понять, кем они себя считают, кто они есть на самом деле. И в этом им помогает ангел-хранитель, который указывает им путь, оберегает на этом пути. Но и "змей-искуситель" нужен им для тех же целей. Дьявол не похож на исчадие зла. Он искушает, но как-то незлобиво, а даже по-доброму, предупреждая их о том, что можно не спешить, 2 раза подумать. Здесь Бергман словно демонстрирует, что и добро и зло имеет одну природу, один источник. Это две стороны одной медали. Диалектика.

В этом фильме все персонажи словно созданы для того, чтобы дать возможность нашим героям испытать на опыте и понять, кто они есть на самом деле. "Всё, что происходит, не случайно", — говорится в первом фильме Бергмана.

Не случайно встретились два одиноких человека на вокзале. Не случайно Давиду отказал в работе его сокамерник. Не случайно они набрели на летний домик в ночи и его хозяина. Не случайно Давида обвинили в воровстве. Не случайно его любовь к Магги была поколеблена её признанием в беременности. И чтобы укрепить Давида в вере, что всё не случайно, у него на глазах в трактире умирает от одиночества человек. "Ты видел одиночество", — говорит ему ангел-хранитель. Суд над Давидом и Магги тоже бы неслучаен. Но восторжествовало то, что души героев не были замутнены, исковерканы выпавшими на их долю испытаниями. И их оправдали. И на пути их попадались не только люди с корыстными намерениями.

Что же явилось в этом фильме самым главным чудом? В чём секрет человеческого счастья? Кто и как может рассчитывать на его достижение? Кто может стать счастливым обладателем билета в долгую и радостную жизнь?

Тот, кто благодарен своей судьбе за всё, что она ему посылает. Кто не боится страданий, житейских передряг, унижений и лишений. Кто сохраняет веру в то, что всё не случайно, что всё для чего-то нужно. Когда-то Стив Джобс, выступая перед выпускниками университета, сказал замечательные слова о пяти точках, пяти событиях в его жизни, которые казались ему случайными, глупыми, ненужными, ошибками в его жизни:

"Вы не можете соединить точки, смотря вперёд; вы можете соединить их, только оглядываясь в прошлое. Поэтому вам придётся довериться тем точкам, которые вы как-нибудь свяжете в будущем. Вам придётся на что-то положиться: на свой характер, судьбу, жизнь, карму – что угодно. Такой подход никогда не подводил меня и он изменил мою жизнь."

Можно добавить к этому: нельзя соединить точки, полагаясь только на человеческую логику, на веру в свою волю, в свой талант, на своё упорство и трудолюбие. Есть то, что ведёт нас по жизни, что помогает нам ежечасно стать достойными этого Божественного мира, соответствовать Его логике, законам Вселенной, стать частью мироздания, вписаться в его мозаичное полотно. При этом не теряя свою индивидуальность, себя как личность. Ведь именно личность как творческое начало обогащает начало коллективное. Общество как живой дышащий развивающийся организм — это всегда собрание личностей. И лишь бездушная машина — это симбиоз шестерёнок и винтиков. А муравейник или рой пчёл, несмотря на всё изящество и чёткую организацию поведения в них отдельных особей, не может развиваться так, как общество творческих индивидуальностей.

Но человек способен на чудо только если он верует в Великое Всё Созидающее Начало, и на пути к этому началу накапливает в своей душе любовь как непременное условие гармоничного соединения личностей в Верховную Личность.

Ещё раз пройдёмся по фильму в поисках Божественного Провидения.

В одном из эпизодов Давид находит игрушку, играющую мелодию.
"Музыкальная игрушка. Ржавая, гнутая, а внутри мелодия. Немного дребезжит, но мелодию держит. Один человек в тюрьме говорил, что потерял мелодию и должен её найти. Я тогда не понимал его."

Можно было бы сделать эту цитату из фильма эпиграфом картины или этой главы. Каждый человек не должен терять ту мелодию души, которая заложена в него природой, Космическим Сознанием. В советском фильме "Клетка для канареек" (1983) эта мысль повторяется: "В каждом человеке всю жизнь должна звучать музыка. Я каждую секунду её слышу. А если она кончится, я умру." Жизнь — это непрерывный поиск мелодии в своей душе. Но современное общество утеряло способность заботиться о мелодии своей души. Как не удалось это старику, хозяину домика, который из-за своей корысти растерял всё то, что было ему дорого: своих близких и их любовь.

Другой эпизод. Давид узнаёт о случайной беременности Магги. Он кричит: "Я не собираюсь заботиться об этом выродке". Потом он принимает ситуацию. Но ребёнок умирает при родах. "Ангел" появляется и разговаривает с Давидом, словно голос совести самого Давида:

— Это я виноват. Я проклял ребёнка. Я сказал: я не хочу заботиться об этом шальном выродке. Я так сказал.
— Разве ты не рад? Разве не этого ты хотел?
— Хотел?
— Да. Ты хотел этого. Признайся. Ты бы полюбил ребёнка? Да, полюбил бы. Но СУДЬБА распорядилась иначе. Ребёнок умер. Какая неожиданная удача! Это твои мысли. Какая удача! Тебе, конечно, неприятно. Но ты и доволен. Там, В ГЛУБИНЕ ДУШИ. Если быть честным.

Ангел говорит о том, что наши мысли, наши чувства создают наши будущие события.

И ещё эпизод. Смерть человека в трактире после того, как Давид неприкаянный ходит по городу, не в силах принять новость о беременности Магги. Мы уже упомянули об этом. И снова появляется ангел. "Милое местечко. Чисто. Уютно. У тебя есть работа. Кров. Еда. Девушка. Как говорится, мечта. Но ты ещё не осознал цену всему этому. Только пойми одну вещь. Ты сейчас видел того парня. Это одиночество. Ты видел одиночество."