Мысли по поводу сочинения Фихте

Николай Островский 2
Ряд моих мыслей (комментарий)относительно 1й лекции Фихте И.Г. "О назначении учёного". "О назначении человека в себе". (И.Г. Фихте. Сочинения в 2х томах. Том 2й. Мифрил, Санкт-Петербург, 1993. )

ЛЕКЦИЯ 1.

1. Человечество имеет одну цель - выполнить своё предназначение. (С. 11-12.)  1. Эта цель недостижима, только идеал, стимул деятельности и указатель её направления - для духовной элиты.2. Это нравственная цель. Как бы заранее, до исследования, Фихте имеет в виду родового человека, доброго по самой своей природе. Причём наперекор злой действительности, которая как таковая итог деятельности человека и человечества.3. Правильные средства предполагают успех в деятельности, т.е. успешное достижение цели. Но цель по природе своей здесь недостижима, идеал.4. Отсюда сама деятельность (моральная, благотворная) оказывается выше, ценнее успеха,достижения, даже уже реализованного предназначения.
2. Человек = разумен, цель себя, своего бытия. ((Заранее предполагается тождество "человека" и "разумности", а это ещё неизвестно. Что Ф. понимает под "разумностью", он вкладывает в определение человека как такового и причём это оказывается сущностью, природой человека. Неразумный не есть человек. Так ли это? Но Фихте пишет, что человек не просто есть, он есть нечто, поскольку есть и другое, мир человека. (Л.1, с. 14.) Тогда разумен лишь родовой человек, как бытие себя, бытие человека вообще. Конкретный человек эмпиричен, связан с миром и действует в мире. То есть он может уже быть разумным и неразумным. Неразумный человек остаётся человеком, но извращает или даже уничтожает, пусть и не до конца, свою родовую природу, сущность, предназначение быть разумным.
3. Чистое Я ,по Фихте, не может быть иным, оно одинаковость, единство. Эмпирическое Я - может. (Л.1. 14-15.) Чистое Я антитеза Абсолютному Я, в том смысле, что Абсолютное Я создаёт и себя и всякую множественность (Не-я, а чистое Я конкретного человека ей противоположно. Иначе говоря, Абсолютное Я создаёт Душу человека, а Чистое я - глубина этой души. Поскольку же дана глубина, есть и поверхность души, что выражает эмпирическое, чувственное бытие человека в мире и его внешнюю деятельность . Когда Я противоречит себе (Л.1, с. 15.) - это знак подчинения его миру, вещам, Не-я, состояние несвободы.
4. Человек ДОЛЖЕН хотеть быть тем, что он есть (в смысле Чистого Я). (Л.1, с. 15.)                А. Хотение - "моя свобода", долженствование"- уничтожение её, приоритет высшего над низшим, духовного над эмпирическим.                Б. Это создаёт основание свободы общества, человечества - через ограничение свободы частной.                В. Свобода здесь сливается с необходимостью. Без ограничения индивидов, распадётся и общество.Моё хотение здесь уже не произвол, а разумная необходимость "быть собой" (в согласии со своей высшей природой.)                Г. Долг,должное - этическая категория. Истинный человек у Фихте - человек абсолютно Этический. Приоритет этики над социологией. Отсюда и моральный ригоризм Фихте (максимум нравственности в помысле и деятельности).
5. Этическое основоположение Фихте: "Поступай так, чтобы максиму твоей воли ты мог помыслить как вечный закон для себя". Иначе будь максимально моральным человеком - теоретически ("закон") и практически, в деятельности. Ориентируйся на вечное, а не на бренное, на высшее, на духовное. Приоритет духа над душой.
6. Вся антропология первой лекции такова: Человек двояк по природе - эмпирически-духовное существо, обладатель Чистого, неизменяемого, высшего для его души Я и Я низкого, суетного, бренного,зависящего от вещей мира, Не-Я. Отсюда выявляется его цель-в-себе: выявит, развить свой разум (через культуру и разумное согласование души, понятий с вещами. Тем самым человек приходит в согласие с собой, со своей высшей природой (разумом), со своим бытием. Это Фихте называет состоянием блаженства. Причём не блаженство причина хорошего, а хорошее, должное, нравственное причина блаженства. Человек как разумное существо сразу становится и человеком этическим, культурным. Он не может,из-за своей чувствительности, освободиться от мира вещей и должен либо подчиняться влиянию вещей, либо облагораживать мир. Учёный и является примером такого разумного человека. Фихте говорит, что "без нравственности невозможно блаженство", могут иметь место лишь приятные чувства. То есть и учёный ещё не становится автоматически разумным и блаженным, но истинный учёный таков изначально, - он изначально разумный, а значит и нравственный, или это лжеучёный, раб вещей и явлений. Здесь мы видим приоритет нравственности над знанием, она первичная ценность, она одухотворяет знание.Таким образом, свобода достигается через подчинения высшему, идеалу, нравственности, через максимальную гармонию человеческого Я и его мира. Последняя цель человека - "подчинить себе всё неразумное" (Л.1. 18.) Она недостижимо. Отсюда особая роль и главенство в жизни (должное, а не реальное) благой деятельности. Поскольку есть неразумное, осознаётся разумным человеком его предназначение - быть разумным, творческим, нравственным - всегда и везде. Чтобы соответствовать тому, каким должен быть человек, он, оставаясь человеком, в то же время быть и неким морально-интеллектуальным сверхчеловеком. Это вряд ли возможно в эмпирическом мире. Должное всегда отстаёт от данного. Но интересна сама попытка дать образ идеального человека, показать значение и ценность разума в мире людей. Человек, пишет Фихте, разумен, но конечен, чувственный, но свободный. Почему человек дан в его исходной  противоречивости? Фихте не говорит, но в контексте высказанного им, думается, что это противоречие созидательное, даны высшее и низшее начала, а значит дана и их борьба - тем самым определяется назначение и деятельность высшей части бытия человека в мире. Это противоречие не произвол, но сила самой необходимости. Разум, таким образом, дитя не случая, а необходимости, необходимой связи явлений, сущностей и явлений. Противоречие дано уже в самом Абсолютном Я, создающим Не-Я. Но только через прогрессирующего духовно человека Абсолютное Я может "вернуться к себе", уже в качестве Высшего Смысла всей реальности, какой бы она не была. Единство таким образом, не отрицает совершенно Множества, но хочет максимально внести в него гармонию, разумное и нравственное начало. Правда, цели и Абсолютного Я недостижима. Но именно такая недостижимость полного Разума, Блага и Добра позволяет деятельно стремится к ним. Это и есть "усовершенствование до бесконечности" (Л.1. 18.) Человек "существует, чтобы постоянно становиться нравственно лучше и улучшать всё вокруг себя в чувственном смысле." (Там же.)Фактически же это означает, что полной победы Добра и Разума в мире ждать не приходится и "совершенство" человека оказывается пустым словом. Но это имеет значение только если мы ждём окончательной победы Высшего в мире явлений. Деятельность и её средства по улучшению жизни важны сами по себе, победят они здесь и сейчас или нет. Благая деятельность становится долгом духовного человека. Фихте в этой лекции анализирует "изолированного человека", вне отношения к себе подобным. Анализ же людей в их взаимодействии покажет что реальность совсем не такова, какой она мнится в идеале, что рядом с должным всегда будет присутствовать "недолжное", в вечном сущностном конфликте между ними.Фихте же желает положительно повлиять на молодёжь, за которой будущее. Воспитанная духовно,интеллектуально, морально молодёжь должна повлиять на человечество в целом. (Л.1. 18-19.) Это утопизм, Фихте не хочет знать, что его одного на всех не хватит, что молодёжь портит более старшее поколения и знания не могут совершенно оградить человека от пороков его натуры и времени.  Но Фихте прав, утверждая, что вся наука и философия никчёмны, если не имеют такой цели. (Л.1. 19.) Нравственность должна оставаться таковой и без награды, без сиюминутного успеха.И теории здесь недостаточно,хотя и она необходима, нужно нравственное действие. И в качестве примера такой деятельности Фихте предлагает самого себя.