ДОМ

Елена Гуржий
 "Известно, что большинство наших поступков определяются влиянием внешних условий и характером доминирующих в нас мыслей. С точки зрения совершения судьбоносных поступков большинство людей лишены свободы воли. Но, как мудро заметил Лев Толстой почти полтора века назад, человек обладает только одним видом свободы — возможностью воздержания от определенных желаний и мыслей именно в настоящем".               
                (Галина Токталиева).         

        Мы сидели с Ниной на лавочке во дворе большого и когда - то красивого дома. Теперь он стоял , как бы извиняясь, что вот таким стал - обветшалым и неухоженным.Его давно не белили, и кусочки извести маленькими и большими хлопьями свисали со стен. Синяя краска вокруг окон и по углам дома выгорела и потрескалась.Перед домом, во все времена росли  цветы и своей красотой и  разнообразием радовали глаз.Сейчас из - под густой и высокой травы выглядывали темно - бардовые пионы, но не было в них той пышности и красоты, не было той буйной силы, как раньше.  Зарос травой и большущий огород вместе с садом. Деревянный забор покосился и казалось, что достаточно прикоснуться к нему и он сразу же завалится.Но и это еще не всё. Окна  с улицы были заколочены, а стены в большущих  рытвинах.
         - А я когда - то мечтала  в нём жить, - сказала Нина и кивнула на дом.
Я вздрогнула от неожиданности, мои мысли витали  далеко...
Сегодня мы похоронили  хозяйку этого дома, мою дальнюю родственницу.
           -Что с ним теперь будет?- спросила Нина.
           - Не знаю, - ответила я.
           - Разграбят, разломают, как и многие другие вокруг.
          У нас шел шестой год войны, и на улице остались редкие домики, находящиеся друг от друга на большом расстоянии. Вечером страшно было выходить во двор, на улицу. Царила непроглядная тьма.Там, где еще жили люди, тщательно маскировались окна, чтобы не привлекать внимание светом.Темно, хоть глаз выколи...темно и жутковато... Этот дом не был исключением, как и другим, ему тоже не повезло. Дважды ложились снаряды рядом, изрешетив дом осколками ( по - другому у нас не говорили -  лег снаряд... как спать улёгся).  Вылетали стёкла, разбивались рамы, кололся, рассыпался  и разлетался на все стороны шифер на дальние расстояния.
Жить в доме было далеко не безопасно. И мы с мужем предлагали родственнице перебраться к нам, а, если не уютно ей  жить с нами в квартире, то поселиться на даче. Но она твердо и решительно отказывалась. Звали её Анна Ивановна, но я называла по - домашнему, по - родственному  Нюра. Когда она заболела и стало ясно, что уже не поднять её, мы  начали искать сиделку. Никто не соглашался. Линия пересечения рядом, частые обстрелы... солдаты, блиндажи, военная техника...В эту часть поселка не приезжала на вызов скорая помощь и отказывались ездить таксисты. К нашему удивлению,  сиделка  нашлась сама. Она пришла проведать тётю Аню да так и осталась с ней, тем самым освободив меня от круглосуточного дежурства.Сиделкой стала Нина, с которой мы и сидели, в данный момент, на лавочке.
       - Хочешь я тебе стих прочту?- неожиданно спросила она.
         - Правда...он такой интимный, но мой...Я  его никому не читала. Я повернула к ней голову и приготовилась слушать.
Она начала  читать, немножко стесняясь. Стих был о  её любви к сыну Нюры. Историю этой  любви я знала давно.Единственный сын -  Лёшка, был на  год моложе меня, и  в детстве мы с ним часто играли вместе. Потом дружили и общались, и я находилась в курсе всех его похождений. Парень с него получился стройный, высокий, красивый. Девчонки не могли пропустить такого и сами  цеплялись, навязывались, а он был и не против, ему нравились все или почти все женщины. Женился впервые в восемнадцать лет во время учебы в строительном училище. Когда его родители приехали сватать невесту, то родители невесты им отказали, ссылаясь на то, что дочери не замуж надо, а нужно учиться и ума набираться. Бедные даже не замечали, что у дочери шестой месяц беременности. Так Нюра стала бабушкой в тридцать восемь лет. Родился внучек Андрюшка. Потом у Лёшки были еще жёны. Только в официальном  браке состоял четыре раза.И вот  где - то между вторым и третьим браком у них с Ниной вспыхнул страстный, бурный и тайный роман. Домой он привозил жену, а сам тайком бежал огородами к Нине. Нина была замужем и у нее подрастала дочечка. Нюра не одобряла эту тайную связь и всячески мешали их свиданиям. Она следила за сыном и не выпускала вечером из дома, а в это время  Нина стояла  , на улице, прячась в зарослях сирени, плакала и умоляла вызвать Лёшку. Нюра брала лозину, выходила  к Нине и, угрожая, отгоняла подальше.Потом Лешки не стало... Он выпал с балкона пятого этажа. Никто не мог назвать или объяснить причину случившегося. Следом ушел муж... и через время погиб внук Андрей при выполнении своих служебных обязанностей, так как, работал  в милиции. Так Нюра осталась одна.
Нина прочла стих и ждала от меня слов, которые я должна была сказать, но я не знала что ...
       -Чувственное стихотворение, - выдавила я.
       - Как ты думаешь, могло у нас с ним что - то получиться? Я вот думаю, что могло, если бы только не тётя Аня.Это она виновата, она нас разлучила. Я его случайно встретила за два дня до его смерти. Мы обнялись и долго-долго стояли. Стояли и молчали. И уже тогда у меня было предчувствие...Промелькнуло в голове, как в последний раз.
          -Ты до сих пор любишь, не забыла его? - спросила я.
          -Да, он самое яркое светлое пятнышко в моей жизни. И если бы повторилось всё снова, я  опять и опять готова была бы бороться за него. А теперь вот ...он никому не нужен. И только я сейчас приглядываю и убираю могилу. Работы прибавится, придется и за тети Ани могилой смотреть.
          - Мне трудно что - либо тебе ответить на всё это. Я считаю, что вы оба виноваты в том, что не смогли быть вместе, а Нюру винить не надо, - подумав, ответила ей.
Я - то знала причину. Нюра делилась своими переживаниями с моей мамой, а она рассказывала мне. Нюра всю жизнь работала на сына. А он всё женился и женился, а потом  нажитое и подаренное родителями оставлял жене и уходил. Дом - единственное то, что хотелось передать внуку. Она в него вкладывала всю душу, надеясь, что будет жить в нём большая и дружная  семья внука. А у Нины была дочь,  её надо воспитывать и дом потом придётся на двоих  делить.Эта крестьянская скупость и бережливость подвела Нюру. И не могла она предположить, что судьба распорядится совсем другим образом.
       - Я ключ от дома повешу над будкой Мальчика, - произнесла Нина.
       - Не надо.Мы, все равно, не приедем.Забери его с собой. Может, кто нуждается? Может, кому жилье необходимо, ты поспрашивай. Пусть заходят и живут, - сказала я.
        - И Мальчика отпустить нужно,- добавила.
        - Да кто сюда придет? Здесь остались только те, которым больше деваться некуда.А Мальчика я заберу к себе,  веселее моей собаке  будет,- тяжело вздохнула Нина.
Через пару недель она позвонила. Мы с ней долго говорили. Я расспрашивала как она? Не боится ли одна среди всего того хаоса? Я приглашала её к нам.Она отказывалась и обещала - если  совсем невозможно будет, то приедет, переберется на нашу дачу.Под конец беседы сообщила, что дома больше нет... Улица пополнилась еще одними развалинами..