О статье Как писателю дождаться своего читателя?

Алексей Морозов 3
       О статье «Как писателю дождаться своего читателя?»
       Одним из пользователей портала Проза.ру высказаны несколько критических замечаний по моей статье о том, как писателю найти своих читателей.
       И я постараюсь на них ответить. Потому что и замечания важны и актуальны, и поискать истину в их недрах полезно для всех, кто задумывается над проблемой, как же на самом деле писателю найти своих читателей.
       Первое замечание: ответа, ожидаемого от статьи с таким притягательным названием, читатель не получил.
       Во-первых, ни один хороший писатель никогда не даёт точных ответов на поставленные им в произведении вопросы. Иначе это будет инструкция по пользованию жизнью. Разве хорошие писатели сочиняли инструкции? Вы не найдёте ни у одного из них прямых ответов на какой бы то ни было вопрос.
       Вот, например, фраза Толстого из его романа «Война и мир» (не гарантирую точности, привожу по памяти): "Вся моя мысль состоит в том, что если люди порочные объединяются и составляют силу, то почему бы людям хорошим не сделать то же самое?"
       Вопрос: почему бы не сделать то же самое? Не ответ. Вопрос. Но Толстой так его задаёт, что думающий читатель видит в нём ответ. Тем и сильны бывают писатели, что в заданных ими вопросах уже звучат ответы.
       Но они звучат, повторюсь, для думающих читателей. Я писал для думающих. Тем более что я знаю, что почти все читатели именно думающие: те, кто не любит и не умеет думать, вообще не читают книги. А те, которые читают, умеют увидеть, кто из писателей хороший, а кто просто тешит собственное самолюбие. Великих читателей многократно больше, чем великих писателей. Без понимающего читателя, как и зрителя, слушателя, не было бы великих писателей, художников, композиторов, музыкантов. У поэта Андрея Дементьева есть стих с прекрасной мыслью: "Пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали вы". Как здорово подметил поэт гениальность слушателя, читателя, кого угодно.
       Но не дай бог, писатель изложит в своём произведении подробную инструкцию по пользованию жизнью! Это уже будет не писатель! Это будет справочное бюро, издатель рецептов по употреблению средств от жизненных проблем...
       Я поставил вопросы в своей статье для думающих читателей, каковых, как мы тут выяснили, подавляющее большинство. Читателя надо уважать, ни в коем случае не считать его дурачком, которому надо буквально всё разжевать и положить разжёванное в рот, чтоб он его только проглотил. А я ещё даже кое-что и разжевал в своей статье. Ну уж поразмышляйте теперь сами над обозначенной проблемой. Вы думаете, мне больше было нечего сказать по теме статьи? Да я мог бы написать по этой проблеме трёхтомное произведение! Но именно уважение к думающему читателю заставило меня быть относительно кратким и не очень уж растекающимся мыслью по древу: читатель и сам знает эту тему не хуже меня, ему лишь придут в связи с прочтением моей статьи какие-то новые мысли и идеи, и всего-то...
       Замечание второе: "Это вы удочку забросили, чтобы рыбка поймалась". Я понял намёк: этой статьёй я рассчитываю найти себе продюсера…
       Ну если он и в самом деле, благодаря этой статье, найдётся, Вы думаете, я буду сильно этим огорчён? Я буду ну прости бешено орать во всю глотку: у-у-р-р-а-а, рыбка поймалась!.. А кто из писателей, скажите, не мечтает, что найдутся те, кто купит их книги, кто снимет по ним фильмы? Только сумасшедшие не мечтают об этом... Я ещё не окончательно сошёл с ума, есть ещё какие-то остатки сознания...
       Ну а если серьёзно, то эту мою статью прочитали не более пятидесяти человек, и все они пользователи портала Проза.ру, как и мы с моим уважаемым критиком. Так что читают наши опусы в портале Проза.ру главным образом пользователи этого портала… Есть, конечно, среди читателей и те, кто просто сюда заглянул. Но среди них, уверяю Вас, - точно нет! – продюсеров! Чтобы Вы поняли, что я кое-что о жизни знаю, я лишь очень кратко перечислю, где и кем мне довелось в жизни послужить и поработать: офицером в РВСН, корреспондентом газеты, начальником отдела банка и замом директора по маркетингу банка. Думаю, достаточно. Чего и кого я только в своей жизни не повидал! А сейчас очень серьёзно болею, привязан к дому, помаленьку пишу и очень много читаю.
      Так что и в целом о жизни знаю достаточно, чтоб не верить в глупости, и о продюсерстве, в частности, проинформирован так хорошо, что лучше бы этого не было, тогда ещё надеялся бы хоть на что-то… А то что вложил сто восемьдесят тысяч рублей в рекламу своего произведения, так это не от наивности моей, а от того, что, как я писал в статье, нашлись три режиссёра, каждый из которых готов снять двухсерийный комедийный фильм по моему литературному сценарию «Бес в ребро, или Бешеный ёжик в мужских трусах» (он, кстати, размещён на моей авторской странице в ЛитРес), и мне показалось, что с помощью столь недешёвой рекламы я деньги для фильма найду, что как раз в итоге показало, что я всё-таки наивен. Ну не зря же есть поговорка: надежда, это чувство, которое покидает человека последним…
       И ещё несколько слов о продюсерстве. Во-первых, Минкульт и Фонд кино дают деньги для производства фильмов только ну очень известным и, точнее сказать, ну очень знаменитым кинорежиссёрам, среди которых выделяются в первую очередь Никита Михалков, Андрей Кончаловский и Фёдор Бондарчук. Это в первую очередь, а есть ещё и вторая, и третья. И все, кто толпится в этих очередях за денежками Минкульта и Фонда кино – сплошь знаменитости, по сравнению с которыми я есть та самая песчинка в той самой пустыне Сахара, о которой я упоминал в своей статье…
       А если у какого-то частного продюсера и есть денежки, то он предпочтёт снять на них фильм по своему сценарию, выступив в нём режиссёром-постановщиком и пригласив на главную роль свою жену, а на роль второго плана – дочь или сына… Я мог бы привести здесь названия таких фильмов, но суд, который тут же состоится, где я буду ответчиком, я с треском проиграю… Так что лучше помалкивать о конкретных примерах…
       Есть ещё кое-кто, у кого денег куры не клюют, и, казалось бы, у них-то их и можно попросить. Да, есть. И мы всех их знаем: «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», и т.д. и т.п. А вы попробуйте найти на их сайтах адреса их электронной почты! Они есть, но только для бизнес-структур, желающих с ними сотрудничать. Простой граждан написать им электронное письмо не может, а на печатное они отвечают, что продюсированием фильмов не занимаются…
       Более того, я живу в одном городе с миллиардером, потратившим 20, как пишут в СМИ, миллиардов долларов на строительство своего футбольного стадиона, и Вы догадались, конечно, что я говорю о Сергее Николаевиче Галицком. Казалось бы, сходи, попроси. Но он, во-первых, недоступен для простых смертных, а во-вторых, продюсированием фильмов тоже не занимается…
       Вот так «закинул я удочку»!.. На такую удочку можно поймать только такого же, как мы с Вами, пользователя портала Проза.ру!.. К тому же, если быть точным, закидывают не удочку, а рыболовный крючок на леске, привязанной к удочке. Ну а если Вам надоест рыбная ловля, то тогда можно будет закинуть и удочку. В ближайшие кусты…
       Далее мой критик пишет: «Чтобы книга успешно продвигалась, нужен кто-то, уже известный, кто замолвит словечко». Я думал, только я наивен, но наивны и Вы, мой уважаемый критик… Не обижайтесь на меня за эти слова, тем более что Вы в конце написали: «Но вы молодец: так обстоятельно изложили свою точку зрения». Хотя обстоятельно изложить можно и откровенную чушь, но я буду думать, что это Вы меня так похвалили…
       Итак, нужен кто-то, кто «замолвит словечко».
       Когда-то Андрей Вознесенский запросто пришёл домой к Борису Пастернаку, и Пастернак открыл ему дверь и так же запросто впустил в свой дом. Вознесенскому тогда было 16. Пастернак похвалил стихи Вознесенского, и тот после этого стал известным... Но  это было в проклинаемом сейчас некоторыми гражданами Советском Союзе. А попробуйте сейчас запросто войти в дом к какой-либо знаменитости! Если Вас не остановят ещё у шлагбаума при въезде туда, куда не знаменитостям вход строго воспрещён, то тогда Вам удастся увидеть, как высок забор вокруг особняка знаменитости, не более того…
       Нет, чудеса, конечно, бывают. Читал, как один парикмахер предложил своему клиенту, который оказался как раз кинорежиссёром, посмотреть рассказ никому не известной тогда кубанской писательницы. Режиссёр посмотрел. Кубанская писательница теперь знаменитость, по её книгам один за одним снимают фильмы…
       Я, конечно, обежал бы всех парикмахеров Краснодара, в котором живу, даже – всех парикмахеров края и России, если б здоровье позволило. Но дело тут не в здоровье: снаряд два раза в одну воронку не попадает… Это была чистая случайность, с парикмахером…
       А вообще-то, такие писатели, которые ищут покровителей среди литературных знаменитостей, давно уже в России называются литературными неграми. Не слышали? А у меня есть на эту тему несколько статей серьёзных литераторов, которые я давным-давно прочитал и даже скачал из солидных изданий.
       Да-да, они называются литературными неграми. Потому что знаменитости, как правило, соглашаются им помочь на условиях публикации их произведений под своими общепризнанными именами…
       А Вы как думали? За просто так сейчас кто-то, особенно знаменитость, будет помогать начинающему писателю? Как бы не так! Тут Вам не Советский Союз! Тут тотальная рубка за деньги идёт! И не только у писателей.
       Вот я, например, очень критически отношусь к нашим современным шоуменам-певцам, и более чем согласен с гениальным определением в их адрес нашего выдающегося музыкального продюсера Иосифа Пригожина – «Клубок целующихся змей». И только потому что постоянно видел, как с этими шоуменами обнимается и целуется наш выдающийся поэт-песенник Илья Резник, я автоматически причислял и его к этим самым целующимся змеям. Но тут, буквально с месяц назад, увидел телефильм о нём, и ахнул: оказывается, он просто прекрасный человек! И прекрасный для меня прежде всего тем, что будучи многократно обворованным этими «целующимися змеями», он даже не пытается с ними судиться! Нет, я не призываю смиряться с тем, что тебя обворовали. Просто это его поведение для меня – важная характеристика его личности!
       Я-то думал, он просто купается в деньгах: многие сотни выдающихся стихов, по которым написаны тоже многие сотни выдающихся, как говорят, шлягеров, просто должны были сделать его если не миллиардером, то уж мультимиллионером – точно! А он даже дом, в котором живёт со своей прекрасной женой, сделавшей его счастливым в личной жизни, арендует, потому что у него нет денег, чтобы купить его! И он даже мысли не допускает судиться с теми «звёздами», которые по сей день не выплачивают ему гонорары за его выдающиеся шлягеры! Для меня это характеристика из характеристик!
       Но так подробно я вёл тут разговор о нём не потому, что хотел им восхититься, – хотя и для этого тоже, – а для того, чтобы показать, что в этом сумасшедшем капиталистическом мире, даже если вы будете тонуть на глазах у миллиардера, он вам не протянет и соломинку, хотя сам регулярно летает на вертолёте чуть ли не в сортир…
       Никто сейчас ни за кого словечко не замолвит, если вы, конечно, не «мажор»… Так что если я закинул бы в своей статье не только удочку, но и гигантскую рыболовную сеть, не то что рыбку, водоросли даже не вынул бы из этого капиталистического болота, где каждый сам за себя, а самая главная ценность в жизни – деньги…
       Ну вот пока всё. Больше уважаемый мой критик никаких замечаний мне не высказал. Кстати, больше никто мою статью не критиковал. А этому единственному критику спасибо хочу сказать, потому что он заставил меня обратить внимание на те проблемы, которые я упустил в своей статье.