Девочка и Андропов

Олег Ласуков
Велик и страшен был 1983 год. Реальность ядерной войны ощущалась в каждой молекуле воздуха. В США победил на выборах верный слуга военно-промышленного комплекса Рональд Рейган. В его актёрскую задачу входило пугать мир Советским Союзом и разжигать американский ура-патриотизм. И с ней президент справлялся блистательно. Его речи про «Империю зла» приводили американцев в шок и трепет. ЦРУ тоже не отставало в мастерстве, и очень профессионально организовало несколько многоходовых комбинаций.

Сначала на пустом месте разожгли вроде как социалистическую, «Апрельскую» революцию в Афганистане, на которую СССР не мог не клюнуть. Потекла помощь. Потом профинансировали контрреволюцию, и правитель Афганистана воззвал к северному соседу: «Спасите социализм!» Полезли спасать, ловушка захлопнулась, получили Советы свой собственный Вьетнам. Вой по планете поднялся страшный, от Австралии до Гренландии мир, до того и слова-то такого «афганистан» не слышавший, гневно клеймил красного агрессора. Бойкот московской Олимпиады опять же…

Потом тема эта притупилась, нужно было чем-то снова подогреть страсти. В СССР к тому времени к власти пришёл всесильный глава КГБ Юрий Андропов. Начал он жёстко. Прогремел лозунг «Рабочее время – работе». Милиция стала вылавливать людей в кинотеатрах, магазинах, парикмахерских. Опустели толпы мужиков у пивнушек, производительность труда выросла на 18 процентов…

И в области международной политики новый генсек начал делать весьма решительные заявления: «На американскую бомбу мы ответим своей бомбой, на их крылатую ракету своей крылатой ракетой, которая у нас уже испытывается».

Мировые СМИ радостно цитировали такие заявления Андропова, но это было мелковато. ЦРУ было поручено сотворить новую провокацию. Долго ли, умеючи.

Корейский «Боинг» с тремя сотнями пассажиров на борту летел с Аляски в Сеул. Но почему-то сбился с курса. Петлял по местам секретных объектов СССР, на сигналы не реагировал. В полном соответствии с Тем Чем Надо советский истребитель выпустил по «Боингу» две ракеты. Одна из них подранила самолёт, но он мог лететь и вполне дотянул бы до Японии, где пассажиры рассказали бы всю правду. Этого нельзя было допустить, и на подлёте к Японии уже американский истребитель добил злосчастный лайнер. Тайна канула в море, а в то место, где в «Боинг» попала советская ракета, были подброшены части тел из моргов и немного барахла. Недаром ни одного тела, ни одного чемодана так и не было найдено…

Боже мой, что тут началось! На площадях столиц сжигались советские флаги. Корейцы вываливали на улицы и грозили в небо кулаками, на американских дорогах появились щиты: «Если ты ненавидишь русских – нажми сигнал». Гудение разносилось по Штатам.

Нужно было что-то делать, разрядить обстановку во что бы то ни стало.
Тут, как нельзя кстати и появилась американская девочка Саманта Смит. Как и все простые американцы она очень боялась войны и Светского Союза, который вот-вот сбросит на её беззащитную родину атомную бомбу.

«Меня зовут Саманта Смит. Мне 10 лет» – так начиналось её простое письмо к Юрию Андропову, в котором она спрашивала: «Вы будете голосовать за войну или нет? Если нет, пожалуйста, расскажите мне, как вы поможете избежать войны… Почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну?» И, наконец, упрёк: «Бог создал мир для нас, чтобы мы жили вместе в мире, а не воевали».

Наверняка Андропову отправляли письма многие американские дети (наши тоже писали Рейгану), но именно письмо Саманты было самым обезоруживающим. Ответный идеологический ход был найден. Видимо, посольству было поручено собрать сведения о Саманте, и вскоре поступил доклад, что она не просто искренняя, добрая и славная, но и очень симпатичная. Андропов написал юной американке ответ: «Ты смелая и честная девочка… Мы в Советском Союзе стараемся делать все для того, чтобы не было войны между нашими странами, чтобы вообще не было войны на земле… Приглашаю тебя приехать к нам… Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в лагере «Артек»... И сама убедишься: в Советском Союзе все – за мир и дружбу между народами...»

Саманта Смит мгновенно стала звездой, её ангельское личика смотрело с обложек журналов и телеэкранов.

Она приехала. Ни одного президента у нас не встречали с такой радостью и искренней теплотой. Саманте жали руки руководители, артисты, космонавты… Она осмотрела красивейшие места в Москве и Лениграде, но, конечно, больше всего её интересовали сверстники. В «Артеке» по этому случаю быстро достроили столовую, на столах появились салфетки и ножи… Но ерундой всё это было. Дети, конечно ж, мгновенно нашли общий язык и, быстренько забыв про Глобальную Всемирную Геополитику весело щебетали о своём, о детском…

Сказать, что Саманта Смит влюбила в себя весь Советский Союз – не сказать ничего. Дети рисовали её портреты, мальчики просили учителей английского помочь написать им нежные признания…

А вот самых идеологически сильных кадров – встречи Саманты с Андроповым, сделать не удалось. Юрий Владимирович тогда уже был смертельно болен и смог поговорить с ней только по телефону. Но ответный ход вполне удался. Мир вдруг увидел, что по обе стороны океана живут не черти с рогами, а такие же люди, желающие простых человеческих радостей.

Потом Саманта Смит стала неофициальным послом мира для США, была ведущей специальной передачи на телеканале Диснея и играла одну из главных ролей в телесериале...

Перед отбытием на Родину девочка произнесла слова, которые тогда почему-то тревожно всем врезались в память: «Будем жить».

Она погибла через два года в авиакатастрофе, и огромное горе, всеобщая скорбь как никогда объединили Америку и Советский Союз.

И сегодня, спустя столько лет мир помнит Саманту Смит. Её доброе сердце и улыбка растопили лёд холодной войны, и хотя мечты Саманты до сих пор не сбылись, но пусть образ этой девочки хотя бы изредка приходят к Большим дядям, вершителям человеческих судеб.

Будем жить, Саманта!