Дьявол среди людей А. Стругацкого

Павел Каргаполов
«Дьявол среди людей»* – сравнительно небольшое по объему произведение Аркадия Стругацкого – представляет, на мой взгляд, в какой-то степени подготовку к более крупному (как по объему, так и по замыслу) «Поиск предназначения»**, которое суждено уже было написать его младшему брату. На эту мысль наталкивает, во-первых, то обстоятельство, что до этого времени все их произведения (еще советской эпохи) были совместным творчеством братьев, которые, при отсутствии в те времена великого глобального Интернета большую часть все же писали отдельно друг от друга, удаленно, по разным городам… (как оказалось, писали они всегда вместе - выяснил на днях из дневников, воспоминаний - вставка от 20.11.2021). Изредка обмениваясь деталями сюжетной линии по телефону или редких встречах***. Уж не знаю точно, как все это было на самом деле, то такой вариант совместного творчества мне представляется наиболее правдоподобным (сам грешен – творили так с другом). Упоминание об участии младшего брата в написании повести я встречал и в некоторых источниках, но в связи с отсутствием указания источника ссылаться на них не буду.
Во-вторых, на некую незавершенность повести и ее несамостоятельность в полной мере свидетельствует и сходство самого карающего инструмента главного героя повести «Дьявол среди людей» Аркадия Стругацкого и написанного немногим позднее романа «Поиск предназначения» Бориса Стругацкого. Безусловно, это нельзя назвать простой случайностью. Не бывает таких случайностей – повторю за словами героев обоих этих произведений.
Однако, рассматривая повесть «Дьявол среди людей» вне контекста вышесказанного и вне рамок последующего творчества, можно все же считать повесть высокохудожественным цельным произведением, где место привычной фантастики Стругацких устает реальная действительность, современное время. Я бы даже сказал, что это начало нового цикла, в который сейчас уже можно отнести (помимо данной повести) «Подробности жизни Никиты Воронцова» А.Стругацкого (хоть и написанного ранее****) и «Поиск предназначения…», «Бессильные мира сего»***** Б.Стругацкого. Это цикл все же фантастических (несмотря на их значительно бОльшую реальность по сравнению с предыдущими) произведений, но фантастика здесь основана не на выдуманном писателями мире, а на использовании некоего фантастического элемента мира реально существующего, нашего…отчего сам цикл мне кажется более естественным и проблемы, поставленные авторами, - более наболевшими, острыми.
Сам стиль и манера изложения в повести «Дьявол…» остаются все тем же стилем Стругацких, пожалуй, с еще более выраженной динамикой развития событий и минимум авторских размышлений-комментариев (что более характерно для младшего брата). Аркадий Стругацкий, возможно, был в их паре тем «локомотивом», который создавал динамику их творческому процессу, был своего рода А.С. Пушкиным, подкинувшим идею «Мертвых Душ» Н.В. Гоголю, глубоко реализованную последним (как и в аналогичной ситуации младшим братом Борисом). При этом ни в коем разе не хочу умалить ценность повести Аркадия: она интересна как по сюжету, так и по идейному содержанию… Заставляет читателя действительно думать, а не «прикидывать, кумекать, соображать» и т.д. и т.п. – в утилитарно-бытовом понимании, в нашей обыденной составляющей жизни.
Поэтому еще раз подчеркиваю, что Стругацкие в любом формате и жанре – это всегда литературно выверено, интересно, умно и эмоционально сильно. Каждое их произведение достойно пристального внимания. Ну а как и когда читатель откроет для себя и осмыслит то или иное произведение – это уж зависит, возможно, и от того внутреннего содержания и Предназначения, которое есть, наверное, у каждого. Завидую читателю, которому еще предстоит открыть для себя до этого неизвестных ему Стругацких, так как его ждет целый литературный мир, уровнем сложности, возможно, превосходящий все до этого созданное в литературе.

*дата первого издания – 1991 г.
** дата первого издания – 1994 г.
*** жили они в разных городах.
**** - дата первого издания – 1984 г.
***** - дата первого издания 2003 г.