У двери, за которой свет

Евгений Френкель
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Быт.15;13,16. Действительно, народ Израилев поселился в Египте в 1916 до н.э. Его угнетение началось в 1886  г., когда Иосифу было 70 лет. Сыны Израилевы были порабощены в Египте в 1716 г. через 130 лет после смерти Иосифа. В четвёртом поколении, в 1446 г. они возвратились в Ханаан.

Иер.25;9-12. Действительно, в 608 г.в Иудее воцарился Иоаким. «В его дни» (4Цар.24;1,2) выступил вавилонский царь Навуходоносор. В 538 г. (Езд.1;1-3) от персидского царя Кира вышло повеление о строительстве храма в Иерусалиме и о возвращении еврейского народа в Иерусалим и Иудею.

Дан.9;24-27. Действительно, через 483 года после того как в 457 г. до н.э. персидский царь Артаксеркс дал повеление о восстановлении Иерусалима в 27 г. н.э. явился в подобии плоти греховной и крестился Иисус Христос. Действительно, через 3,5 года после этого, 23 марта 31 г. Он был предан Жертвою за грех мира, (Мтф.27;51) «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» - Дух Господень покинул святая святых храма, (Дан.9;27) жертва и приношение в храме прекратились. Спустя ещё 3,5 года, в 34 г. был побит камнями Стефан, (Деян.8;1) «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии», и (Дан.9;27) «на крыле святилища... (установилась) мерзость запустения».
 
Быт.16;10-12. Действительно, в 624 г. от Измаила произошёл народ, который невозможно счесть от его множества, который между людьми, как дикий осел так, что руки его на всех, и руки всех на него, и который живёт пред лицом всех своих братьев.

Отк.9;1,3-5,16-19. Действительно, спустя 541год и 15 дней после того, как в 1299 г. возникла Османская империя, в августе 1840 г. Турция встала на путь превращения в полуколонию империалистических держав.

Дан.8;14. Действительно, в 1844 г. святилище очистилось. Дан.12;12. В 508 г. прекратилась ежедневная жертва и была поставлена мерзость запустения. Дан.12;7,11. 15 февраля 1798 г. исполнилось пророчество о конце времени, времён и полувремени. Дан.7;24,25. В 538 г. исполнилось пророчество о малом роге.

Дан.11;37-40. Действительно, начиная с поддержки в 90-х гг. прошолго века афганских моджахедов, в странах Передней Азии и Северной Африки блок НАТО осуществляет распространение военных конфликтов, наращивание вооружений и эскалацию войн.

Для чего это так? Ис.41;20: «Чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие». Исаия пишет (Ис.41;21-23 / 42;9 / 41;20): «Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам... чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие». Языческие религии, идеологии и философии, не имеющие подобных пророчеств, превращаются в пустышки, в ничто. Ис.41;24: «Вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас». Неизменное исполнение пророчеств Священного Писания – это доказательство бытия Бога и истины Его слова и, напротив, неистинности языческих религий, философий и идеологий.. Бог есть. Библия – Его слово. Это слово – истина.

ЭССЕ
Библия пророческая книга. Тьма пророчеств. Те, которые сбылись, сбылись до последней точки. Это доказательство бытия Бога и истины Его слова. Бог есть. Библия – Его слово. Это слово – истина. Это имеет отношение к истине, но не имеет отношения к вере, потому что вера – духовный дар, который человек может принять или отвергнуть. Вера (Евр.11;1) «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она смотрит не на видимое, а на невидимое. Иисус говорит Фоме (Ин.20;29) «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Там был едемский змей. «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Главное слово здесь не написанное, а подразумевающееся – «сами». Вы будете сами. Там было дерево и плоды. Но суть не в дереве и плодах, а в том, что наказание за грех – смерть. Кто-то должен умереть, искупить, очистить. Умирало жертвенное животное. Жертвы за грех по закону очищали только тело, оставляя осквернённым сердце (в совести) и душу. «Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено». Закон дал определение греху, но не избавил нас от него. Закон и пророки говорили о Мошиахе (Мессии). Сей был предан на поругание, страдание и казнь за наши грехи и воскрес для нашего оправдания, вознёсся во славе, воссел одесную Бога на высоте небес, умолил Отца, дабы дал нам Святого Духа, чтобы Отец и Сын пребыли в нас во Святом Духе, чтобы мы ходили духом, поступали, жили по духу. Потому, «оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».

КОРОЧЕ
«Введение в свет» было опубликовано в сентябре. Не знаю ничего. Принимаю и готов рассматривать любую серьёзную критику. Трудился, исключительно движимый желанием приблизиться к истине. Поставил себе целью не только систематически изложить своё понимание, но и обосновать его. В результате получилось громоздкое произведение, расчитанное на дотошного читателя, к коим мы в большинстве своём не относимся.

По мере написания работы возникла возможность и представилось необходимым кратко изложить содержание «Введения» без обоснований и ссылок и более того – уже совсем кратко изложить то, к чему сводится это содержание. Теперь текст получился доступным и понятным, но требующим обоснований и ссылок, за которыми любознательный читатель может обратиться к «Введению».

Содержание «Введения в свет» сводится к тому, что:
1. Библейские пророчества – это доказательство бытия Бога и истины Его слова. Бог есть. Библия – Его слово. Это слово – истина.
2. Это имеет отношение к истине, но не имеет отношения к вере, потому что вера – духовный дар, который человек может принять или отвергнуть.
3. Обольщённые сатаной, люди избрали эгоистическое «сами», то есть то, чем они по своей человеческой природе быть не могут. Согрешившие люди стали грешными, сатанинскими, ибо у согрешившего человека не звериная, а сатанинская природа.
4. Наказание за грех – смерть. Кто-то должен умереть, искупить, очистить. Умирало жертвенное животное. Жертвы за грех по закону очищали только тело, оставляя осквернёнными сердце (в совести) и душу.
5. Где нет закона, нет и преступления. Закон определил грех, но не избавил нас от греха. Закон и пророки говорили о Мессии.
6. Сей был предан на поругание, страдание и казнь за наши грехи и воскрес для нашего оправдания, вознёсся во славе, воссел одесную Бога на высоте небес, умолил Отца, дабы дал нам Святого Духа, чтобы познать нас, достигнуть нас, чтобы Отец и Сын пребывали в нас Святым Духом, чтобы мы ходили духом, поступали, жили по духу.
7. Для этого нам надлежит познавать Иисуса Христа подобно, как мы познаны: то есть достигнуть Иисуса Христа так, как достиг нас Иисус Христос, исполняиться Им, пребывать в Нём.
8. По своей человеческой природе мы созданы водиться, существовать, двигаться Богом. Для этого мы должны быть соединены с Ним. Нераскаянный грех разделяет нас с Богом. Поэтому, «оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».
9. Среди нужд святых – духовные нужды единения с Богом, служения Богу духом, для чего духовная нужда в освящении. «Святой да освящается ещё».
10. Далее во «Введении в свет» говорится о душе, душевных и духовных состояниях индивидуального и исторического человека; об истории мира, как истории борьбы духовного света с духовной тьмою; об истории Церкви с начала эры джо наших дней; о Божием Царстве, о счастье, красоте, утешении, о радости, веселии, о Господнем наказании, о любви, о самоотвержении, о смиренномудрии.

У ДВЕРИ, ЗА КОТОРОЙ СВЕТ
На дороге познания встречаются тупики. «Посмотрите» - говорят эволюционисты: «Эмбрионы позвоночных на начальных этапах беременности более сходны между собой, нежели на более поздних. Четырёх – пятинедельный зародыш человека хвостат. Зачем человеку хвост?». Слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди о том, что верующие – это соль земли, свет мира и город, стоящий на верху горы, вызывают серьёзные сомнения в наш просвещённый век, когда атавистические хвосты, «гусиная кожа» - потерявший практический смысл рефлекс кожи на холод, страх, другие виды возбуждения, на 98,6% совпадение нашего генома с геномом шимпанзе показывают, что человек произошёл от обезьяны, и что отрицать это – невежество.
 
Эволюция (от лат. evolutio - развёртывание). Во Франции словом «эволюция» обозначался порядок перегруппировки боевых кораблей. В средневековой Европе это слово использовалось при описании различных, разворачивающихся во времени процессов, в частности, в биологии процесса роста и развития зародыша. Отрицать эволюцию, понимаемую так, значит отрицать очевидное. Полагать, что младенец, отрок, юноша, зрелый муж и немощный старик неотличимы – безумие. Библия отмечает этапы духовного роста верующих. 1Ин.2;12-14: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого». Апостол отмечает детский, отроческий, юношеский и зрелый духовные возрасты. История духовного развития личности да и история мира представлены у Апостола Павла динамическими процесами. 1Кор.13;11,12: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». 1Кор.13;8-10: «Пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». Для царя Давида (1079-1009 г. до н.э.) не был новостью факт развития зародыша, что не мешало Давиду утверждать, что Бог создал его. Пс.138;13,15,16: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Оказывается, что Библия не против эволюции, а за неё. Становясь на защиту библейских истин, клерикалы часто становятся не на защиту библейских истин, а на защиту неверных пониманий библейских истин. Мы знаем, что Земля, вращающаяся вокруг Солнца, одна из планет Солнечной системы. Аргументируя против такого взгляда на мир кострами инквизиции, Средневековье защищало не библейскую истину, а ложную, умозрительную Птолемееву геоцентрическую систему мира.

Для эволюции мира нужны были огромные промежутки времени, не сравнимые с шестью сутками, в которые Бог сотворил духовный мир (небо) и физическую вселенную (землю). Однако, как небо в первом стихе первой главы библейской книги Бытия – это не земная атмосфера, так и день творения – не земной день. Кстати, творение – тайна: оно происходило ночью (Быт.1;5): «И был вечер, и было утро: день один». Чему равен соответствующий двенадцати ночным часам день творения? 2Пет.3;8: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». В Пс.89;5 сказано, что пред Божиими очами «тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи». По одним данным ночных страж в Иудее было три: их начало  – с захода солнца до приблизительно 10 часов вечера, средняя стража – до приблизительно 2 часов ночи и третья стража  –  до  восхода  солнца. Ученики  увидели  Иисуса, идущего к ним по морю, в четвёртую стражу. Продожительность таких страж должна была быть порядка трёх часов. Чему же равна тысяча лет: дню, ночи или одной страже в ночи? Смысл сказанного в том, что в глазах Бога уравниваются любые сроки и все человеческие измерения времени. Речь не о том, что один день творения равен земным суткам, а об этапах творения, их содержании и последовательности. Об этом писали богословы в печатавшейся с 1904 по 1913 гг. Толковой Библии или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета А. П. Лопухина. Иов.26;7: «Он (Бог) распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем». Над бесконечным полупространством юга простирается такое же полупространство севера, к центру которого в непосредственной близости к Полярной звезде «ни на чём», точно совпадающем с осью её вращения, подвешена Земля.
 
Библия говорит, что на первом этапе творения физической вселенной (Быт.1;2) Бог действительно сотворил свет (Быт.1;3), излучаемый каждой точкой вселенной (реликтовое излучение), и вместе с ним время, поскольку вне феномена постоянства скорости света в пустоте речь о времени для вещества теряет физический смысл. Так что, если верить подсчётам современных учёных, первый день творения был равен 380 тысячам лет. К концу второго этапа из туманности, состоящей в основном из воды (2Пет.3;5), Бог действительно сотворил Землю с её атмосферой (Быт.1;8). К концу третьего этапа на Земле возникли море, суша и растительность (Быт.1;9-13). К концу четвёртого этапа Солнце, Луна и планеты обрели тот вид, в котором они существуют ныне (Быт.1;14-19). К концу пятого этапа море произвело рыб, птиц и пресмыкающихся (Быт.1;20-23), а к концу шестого земля – земных зверей и Бог – человека (Быт.1;24-31). Совпадение этапов происхождения мира по содержанию этапов, и по их последовательности с библейской картиной сотворения мира, сложность, гармоничность, целесообразность мироздания в целом и его отдельных форм в частности оказались веским аргументом в пользу Бога Творца. К концу XIX и в XX веке учёным открылось: то, что можно знать о Боге (Рим.1;19-21,25) явно для них, «потому что Бог открыл им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны», то есть им нечем будет оправдаться в том, что «они, познавши Бога... заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца».

Бог не нуждается в наших доказательствах Его существования и истины Его слова. От лица Самого Бога пророк Исаия пишет (Ис.41;21-23 / 42;9 / 41;20): «Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам... чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие». Исаия видит доказательство истины Бога и Его слова, и напротив, неистинности языческих религий и философий, в исполнении библейских пророчеств. Неизменное исполнение уникальных по широте охвата истории и земной территории, точных в отношении деталей места, последовательности, а зачастую и сроков исполнения, библейских пророчеств с древнейших времён до конца мира суть доказательство бытия Бога и истины Его слова. Бог есть. Библия – Его слово. Это слово – истина.

То, что Бог доказан, имеет отношение к истине, но не имеет отношения к вере, потому что вера – духовный дар, который человек может принять или отвергнуть. Вера (Евр.11;1) «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она смотрит не на видимое, а на невидимое. Иисус говорит Фоме (Ин.20;29) «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Бог Элохгим - единство Бога Эль и Бога Иеговы в Боге Духе Их принадлежности Друг Другу в любви. Люди – живые существа, сотворённые особенным образом – вдохновением в них дыхания жизни от Бога так, чтобы они водились Богом. Человек – живое существо, способное жить, двигаться, существовать Богом, а живой человек – человек живущий, движимый, существующий Богом. Люди согрешили, стали плотскими, проданными  греху, стали грехом, стали духовно и душевно мёртвыми по своим грехам и преступлениям. Мёртвый человек – человек, ходящий своими желаниями плоти,  своими помышлениями, а фактически сатаной. Весь уклад человеческой жизни – мир – это плотские желания, зависть, гордыня. Плата за грех – смерть. Кто-то должен умереть, искупить, очистить. Жертвы за грех по закону очищали только тело. Закон дал определение греху, но не избавил от него. Закон и пророки говорили о Христе.
 
Иисус Христос родился в марте 6 г. до н.э., с учётом кеплеровского предположения 20 марта 6 г. до н.э. у Девы Марии от Духа Святого. Дух Святой нисшёл на Деву Марию, сила Всевышнего осенила её, и поэтому она родила Святое. Родившийся Иисус Христос имел Божественную природу и человеческую телесную природу Адама до грехопадения. Он явился в октябре 27 г. н.э. в подобии плоти греховной, получил Духа Христова, Духа смирения и кротости, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, был предан на поругание, страдание и казнь за наши грехи и воскрес для нашего оправдания, вознёсся во славе, воссел одесную Бога на высоте небес, умолил Отца, дабы дал нам Святого Духа, чтобы Отец и Сын пребыли в нас во Святом Духе.

Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Иисуса Христа. 1) На всяком месте Он поставил верующих, воздевающих к Нему чистые руки в молитвах о нашем спасении; 2) послал к нам проповедующих; 3) дал им слово благовествования; 4) открыл наши сердца внимать слову; 5) открыл нам ум разуметь слово; 6) дал нам слышание от слова Божия; 7) нам открылась Божия любовь; 8) дал нам умиление; 9) мы познали Божию любовь; 10) уверовали в неё; 11) познали желание служить Богу и 12) страх Господень. Страх Господень – неизменное желание постоянно стараться делать и постоянно делать угодное Богу. 13) покаялись и 14) крестились.

Крещение – это: 1) наше свидетельство Богу, Ангелам, братьям по вере, миру в том, что мы приняли Иисуса Христа своим Спасителем и Господом; 2) завет с Богом, подобно ветхозаветному обрезанию; 3) обещание Богу доброй совести; 4) погружение, погребение с Иисусом Христом в Его смерть для того, чтобы жить обновлённой жизнью; 5) свидетельство о решении  отвергнуться себя, взять свой крест и последовать за Иисусом; 6) обещание Богу принадлежать не себе, а Иисусу, отказаться от себя, от своей воли ради Христа и Евангелия; 7) обещание жить верою, то есть по духу;

По крещении мы получили: 1) Святого Духа, стали Христовыми; 2) получили крещение Святым Духом; 3) причащение Божиему естеству; 4) причащение смерти и воскресению Иисуса Христа; 5) прощение грехов; 6) оправдание; 7) спасение; 8) рождение свыше от слова благовествования и Святого Духа; 9) усыновление; 10) свидетельство Духа о том, что мы дети Божии, потому что прощены нам грехи наши ради имени Иисуса Христа, стали сынами Царствия; 11) получили причащение Телу Христову – Церкви Иисуса Христа; 12) дары, служения, действия, проявления Духа на пользу;

По покаянии и крещении Иисус Христос, Святым Духом пришедший в наше сердце, достиг нас, дал нам Свой мир и засвидетельствовал нам Своею любовью, праведностью, миром и радостью о нашем спасении, о том, что мы искуплены, рождены свыше, стали детьми Божиими, что наши беззакония прощены и грехи покрыты.

Однако нам недостаточно того, что по нашем крещении, придя в наше сердце Святым Духом, Иисус Христос познал нас, - нам надлежит познать Иисуса Христа не только сердцем, но и всею душою, всем разумением и всею своею крепостью, познать Иисуса Христа, подобно как мы познаны, и достигнуть Иисуса Христа так, как и Иисус Христос достиг нас, то есть: 1) достигнуть Его; 2) исполниться Им и 3) пребывать в Нём, пребывая: 1) в страхе Господнем;  2) в учении;  3) в общении святых; 4) в хлебопреломлении; 5) в молитве; 6) в преклонении; 7) в хвале; 8) в славословии; 9) в духовных песнопениях; 10) в благодарении; 11) в благотворении; 12) в общительности.

В молитве нам надо в тесноте своей призвать Бога по имени, которое Он открыл нам через Своего Сына, нашего Спасителя и Господа, Иисуса Христа; причаститься к Его естеству, Его народу, Его творению; поклониться Ему, преклониться пред Ним, возблагодарить, восхвалить, восславить Его. Наша хвала нужна не Богу, а нам, ищущим Его Царства, Его воли, Его слова, водительства Его Сына, Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа. Во имя Иисуса Христа нам надо в покаянной молитве исповедать свои грехи, и Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности. Надо высказать своё безусловное упование на Бога, своё преклонение пред Ним, укрепиться Богом, ибо в Нём наши Царство, сила и слава. То есть нам надо помолиться молитвою «Отчн наш».

Великий Бог,доказавший Себя Сам неизменным Своих пророчеств! Ты нужен нам. Без Тебя мы в тесноте. В тесноте нашей призываем имя Твоё, Отче, которое Ты открыл нам через Сына Твоего, Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа.

1. Благодарим Тебя за то, что Ты создал духовный мир и физическую вселенную; свет и небо; море и сушу; растения, Солнце и Луну для управления днем и ночью и планеты для знамений, и времён, и дней, и годов; животных и нас, людей, и всё положил нам под ноги.

2. Благодарим Тебя за воздух, которым мы дышим, за землю, по которой ходим, за воду, которую пьём, за пищу, которую едим, за одежду, которую носим, за жилища, в которых живём.

3. Благодарим Тебя за этот день, за здоровье, силы, крепость, мудрость, благополучие, за наши семьи, за возможность приходить к Тебе, к престолу Твоей благодати, «чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4;16).

4. Благодарим Тебя за Сына Твоего, Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа, предавшего Себя за нас на Поругание, Страдание и Крестную Смерть, умершего за наши грехи и воскресшего для нашего оправдания, освободившего  нас от власти  управителя этого мира, сатаны, от рабства греху к смерти.

5. За всё воздаём Тебе славу, хвалу и благодарение. Ты Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Твоей руке глубины земли и вершины гор – Твои же, Твоё море, и Ты создал его, и сушу образовали руки Твои. Ты – Бог наш, и мы – народ паствы Твоей и овцы руки Твоей (Пс.94;3-7).

6. Ты любовь, водительство, мудрость, жизнь, праведность, радость, мир, вера, надежда, упование, утешение, покров, защита, смысл, будущность, победа... Тебе слава и хвала во веки, во имя Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа. Аминь.

7. Да святится имя Твоё.
 
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Во имя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Отец наш Небесный, прости нам грехи наши смертные, спаси и помилуй нас, грешных, дай нам, чтобы наши жизни были небесполезны. Господи, благослови наши жизни, благослови нас, Господи. Аминь.

Нераскаянный грех разделяет нас с Богом. Среди нужд святых – духовные нужды единения с Богом, служения Богу духом, для чего возникает и духовная нужда в освящении. «Святой да освящается ещё».

Далее во «Введении в свет» говорится о душе, душевных и духовных состояниях индивидуального и исторического человека; об истории мира, как истории борьбы духовного света с духовной тьмою; об истории Церкви с начала эры до наших дней; о Божием Царстве, о счастье, красоте, утешении, о радости, веселии, о Господнем наказании, о любви, о самоотвержении, о смиренномудрии.