Корпусная тактическая зона

Алексей Шультес
Корпусная тактическая зона (CMZ, позже MR) – военная территориальная единица республики Вьетнам (Южный) во время Вьетнамской войны.
Армия республики Вьетнам (ARVN) в 1961-62 гг. разделила южновьетнамскую государственную территорию на 4 тактические зоны, сменив тем самым созданную еще французами военную организацию. Каждой из этих зон был придан армейский корпус, причём командир корпуса внутри зоны обладал не только верховной военной властью, но ему также была подчинена гражданская администрация. Командиры корпусов были напрямую подчинены главнокомандующему вооружёнными силами. Поэтому американцы использовали обозначение корпусная тактическая зона. Корпусные зоны были в свою очередь поделены на дивизионные тактические зоны; наряду с ними было несколько специальных тактических зон, для которых действовали особые правила.
Когда вследствие Тонкинской резолюции сухопутные войска США с 1965 г. отправлялись  во Вьетнам, обеим средним зонам (II и III) были приданы соединения армии США корпусного уровня. Однако при этом нужно было избегать обозначения «корпус», чтобы предотвратить путаницу, отчего оба соединения назывались полевыми группами.
Морское десантное соединение (тоже силой в один корпус) американской морской пехоты было отправлено в 1-ю зону (на демилитаризованной границе с Северным Вьетнамом). Только в 4-й зоне (дельта Меконга) не существовало американских соединений, т.к. там базировалось лишь малое количество американских частей и ими могли командовать из близлежащей 3-й зоны (Сайгон). Командиры американских корпусов формально были подчинены соответствующим командирам ARVN и в отличие от них считались старшими советниками. Но взаимодействие чаще всего проходило плохо, т.к. внутри зон не было общего штаба и сотрудничество шло через медлительное сайгонское верховное командование.
Как реакция на Тетское наступление 1968 г. в 1-й зоне тоже был размещён один армейский корпус. Он единственный из амер. соединений в Наме носил обозначение «корпус» и был, несмотря на равную силу, подчинён морпехам, до начала их отвода в 1970 г.
С конца 60-х гг. гражданские полномочия командиров корпусов стремительно сокращались, т.к. Тетское наступление показало, как неэффективно было управление в сельских регионах. В июле 1971 г. зоны были ликвидированы и заменены почти идентичными военными округами. Командиры корпусов по должности были одновременно командующими военными  округами, так что фактически едва изменилось что-то кроме названия.
К 1972 г. большинство американских солдат было отведено и американские соединения в военных округах заменены были штабами региональной помощи, только с функцией консультирования. В марте 1973 г. после Парижского мирного соглашения они были расформированы. Южновьетнамские корпуса были уничтожены во время весеннего наступления 1975 г.
Армия Северного Вьетнама и Фронт национального освобождения (вьетконг) тоже делили Южный Вьетнам на военные округа, причём использовались две разные системы, которые лишь к концу войны были унифицированы. В отличие от Юга северо-вьетнамские военные округа не были идентичны корпусам, кроме того были еще фронты, которые имели большее оперативное значение, чем округа.

Военные округа и их соединения
Тактическая зона I корпуса/военный округ № 1
1-я Тактическая зона охватывала самые северные провинции у демилитаризованной границы с Северным Вьетнамом и мегаполисы Хюэ и Дананг. Здесь состоялись битвы за Кхешань (начало 1968 г.), Хюэ (во время Тет-68) и Куангчи (Пасхальное наступление 1972 г.).
- 1-й корпус ARVN. Штаб в Дананге. Состав: 1, 2 и 3-я дивизии, 1-я группа рейнджеров, 1-я танковая бриг.
- американские силы: III десантная группа морской пехоты (1965-71 гг., штаб – Дананг), а также XXIV корпус (1968-72 гг., до начала 1970 г. подчинён морпехам; штаб в Пхубай, позже – Дананг. Состав: 1-я и 3-я дивизии морской пехоты + дивизия «Америкал», 1-я бр. 5-й пех. див. (мот.), 3-я бриг. 82-й вд див., 1-я кав. див. (аэромоб.), 101-я вд див.

Тактическая зона II корпуса/военный округ № 2
2-я зоны по площади была самой большой и охватывала малонаселённое и труднопроходимое Центральное нагорье и граничащий с ним район побережья. Важными городами были Далат и Плейку в горах, а также портовые города Нячанг, Камрань и Куинён. Значимыми боевыми действиями тут были битва в долине Йа-Дранг (1965), у Дакто (1967) и за Контум (Пасха 1972 г.).
- 2-й корпус ARVN. Штаб в Плейку. Состав: 22-я и 23-я див., 2-я группа рейнджеров, 2-я танковая бриг.
- американские силы: I полевая группа, Вьетнам (1965-71 гг., штаб в Нячанге). Состав: 1-я кав. див. (аэромоб.), 4-я пех. див., 3-я бриг. 25-й пех. див., 1-я бр. 101-й вд див. (аэромоб.), 173-я вд бриг.

Тактическая зона III корпуса/военный округ № 3
3-я зона шла от южных отрогов Центрального нагорья до Большого Сайгона. Сам город Сайгон (включая Тёлон), а также соседняя провинция Цзядин и остров Кондао вместе образовывали специальную столичную зону, которая только в 1966 г. была подчинена 3-му корпусу. Другой специальной зоной был Рунг Сат, составленная из округов Куангсюйен и Канзу, он охватывал одноимённые мангровые болота южнее  Сайгона, которые имели большое военное значение как близкая к городу район вывода войск (укрытие). Области северней столицы до Камбоджи тоже были оплотами вьетконга, здесь находились туннели Кути (Кучи), Железный треугольник и сам коммунистический штаб по Южному Вьетнаму. Важными военными операциями в 3-й зоне были «Сидар Фоллс» и «Джанкшн Сити» (1967), начатое отсюда вторжение в Камбоджу, битва у Анлок во время Пасхального наступления 1972 г. и наконец битва за Сюиньлок.
- 3-й корпус  ARVN. Штаб в Бьенхоа. Состав: 5, 18 и 25-я див., 81-й батальон рейнджеров, 3-я танковая бригада.
- американские силы: II полевая группа, Вьетнам (1966-71 гг., штаб в Бьенхоа, позже в Лонгбинь). Состав: 1-я пех. див., 1-я кав. див. (аэромоб.), 3-я бриг. 4-я пех див, 9-я пех. див., 3-я бр. 82-й вд. див, 25-я пех. див., 11-я бронекав. див., 101-я вд див. (аэромоб.), 196-я и 199-я пех. бриг., 173-я вд бриг.

Тактическая зона IV корпуса/военный округ № 4
4-я зона охватывала дельту Меконга и тем самым наряду с труднопроходимым лабиринтом из ручьёв и водо-болотных угодий также города Кантхо и Митхо. Американцы задействовали здесь многочисленные речные силы (т.н. флот бурых вод). Но от региона в силу его расположения на отдалённом юге не ожидали решающей роли в войне, поэтому тут не было размещено американских соединений. Бойцам вьетконга местность давала очень хорошие условия для герильи, которой были скованы три дивизии ARVN. Особенно сильные бои разыгрывались на границе с Камбоджей, из-за чего на землях трёх пограничных провинций в 1968 г. была создана 44-я специальная тактическая зона.
- 4-й корпус ARVN. Штаб: Кантхо. Состав: 4-я группа рейнджеров, 41-я и 42-я группы рейнджеров-пограничников, 4-я танковая бригада (без танков).
Ни одного американского соединения, но с 1971 по 1973 гг. – штаб местной помощи в Дельте.