Воспитание

Александр Николаевич Харченко
      Как отец мой говорил : - У нас семья зажиточная была. А почему? Дядя Федя, дядя Коля, дядя Жора и он - Василий - их четверо мужиков - сынов, да тётя Куля и тётя Лена ( две девки) - шесть человек детей у его родителей было. И он говорит : - Мы как? Мы - зажиточные, потому что, чем больше мужчин, тем семья зажиточнее. Вот он говорит : - Мы как воспитывались? Сейчас 13 - 14 годов, ну а девки - они раньше, они - то смелее пацанов, уже в 13 лет в клуб бегают, уже с кем-то дружат. А тогда было как : вот он говорит : - Мне уже было 16 годов. Я говорю " Пап, ну когда ж мне сапоги купишь?, а он - " Ты подрасти ". А тогда парень чё? Парень - он какой на деревне? Там работает - где босиком косит, или что... Но вечером приходит : на нём сапоги ( это обязательный причиндал), рубашка вышитая, ремешок - всё это одет, чистенько всё.
         А картошку убираем, ( Федька у нас уже парубок был - самый старший, потом дядя Коля, а потом отец). В общем два эти были уже парубки - у них сапоги, всё. И они уже как? Они говорят  " при штанах". Вот мы картоху убираем сохой. За сохой ходит Федька, он в штанах, а за сохой ходит. Я говорю : " Бать, может я? " - "Сиди!", ты, мол не можешь. А соседи были - одни девки. Их восемь девок и один мужик ( один сын у соседа был, он еле концы с концами сводил). А землю , тогда ж наделы на девок не давали . Так оно и сохранялось какое - то время . Советская власть - она ж не устанавливалась сразу . И вот мы картоху выбираем , я - то приседаю , а на мне полотняная рубаха , а мой этот самый по борозде лазит. А девки : " Га-га-га-га! Вот у Васьки гляди чё - эт самое". Я : " Бать ! Ну когда ж ты мне штаны ?". Он мне : " Вырастешь , тогда штаны и чоботы куплю ." Понял как ?
        И я , говорит , эту рубаху до 18 годов носил , а в 19 уже в армию призвали . Вот так : только штаны одел , а там и в армию уходить надо ( он же десятого года рождения , в 29-м призывался ) . Видишь , как воспитывали ? Я , говорит , в этой полотняной рубахе : вот такой - ниже колен , я - всё . . .
А это сейчас : там погулять , или в кино сходить . . . Тогда с утра встаёшь - и всё : сенокос . . . , вот в этой рубахе и пашешь там до ноября месяца . А потом тебе штаны какие-то дадут ( вот когда захолодает ) и эту какую-то ерёмку на тебя напялят и всё . И ты опять ( какая там девка на тебя будет глядеть ? ) на хрена ты похожий-то ? На приведение ? Вот и все дела . Видишь , как воспитывали .