В орбите лирики Полонского

Макарона
               *************************
             К статье о Я. П. Полонском.

 Эта статья о русском поэте, художнике и публицисте XIX века Якове Петровиче Полонском, его уникальном литературном даровании, не простых обстоятельствах жизни и круге его общения с писателями и поэтами, такими как Тургенев, Чехов, Майков, Фет, Чеадаев.  Эта статья о том, как личность художника Полонского Я.П отражается в его стихотворениях, и как факты давней истории  например, Чехии перекликаются в стихотворениях Якова Полонского с  жизнью а России XIX века   А так же, о моем личном восприятии разнообразного творчества поэта и понимания характера Якова Петровича через его поэмы и стихи и живописные этюды.
Цель данной статьи: напомнить широкому кругу читателей в России и дальнего зарубежья о неоценимом вкладе Я. П. Полонского а русскую и мировую литературу.
Для моих выводов о характере и личности Якова Петровича Полонского были использованы следующие материалы:книга « Русские поэты» Издательства « Детская литература» Т 2  1966  г, и книги: Я. П. Полонский Избранное Стихи и Поэмы издателства « Правда» 1986 год, а так же книги « Полонский и Время» Л.А. Прониной Заслуженного работника  культуры РФ а так же издание « Поэты XIX века « 2000г и другие издания личной библиотеки
               
                автор статьи:    «В орбите лирики Полонмкого Я.П.»               
  ************************************************   
Однажды, когда жила я в Волгоградской области в городе Волжский, мне подарили несколько книг «Русские поэты». Книги в твёрдом сереньком переплёте разных лет издания с 1957 по 1966 год включительно. Подаренных было только три тома из четырёх. Под невзрачными переплётами  оказался целый клад поэтических шедевров известных мастеров слова, и малоизвестных поэтов, почти забытых на постсоветском пространстве: таких как, Александр Полежаев, Иван Козлов, Аполлон  Иванов, Николай Некрасов и многие другие.
Среди всех этих уникальных личностей, прославивших Россию своим поэтическим дарованием, меня заинтересовали стихи Якова Полонского. Чем стихи этого поэта притянули мою душу к более глубокому знакомству с творчеством даровитого писателя? Одной фразой на поставленный мной вопрос и не ответишь. Но, прежде чем продолжить размышление моё, я немного напомню биографию поэта Якова Петровича Полонского. Он родился в Рязани в 1819 году 6 декабря в Российской Империи в небогатой дворянской семье. После окончания гимназии в Рязани поэт в 1838 г. поступил в Московский университет, в котором учился на юриста. В университете в том же году через однокурсника своего Аполлона Григорьева познакомился с А. А.Фетом.
В доме декабриста М. Ф. Орлова, с сыном которого Я. Полонский был дружен, поэт встретил Ивана Тургенева. В круг его общения входили так же: Чаадаев, Хомяков, Белинский и многие другие известные, не только в литературных салонах России писатели, философы, критики, поэты и меценаты первой половины ХIХ века.
Яков Петрович, по свидетельству его современников, был очень талантливым поэтом,  художником и писателем, публиковавшим свои статьи и стихи в журналах той поры в России, например, издания: «Русское слово», «Современник», «Отечественные записки». Поэзия Полонского, на мой взгляд, на литературном небосклоне это, как новая планета со своей особенной траекторией жизни и бытия. Его творчество, по своей сути, открывается не каждому и не сразу. Обличителем недостатков общества той эпохи Я. П. Полонского не назовёшь, но и посторонним наблюдателем он тоже не был. Траектория сердца, траектория стихов Полонского вмещала и вмещает в себя сопереживания всему происходящему в России. В одном из своих стихотворений он пишет:

Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода.
( 1871)


Для любителей поэзии Якова Петровича стихотворение «В альбом К. Ш.» почти «хрестоматийное». Для специалистов-литературоведов, занимающихся исследованиями его жизни и трудов, изучающих с кем,и когда был знаком Яков Полонский, и кто из писателей, будущих классиков русской литературы и критиков того времени повлиял на стихотворный стиль поэта. Современники Якова Петровича считали, что в некоторых его стихотворениях есть подражание Некрасову. Но прежде, чем говорить на столь серьёзную тему, требующую отдельного «романа», напомню читателю, что познакомились Некрасов с Полонским в 1860 году, когда Яков Петрович стал работать в журнале «Современник», редактором которого был Николай Алексеевич. Взаимоотношения двух поэтов не всегда были простыми, так как бывали меж ними литературные споры по поводу того, какова должна быть позиция поэта в обществе по отношению к власти, к простому народу и его нелёгкой доле после отмены крепостного права, а также к творческой свободе поэтов и писателей, свободомыслие которых ограничивала цензура того времени. Думаю, что два знаменитых человека Некрасов и Полонский соприкасались творческими орбитами, как две планеты, как два океана бездонных: небесный океан, не имеющий границ и водный океан – стихия, волнами которой, их приливами и отливами управляет притяжение. Что я хотела сказать, рассуждая так о поэтах? Как мне кажется, Некрасов был менее ранимым, чем Полонский. В стихах Николая Некрасова был призыв к действиям со стороны народа, дабы сменился царский режим, а также, по мнению Некрасова и поэты должны были писать о свободе и равенстве между людьми разных сословий. Яков Петрович, как более мягкая личность, был против свободы для народа, добытой с помощью бунтов людей, недовольных царской властью. Яков Полонский, видимо был более эмоционален, так как считал, что свободы, равенства и братства между народом и правящей властью можно достичь мирным путём. В стихотворении «Поэту и гражданину» поэт писал:

Нет правды без любви к природе.
любви к природе нет без чувства красоты,
К познанью нет пути нам без пути к свободе,
Труда – без творческой мечты

Для стихотворца Полонского любовь к природе, к людям и познанию, это как триединство Бога непреложно. Николай Алексеевич Некрасов в своих переживаниях за судьбу народа в своих стихах несколько иной. Приведу в пример небольшой отрывок из произведения Н. Некрасова «Поэт и Гражданин»:

Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

Стихотворение, небольшую цитату из которого я взяла в подтверждение своих слов, о решительности Николая Некрасова, написано в1855 – 1856-ом годах, а следовательно, стих Я. Полонского «Поэту и гражданину», написан, как ответ Некрасову. Я не то, чтобы противопоставляю характеры двух поэтов и сопоставляю их пронзительные произведения, постигая суть стихотворений, но считаю, что подражания у Якова Полонского литератору Некрасову нет. Оба поэта ценили труды друг друга, писали душевные письма, договаривались о встречах в доме у Некрасова. Вот что пишет в письме Некрасову Полонский: «Я не изменюсь к Вам никогда, как поклонник Вашего Поэтического таланта…». Считаю, что между этими талантливыми писателями-классиками была особая дружба и это не просто притяжение противоположностей. Писать об этом можно долго и много, но это должно быть отдельным повествованием, а я иду дальше по страницам его произведений, прошедших крестной, страдальческой строкою через всю его жизнь.

Уже давно не секрет, что Яков Петрович был знаком, со многими в будущем известными литераторами, переписывался с Чеховым.

К сожалению, в СССР в советской школе в программе по литературе не изучали школьники творчество великого мастера слова с особенно ранимой душой.

В Советский период развития России о стихотворении, приведённом выше, наверное, сказали бы, что гражданская позиция поэта, относительно страданий народа, не очень ясно выражена в этом стихе. Несколько иначе смотрю я на этот короткий стих, читая между строк. Во-первых, писатель, «как нерв великого народа» не то чтоб пульсирует болью народа, поражённый этой болью до глубины своей души, но боль поэта отражается в его стихах не призывом к смене власти и восстанию народа. Эту боль он воспринимает и понимает иначе:

Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.

Анализируя суть этих строк, (намеренно две последние взяла) из всего короткого стиха, думаю, что поэт не просто поражён до немоты-потрясения, поэт неотъемлемая часть океана жизни. Волны этого «океана» его личную жизнь  сокрушают смертью первой жены и маленького сына, но не ожесточают его души. Лирика поэта становится более грустной, но не истлевает, как огонь свечи.  Его стихи порою близки к отчаянию. Однако, поэт находит в себе силы пережить горечь утрат и творить дальше. Приведу небольшой отрывок из стихотворения Якова Петровича, написанного на смерть первой супруги Елены Васильевны Полонской (Устюжской) (1840 - 1860 г).

Когда, держась  за крышку гроба,
Мой друг! В могилу я тебя сопровождал –
Я думал, умерли мы оба –
И как безумный – не рыдал.

И далее в стихотворении «Безумие горя»:

И озирался я, покинутый тобою,
Душа души моей!  – и смутно сознавал,
Как нелегко в моём громадном пышном гробе
Забыться – умереть настолько, чтоб забыть
Любви утраченное счастье.

Казалось бы, поэт после такого горя, должен совсем отчаяться, замкнуться и бросить занятия литературой. Да, он долго переживал жизненную трагедию потери близких. При этом ещё стоит упомянуть, что в молодости Яков Петрович, упав с лошади и получив травму, ходил на костылях. Но, несмотря на немилость судьбы по отношению к поэту, литератор писал:

Если б смерть была мне мать родная,
Как больное жалкое дитя,
На её груди заснул бы я
И, о злобах дня позабывая
О самом себе забыл бы я.
Но, она – не мать, она – чужая
Грубо мстит тому, кто смеет жить,
Мыслить и мучительно любить
И покровы вечности срывая,
Не даёт нам прошлое забыть.

Вовсе не случайно я взяла для определения характера Якова Полонского стихотворение «Если б смерть была мне мать родная» целиком. Яков Петрович жаждал жить, творить и любить. Это стихотворение, приведённое как цитата, только кажется мрачным, как будто сумрак отчаяния закрыл суть личности писателя.  На самом деле жажда жизни у него не иссякла, наоборот,  поэт смеет жить, помня прошлое и стремясь идти дальше по тропам своей судьбы.
И творческий, и жизненный пути Полонского не были безоблачными. Вот, как писал Поливанов, один из рецензентов сборника стихотворений поэта, представляя творчество Полонского на Пушкинскую премию в 1882 г.: «Читая произведения Полонского, чувствуешь себя, во всевозможных сферах жизни, которая ему близка, и которую он не только  внимательно  наблюдает, но и в которой он  сам непосредственный участник».

Как думается мне, силы и мужество жить дальше поэт находил не только в дружеском окружении известных литераторов, таких как Фет, Тургенев и Некрасов, в восхищении их литературными трудами, но отдавая всю энергию своей души, любви к жизни, музе, поэзии своей!
Вот что писал Яков Петрович в одном из произведений:

Туман и холод внемля стуку
Колёс на мёрзлой мостовой
Тревоги духа, а не скуку
Делил я с Музой молодой
(Отрывок из стихотворения Полонского «Муза»)
В этом же стихотворении поэт говорит:

Смешно ей было вдохновенье,
И звонкий голос заглушал
Моё рифмованное пенье.
Смешон ей был весь наш Парнас,
И нами пойманная кляча –
Давно измученный Пегас;
Но этот смех – предвестник плача –
Ни разу не поссорил нас.
И до сего дня Муза эта
Приходит тайно разделять
Тревоги бедного поэта.
Бодрит и учит презирать
Смех гаера и голос света.

Почему я в качестве оценки личности Якова Полонского из его стихотворения «Муза», написанного в 1867 году взяла только начало и финал текста? В приведённых отрывках произведения, как нельзя лучше видится мне, и природная скромность Полонского Я. П., ибо поэт утверждает в разговоре стихотворном: «Моё рифмованное пенье». Это говорит человек, получивший Пушкинскую литературную премию! В этом же стихотворении, особенно, в его концовке, прослеживается и философский ум, и дух Якова Петровича. К примеру, строфы:

И до сего дня Муза эта
Приходит тайно разделять
Тревоги бедного поэта.

Согласно этим строкам в стихотворении Полонского муза тайно разделяет тревоги поэта. То есть сам поэт и не жалуется, не сетует на жизнь вслух и только сама Муза тайная и явная свидетельница его переживаний, бед и мечтаний. Внимательный читатель, исследуя стихотворение «Муза» от начала текста и до финала стиха скажет, может быть, что я зря не включила в цитату  середину стихотворения:

Я жажду пересилить время –
Уйти в пророческие сны.
Её нервического плача
Я был свидетелем не раз –
Так тяжела была для нас
Нам жизнью данная задача!
Бессилья крик иль неудача
Людей, сочувствующих нам,
По девственным её чертам
Унылой тенью пробегала,
Дрожала бледная рука
И олимпийского венка
С досадой листья обрывала.
Она в венок лавровый свой
Меня, как мальчика рядила…

И в этом отрывке личность Якова Полонского раскрывается как человека не только с философским взглядом на жизнь, ибо он говорит, что «Я жажду пересилить время – Уйти в пророческие сны».

В приведённой части стихотворения мне видится так же умение поэта Полонского преодолевать тяготы жизни. В этом произведении, он даже иронизирует над собой: «Она в венок лавровый свой / Меня, как мальчика рядила…»
Быть может, кто-то из читающих мои размышления о творчестве и личности уникального поэта, уличит меня в нелогичности суждений. Однако, я намеренно привожу цитаты так, поскольку Полонский не только человек, писавший необычные стихи и поэмы, он прежде всего неординарная личность, многогранная в литературном творчестве. Он писал и прозу, занимался живописью, а на многие его стихи написаны песни и романсы. Одна из самых известных его песен, исполняемых поныне – «Мой костёр в тумане светит». Уверена, что нет в России человека, да и в ближнем и дальнем зарубежье тоже, кто бы хоть раз этот романс не слышал.
Афанасий Фет пишет в своих воспоминаниях, он был едва ли  из первых, почуявших оригинальный талант Полонского «… помню в каком восторге я был, услыхав в первый раз «Мой костер в тумане светит / Искры гаснут на ветру…».

Прежде чем вести дальше мой разговор о Якове Петровиче Полонском, скажу, что в 1885 году поэт выпустил в свет собрание сочинений в десяти томах, и в это собрание книг входила и его проза.
Преодоление Полонским трудных обстоятельств его личной жизни, всевозможных невзгод и лишений, как мне кажется, были вознаграждены. Эта «награда» состояла и в том, что бог дал поэту новую семью, детей и заслуженное признание его дарований. Профессиональными писателями в разные годы много написано об этом. Повторяться я не стану. Цель моих размышлений о поэте Полонском не пересказывать уже написанное до меня, не «перепевать» чужое. Я открываю своего поэта на основе его стихов, прочитанных мной, картин им написанных, его суждений о себе самом и своей жизни. Мнений о характере поэта, его творчестве и судьбе высказано достаточно, как современниками писателя, так и литераторами и публицистами XX-го и XXI-го веков, такими как Людмила Александровна Пронина, Заслуженный работник культуры РФ. Её книга: «Полонский и время», выпущенная в 2000 г. в цикле «Золотая серия», доступна широкому кругу читателей и рассказывает не только о самом Полонском и его жизни и творчестве, но о переписке внука Полонского Александра Александровича с литераторами и научными работниками института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский дом). В этом издании собраны документы о Я. П. Полонском, его семейные фотографии и многое другое уникальное для всех, кто любит Якова Петровича Полонского, его разнообразные литературные труды.
Несмотря на всё сказанное выше, считаю, что Полонский почти забыт в наше время и как поэт, и как художник, и даже, как провидец в некотором роде.
Продолжу свои рассуждения о Полонском, как о провидце. Для подкрепления моего утверждения о том, приведу пример из стихотворения «Откуда?»:

Откуда же взойдёт, та новая заря
Свободы истиной любви и пониманья?
Из-за ограды ли монастыря
Где Нестор набожно писал свои сказанья?
Из-за кремля ли, смявшего татар,
И посрамившего сарматские знамёна,
Из-за того кремля которого пожар
обжёг венец Наполеона?
Из-за Невы ль увенчанной Петром,
Тем императором, который не жезлом
Ивана Грозного владел, а топором:
На Запад просеки рубил и строил флоты
К труду с престола шёл – к престолу от труда
И не чуждался никогда
Ни ученической, ни черновой работы? –
Оттуда ли, где хитрый иезуит,
Престола папского орудие и щит
Во имя нетерпимости и братства
Кичась, расшатывал основы государства?
Оттуда ли, где Гус за чашу крест подняв.
Учил на площадях когда-то славной Праги,
Где Жижка страшно мстил за поруганье  прав
Мечом тушил костры, и цепи оборвав,
Внушал страдальцам дух отваги?
Или от Запада, где партии шумят
Где борятся с трибун народные витии
 Где от искусства к нам несется аромат,
Где от наук целебно жгучий яд.
Того гляди коснется язв России?
Мне как поэту дела нет
Откуда будет этот свет.
Лишь был бы он как солнце для природы,
 Животворящ для духа и свободы.
И разлагал бы всё, в чем духа больше нет.

Прежде чем продолжу суждения мои относительно провидчества в данном стихотворении Полонского, напомню кто такие Жижка и Гус. Коротко говоря, и Жижка и Гус реальные личности в мировой истории пытавшиеся улучшить жизнь простого народа в своих странах. Итак, немного истории:
Ян Гус родился в небольшой деревне на юге Чехии в 1371 г. С детства он был знаком с горькой народной долей. Помещики, духовенство и король жестоко угнетали крестьян. Из года в год росло количество податей, все изнурительнее становилась работа на барщине. Войны и стихийные бедствия окончательно разорили трудовой люд. Доведенные до отчаяния, крестьяне все чаще восставали против гнета феодалов. Юношей Ян переселился в Прагу, чтобы получить высшее образование в Пражском университете. Древняя столица Чехии была уже тогда одним из самых больших и красивых городов Европы, недаром её называли «Золотая Прага». Вместе с тем здесь особенно бросалась в глаза разница между роскошными дворцами и жалкими лачугами, богатством одних и нищетой других.
В Праге тоже было неспокойно. Беднота выступала против городских богачей – купцов, ростовщиков и верхушки духовенства, которые зачастую были немцами. Этих чужеземцев привела в Чехию жажда наживы. Они нещадно эксплуатировали чехов. Поэтому борьба народных масс против угнетателей сливалась с национальной борьбой. Гус разоблачал всяческие мошенничества служителей церкви. С гневом осуждал он и продажу индульгенций – папских грамот об отпущении грехов и преступлений. Гус не просто критиковал духовенство – он боролся за преобразование всей католической церкви. Он не только разоблачал жадность и паразитизм попов, но и требовал наказания их и призывал народ отобрать у церкви все захваченные ею земли.
Церковники отлучили Гуса от церкви. Отлученный, как бы изгонялся из общества, никто не должен был давать ему ни пищи, ни одежды. Но Ян Гус снова и снова выступал против церкви и власти папы. Больше того, Гус советовал крестьянам не выполнять приказов своих господ-феодалов. Он говорил о том, что короли, князья, попы, епископы и монахи «пасут своё брюхо в роскоши», высасывая кровь и пот из народа. Гус призывал крестьян к борьбе за лучшую жизнь, и слова его находили живой отклик в народе. Для того времени это были очень смелые революционные требования, хотя Гус и не думал об окончательном уничтожении всего феодального строя. Боясь растущего влияния Гуса, церковники и феодалы подготовили кровавую расправу с «еретиком» и защитником народа. Они вызвали Гуса на церковный собор (собрание) в швейцарском городе Констанце. Гус хорошо понимал, какая опасность ему угрожала, и все же решил отправиться в стан врагов. Он хотел выступить в защиту своего учения перед всем миром…  Вероломный и подлый император дал ему охранную грамоту, но сам же потребовал уничтожения Гуса. Гус был брошен в сырое, тёмное, смрадное подземелье. Через восемь месяцев его, почти слепого, кашляющего кровью, доставили на заседание собора. Вместо хотя бы подобия суда Гус увидел сборище выхоленных тунеядцев, улюлюкающих, свистящих и вопивших: «Смерть еретику!» Ему не дали говорить. Но воля борца не была сломлена. Он решительно отказался отречься от своих взглядов. 6 июля 1415 г. Ян Гус мужественно, как подобает народному герою, взошёл на костер Дело, за которое боролся Гус, не погибло вместе с ним. Напрасно надеялись церковные и другие феодалы запугать народ. Тучи народного гнева сгущались. Мученическая смерть Гуса звала к отмщению. (См.  детскую энциклопедию изд. 1-е).
Теперь немного исторической справки о Яне Жижке.
В 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание, которое очень быстро охватило всю страну. На борьбу против ненавистного католического духовенства, против немецких и своих феодалов поднялся весь чешский народ.Все восставшие, называли себя гуситами в память о Яне Гусе. Среди гуситов были горожане, крестьяне и дворяне. Надежды и стремления у них были разные. Чешские дворяне и богатые горожане стремились лишь к тому, чтобы завладеть землями и властью, отнятыми у церкви и у немецких феодалов. Крестьяне и ремесленники мечтали о новой, справедливой жизни без гнёта феодалов. Эта часть гуситов стала называться таборитами (от города Табор). Одним из вождей таборитов стал опытный воин Ян Жижка, с юных лет, связавший свою судьбу с судьбой народа. Жижка прошёл суровую боевую школу, в одном из сражений он потерял глаз; отсюда и его прозвище – Жижка, что значит «одноглазый».Огромную роль играл полководческий талант народных руководителей – Яна Жижки и Микулаша из Гуси. Жижка применил новую тактику, позволявшую полностью использовать подвижность его войск. При столкновении с врагами в открытом поле, где перевес сил был на стороне рыцарей, Жижка окружал свои отряды обозом. Крепкие телеги, связанные железными цепями, образовывали настоящую крепость. Под защитой этой крепости табориты с малыми потерями наносили врагам сокрушительные удары. В 1421 г. во время осады одного замка Жижка был ранен стрелой и совсем ослеп. Но напрасно ликовали враги. Жижка по-прежнему руководил борьбой. Рассказывали, что он обычно двигался на коне впереди своего отряда. Его ближайшие помощники, когда это требовалось, описывали ему окружающую местность и расположение войск. Слепой полководец всегда принимал безошибочные решения, умело использовал все благоприятные условия, и победа постоянно сопутствовала ему. В самый разгар гуситских войн, во время одного из походов, Ян Жижка заболел и 11 октября 1424 г умер.  См. детскую энц. Том 1.

Читающий мои рассуждения, может возразить мне: при чём здесь стихотворение Полонского «Откуда?». Дело в том, что Полонский в приведённом стихе описывает известные ему факты мировой истории, которые находят отголоски в произведении. Поэт предвидит то, что, восстания других народов отразятся на жизни России.

Оттуда ли, где Гус за чашу крест подняв. Учил на площадях когда-то славной Праги, Где Жижка страшно мстил за поруганье прав…

Писатель Я. П. Полонский в произведении «Откуда» беспокоился о том, какова будет она, грядущая свобода в России: от искусств ли, пришедших из Европы в нашу страну или от наук? Не разбередит ли это «язвы России». Что имеется в виду в этой фразе стихотворца? Возможно, говоря о язвах, поэт предполагает, наука, пришедшая из Западной Европы, не только даст человеку свет знании, но и разбудит в стране новые восстания и волнения.
Где от искусства к нам несется аромат, Где от наук целебно жгучий яд. Того гляди коснется язв России?
Напомню, что стих Полонского написан после отмены крепостного права, но почему освобождённый от крепостничества народ не чувствовал себя равноправным перед более обеспеченными гражданами России? Не стану углубляться в политику тех лет… Однако, финал текста «Откуда»:
Мне как поэту дела нет Откуда будет этот свет. Лишь был бы он как солнце для природы, Животворящ для духа и свободы. И разлагал бы всё, в чем духа больше нет.
Поэт утверждает, что ему всё равно, откуда придёт этот свет к народу России, только бы этот свет был, как «солнце для природы» и оживлял дух россиян и разлагал бы всё, в чем духа нет. Но моя задача не пересказывать стихи классика литературы. Согласно этому стиху от первой строки до финальной Якову Петровичу вряд ли безразлично, какова жизнь в России. Иначе не написал бы он столь проникновенный стих, финал которого я привела выше. Вчитаемся в другое его стихотворение:

Но знаю, что думает русский мужик,
Который и думать-то вовсе отвык …
Освобождаемый добрым царём
Всё розги да розги он видит кругом.
И думает он: то-то станут нас бить.
Как мы захотим на свободе-то жить.

(Отрывок из стихотворения Полонского Я. П. «Признаться, сказать я забыл, господа»).

Это произведение написано Яковом Петровичем 20 марта 1861 г. В стихотворении явно прочитывается опасения русского люда, освобождённого от крепостного права, что и бит будет бывший крепостной и не сыт. В этом стихотворении за простотою сказанного, скрываются переживания поэта о том, что будет дальше с простым человеком, который остался без зашиты барина, в различных житейских случаях. Ведь дворяне, содержавшие именья с крепостным людом, кормили своих работников, живших на территории господских земель, давали им небольшие денежные вознаграждения и решали судьбы своих крепостных в случае провинности «подопечных» перед хозяевами соседних имений. Например, если хозяин имения счёл, что крепостной человек  соседа-барина, взял что-то без спроса, кто мог заступиться за провинившегося простолюдина, как не барин, у которого работник крепостным числился? Конечно же, барин-помещик, держатель крепостных, если у этого господина были страх божий, совесть и сострадание. Примером такого доброго помещика может служить С. Н. Худеков, который о работниках имения своего заботился и наверняка публиковал стихи молодого Полонского в «Петербургской газете», редактором и издателем, которой он был. Но я несколько отвлеклась от заданной мною темы. Рассматривая творчески стихотворение Якова Полонского: «Признаться сказать, я забыл господа», отрывок из которого я привела, проанализирую этот стих до его финала. Вот ещё одна часть этого произведения:

Но знаю, о чём тайно плачет бедняк,
Когда, запирая свой пыльный чердак,
Лежит он, и мрачен, и зол оттого.
Что даже не смеет любить никого,

В приведённых строках так проникновенно сочувствие Полонского к бедным! Это не просто его сострадание к человеку небогатому, не имеющего ничего кроме нищеты и трудолюбия. Яков Петрович Полонский, который и сам бедно жил, и подрабатывал в своё время репетитором у детей состоятельных дворян, хорошо знал, о чём пишет, пройдя суровую школу жизни. В своём произведении, говоря о бедном человеке, поэт пишет что «И зол он на звёзды – что с неба глядят, и зол на людей – что помочь не хотят». Он показывает в этих строках, что не до романтики бедняку. Возможно, некто скажет мне, что для познания сути произведений поэта и понимания его личности, надо изучать целиком стих, а не выдержки из него.Бесспорно, но приведя именно эти строфы для понимания сути стихотворений писателя, я не только характеризую его как сострадательного и чувствительного к нуждам других людей человека, я для себя вновь открываю личность Полонского, как художника, так как в этом стихе написано, что «холодный туман начинает бродить. И солнце встаёт и не смеет светить». Это не просто ясная читаемая образность его произведения! Это уже как бы картина в миниатюре, просящаяся на холст. Солнце в этом стихе «не смеет светить» – так скажет только человек, наблюдающий природу, и умеющий подмечать детали природных явлений не только словами.  Рассматривая далее произведение, скажу, что поэт в нём раскрывается читателю, как романтичный художник, несмотря на трудности личной жизни и события, движущие Россию и общество страны к новым вехам истории. Почему сделала я такой вывод? Вот пример строк из стихотворения поэта в подтверждение моих слов, сказанных ранее:
 
Признаться, забыл я — не знаю, о чём
Беседуют звёзды на небе ночном.
И точно ли жаждут упиться росой
Цветы полевые в полуденный зной...

Грамотный читатель скептически возразит, что образность в поэтическом творчестве не только у Полонского есть, и живопись тут ни при чём. Мастерами необыкновенной образности в стихах были и есть: Валерий Брюсов, Бальмонт и Бунин и Есенин. Образы в стихотворении Якова Полонского, отрывки из которого привожу я в своём умозаключении о поэте, мне видится,мостом от одного дарования поэта к другому, от литературного – к живописи. Вчитываясь, в стихи Я. П. Полонского, в биографию и факты его жизни понимаю, что писатель, который помимо стихов и прозы, занимался живописью, мало знаком современникам, в том числе и рязанским читателям, как художник.Поэт имел склонность к рисованию, учась ещё в Рязанской гимназии. По воспоминаниям Якова Петровича, он показал свои рисунки учителю естественных наук, тот вызвал гимназиста в свой кабинет и принёс  какую-то книгу с рисунками, краски и кисти и заставил срисовать. Вышло неплохо. Любовь к живописи осталась у Я. П. Полонского на всю жизнь. Как я уже обозначила, задатки живописца прослеживаются и в стихах поэта. Пример тому я приводила выше в отрывке из произведения «Признаться, сказать, я забыл, господа» и многие другие его стихи и поэмы, поэтическая образность которых свидетельствует о поэте, как о художнике. Полонский путешествовал много по Кавказу и странам дальнего зарубежья. В 1846  - 1848 годах поэт посещал удивительные места Грузии. Он увлеченно занимался живописью, рисуя и простым карандашом и тушью. Картины художника Якова Полонского, написанные в Тифлисе, за кажущейся простотой их написания, имеют какую-то затаённую печаль и глубокий лирический смысл. Как пишут многие современные исследователи разнообразного творчества поэта, картины его имеют совершенный характер. Этюдов Полонского около 30 картин. А что об этих картинах известно моим современникам? Ну, разве что названия некоторых из рисунков, например: «Аул в долине» 1847- 1850 гг. (карандаш, белило). Это рисунок Полонского, который создан на Кавказе, как и другие его карандашные рисунки, такие, как: «Гори. Общий вид (карандаш. 1850 г.), «Кавказский пейзаж и наброски деревьев» (1848 - 50 годы) и ещё одна из его работ «Комната Я. П. Полонского в Тифлисе» (1850 г.), запечатлевающие старую Грузию. Полонский, как художник в своих графических работах и набросках, стремился зафиксировать историю путешествий и впечатлений и параллельно со стихами, написанными на Кавказе, в своих полотнах отобразил ускользающий мир кавказской старины.  Тонкий мир души поэтического дара писателя пронзительно передан не только в карандашных набросках, но и более поздних живописных работах. Поэт, живший в ту пору на Кавказе и по нему путешествующий, завёл знакомство с художниками, бывающими  в этих краях проездом, или жившими там в те времена. Например, князем Гагариным Г. Г., приятелем Лермонтова и А. Е. Байдеманом.
О картинах,рисунках, стихах и поэмах Полонского можно говорить и писать бесконечно, как и о самом создателе стихов и живописных полотен, но мне особенно близка более поздняя его картина «Церковь и школа», написанная маслом 1881 году. Среди зелени лета на ней видна церковь белокаменная с куполом и примыкает к ней здание школы. К церкви и школе сквозь кудрявую зелень ведёт дорога. Картина написана в имении И. С. Тургенева,  Спасском-Лутовинове. От полотна исходит какая-то удивительная хрустальная нежность и неизъяснимая тайна притяжения русских просторов. Чувствуешь, что для Полонского, который бывал и в Италии и в Баден-Бадене нет ничего милее российских весей, нет ничего притягательнее русской природы и занятий живописью. Притяжение творчества Полонского состоит не в кажущейся простоте чтения его строк, ни в философских умозаключениях его поэм и стихотворений. Творчество Полонского это нечто вроде далёкой планеты,отблеск которой ты едва видишь на небе – на восходе солнца или его закате. И душа жаждет всякий раз открывать заново эту планету Полонского; как фотограф, запечатлевать разные ракурсы движения этой планеты. Всякий раз с течением земной жизни, будешь открывать для себя её заново, и твоя душа, как небольшой метеорит или песчинка космическая будет вращаться в орбите лирики планеты по имени Яков Полонский, выдыхая стихи в космос, собственные стихи. Вдруг, однажды в полночь, поймешь, что отпускаешь свои стихи не в безжизненную высоту космоса, а туда, где в пространстве Творца вечно жива душа Якова Петровича Полонского, и искры его вдохновения обжигают сегодняшних нас, заставляя иначе относиться к земной жизни, поискам творческой дороги, и своей личной орбиты вокруг творчества выдающегося земляка.

В заключение своих пространных суждений скажу, что мой скромный труд это память о поэте, публицисте, художнике и философе Якове Петровиче Полонском. О нём, как многогранной личности напишу:

               Полонский, как тропинка к храму
               Ведёт сквозь тернии, любя
               Судьбы и ласковость и драму,
               Строфою душу теребя.
               И, говоря: не жди ты манну,
               Дарёную тебе с небес,
               Чтоб отыскать свою поляну
               Ещё не познанных чудес.
               Пройди любых сомнений лес,
               Сбрось ожидания свои в яму
               И злу поставь в противовес
               Росток стиха, что так упрямо
               Светилу говорит: «Я здесь!»

                Наталья Мурадова
                27 августа 2019 г