Велосипедист. Охота на слова

Александр Ерошкин
На сайте Крамола недавно прочитал:
«Велосипедист — бедствие для экономики. Он не покупает автомобиля и не берет под него кредит. Не покупает бензин. Не пользуется услугами ремонтных мастерских. Не страхует «гражданскую ответственность». Не пользуется платными стоянками. Не страдает от ожирения. Да он еще и здоров, черт возьми! Здоровые люди не нужны для экономики. Они не покупают лекарства. Они не ходят к частным врачам. Они не увеличивают ВВП».

Согласен с каждым словом, к тому же сам два-три часа ежедневно провожу на велосипеде. Нынешним летом купил велосипед и в России. Поездил по Челябинску. Понял, что о велосипедистах тут не вспомнили ни разу, о пешеходах тоже редко вспоминают, на женщин с колясками тоже положили большой-пребольшой …крест. И вовсе не случайно я пытался задать вопрос-предложение президенту: обязать мэров хотя бы раз в квартал садиться в инвалидную коляску и проехать на ней на одну из окраин города. Но вопрос не озвучили. В прошлые годы пытался задать вопрос, для чего строят жилые небоскрёбы в 20 или 30 этажей. В Китае видел жилой дом в 53 этажа. А в Германии небоскрёбы сносят, во Франции перестали их строить, а старые стараются сносить… В России земли мало? Или чья-то жадность заставляет людей раскошеливаться на квартиры на высоких этажах, чтобы через десяток-другой лет оказаться у разбитого корыта? Эти мои вопросы тоже не озвучены. Ничего, мы терпеливы.

Я только на минуту представил, каково владельцам велосипедов в домах в 30 этажей, где большинство квартир – студии. Жильцов сотни, как в большой деревне, никакая велосипедная, если она есть, не выдержит.

В подъезде, где я живу, семь этажей, 28 квартир двух-, трёх- и четырёхкомнатных. Велосипедная – 50 квадратных метров, 28 крюков для подвески велосипедов, все заняты, полтора десятка велосипедов стоит на полу, здесь же детские игрушки, велосипеды, самокаты. Всем места нет. Некоторые жильцы с нижних этажей хранят велосипеды в квартирах, некоторые – в келлерах (ячейках в подвале).

А каково иметь велосипед жильцу квартиры-студии, допустим, с 17 этажа, если нет ни келлера, ни общей велосипедной? Я когда-то таскал велосипед, да и детскую коляску тоже, на пятый этаж. А тут на 17-ый.

Статьи про ВЕЛОСИПЕД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона можно читать как увлекательные рассказы, разные авторы по-своему видят прошлое и будущее этих «разнообразных экипажей, приводимых в движение едущим в нем человеком».

Очень важно признание в словаре: «Действительно, есть указания, что уже в первой половине XVII столетия существовали самодвижущиеся повозки такого рода в Генуе, Пизе, Болонье и Нюрнберге. Сохранился даже рисунок ручной повозки, которую устроил для себя захромавший нюрнбергский часовщик, Фарфлер: она приводилась в движение сидящим в ней человеком с помощью двух рукояток на горизонтальной оси».

В чём ценность этого признания? Оно подсказывает, что велосипеды, похоже, изобретены ещё в эпоху Великой империи славян. После развала империи они не исчезли, как многие другие технические достижения той эпохи, а после Реформации шло только их совершенствование.

Нелишне будет напомнить, что в русском языке есть поговорка «Зачем изобретать велосипед?»

На сайте стихи.ру встретил этот вопрос у автора, представившегося как Седой Мужик
Зачем изобретать велосипед?

Есть мудрая пословица давным-давно у нас.
И бьёт она не в бровь, а прямо в глаз.
Мы её помним, слыша с малых лет.
Пустое дело – вновь изобретать велосипед.

Не совершенствовать, а вновь изобретать,
Без знания азов, без логики мышленья.
На здравый смысл и опыт нам плевать.
Плевать на мировых Светил и их ученья.

Великий мы, но и доверчивый Народ.
Во власть порою допускаем сброд.
Под лепет пьяный их, Страну родную рушим
И этим самым мы Народ свой душим.

В дни смут, засилья мрази многоликой,
Мы хаем прошлое Страны своей великой.
Сметаем храмы, мавзолеи воздвигаем,
Названья улиц, площадей меняем.
На что науськают, мы приступом идём.
И этот ад  мы демократией зовём.

А злые силы передышки и покоя не дают.
Чтобы Народ разжечь, пустые праздники суют.
В Чечне войну начнут иль сдуру омонетят.
Преступники они, но по Закону не ответят.

В Стране не может состояться примиренье
Пока к Народу разум не вернётся и прозренье.
Пока он каждую вражину по заслугам не накажет
И нашу власть служить только Народу не обяжет.
Избавив их от всяких привилегий, офигенных льгот.
Они же слуги. Пусть живут, как весь Народ.

При всех ошибках наших прошлых дней
Советский строй был лучше и честней.
Союз овеян был заслуженною славой
И мир нас признавал Великою Державой!
Так для чего опять изобретать велосипед,
В угоду тем, кто нас толкает на дорогу бед?

 Ноябрь 2005 г.
В стихах я убрал лишние запятые. Всё остальное – без изменения.

Отыскать в интернете страницы словарей сегодня нетрудно, и всё же приведу один любопытный факт из словаря Брокгауза и Ефрона:

«Современные велосипеды так хорошо приспособлены, что привычный человек может развивать на них без истощения сил чрезвычайно большую механическую работу: от 1/7 до 1/3 лошадиной силы, делая от 9 до 21 версты в час. На многодневных поездках первостепенные велосипедисты делали по 16 верст в час, а на коротких расстояниях, при состязаниях, достигали скорости 33 верст в час. На расстояниях до 5 верст верховой перегоняет велосипедиста, но при больших расстояниях лошадь устает скорее, и велосипедист ее перегоняет».

И ещё один факт:
«Для велосипедиста… езда на велосипеде, как и всякое упражнение мускулов, не доходящее до истощения сил, только полезна для здорового организма, но соревнование, невнимание, а иногда и необходимость часто заставляют велосипедиста переходить за предел полезного для здоровья утомления. Переутомление оказывается во время самой езды одышкою и усиленным сердцебиением».

Официально считается, что слово ВЕЛОСИПЕД  происходит от старофранцузского v;locipеde, в котором латинские корни v;l;x «быстрый» и pes «нога». При этом ни в одном западноевропейском языке в активной лексике нет ничего похожего на велосипед, но всем это слово знакомо исторически.
 
Французы  вместо слова велосипед говорят v;lo, bicyclette, moto, bicycle, machine и только в связи с историей – v;locip;de  и  petite reine.

В английском  велосипед - bike, bicycle, правда, это скорее речь о мотоцикле. А ещё wheel и machine.

В немецком – Fahrrad, Rad (велик), Fahrrad Rad, Zweirad, Velo,
Veloziped.

В испанском – bicicleta, m;quina (автомобиль), veloc;pedo.

Следует обратить внимание, что cicle во многих языках обозначает «круг».

Правила дорожного движения России определяют велосипед как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём».

Википедия публикует немало фактов из истории велосипеда.

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной.

С 1870-х годов стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг». Название описывает несоразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга.

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец» (или «Бродяга»). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.

С конца XIX века считается правильным садиться на велосипед с левой стороны, запрокидывая правую ногу. Это объясняется тем, что цепь и ведущие звёзды затрудняют посадку справа, это связано с тем, что большинство людей — правши. Традиция же размещать цепь справа пришла из верховой езды, где посадка слева также распространена, так как большинство людей — правши, и шпага, носимая у левого бедра, затрудняла посадку справа.

Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).

Велосипеды продолжали совершенствоваться и во второй половине XX века. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983 году был изобретён велокомпьютер.
В начале 1990-х получили распространение системы индексного переключения скоростей.

От  себя добавлю.

На улицах Дюссельдорфа в последние два года появилось много велосипедов  от городской фирмы, ведающей подачей электроэнергии  в город и следящей за работой коммунального хозяйства. Эта форма кашеринга, проката. Цель её, естественно, в том, чтобы заставить велосипедистов оплачивать каждую свою поездку на велосипеде. За удобства приходится платить всё больше.  Появились самокаты и роллеры с двигателями от аккумуляторов и батарей. Цель  та же. Говорят, что это перспективный зелёный транспорт, если не учитывать, что получение   аккумуляторов и батарей требует значительно  больших энергозатрат, чем требуют двигатели на углеводородах.