О войне образов

Пётр Вакс
Много лет назад Александр Генис написал примерно следующее: вскоре будут воевать не люди, а образы, поэтому не случайно такая битва шла за Останкино (как раз в девяностые он и писал), фабрику образов. С тех пор не раз вспоминал эти слова, убеждался в их правоте и утверждал, что телевидение – зло, самое натуральное. Не только оно, но в первую очередь.
Мне приходилось лично беседовать со взрослыми, я бы даже сказал очень пожилыми, причем неглупыми людьми. Когда я говорил им (в другой стране), что нет, по Киеву не маршируют эсесовцы и не ездят танки, и что не надо верить телевидению – ведь я там был, даже чуть-чуть работал и знаю, что всё якобы документальное (особенно ток-шоу) делается по сценарию, они удивленно отвечали: «Ну как же можно не верить, когда говорят такие уважаемые люди? Зачем они будут врать?»
По моим наблюдениям, многие существуют не в реальном мире, а в созданной СМИ системе образов. То есть работают они, покупают товары и живут в своих квартирах как бы в действительной реальности, но их мнения, суждения и в итоге картина мира – в большой степени не их. Намертво встроенная с детства способность обучаться находится у человека в том же месте, где готовность поверить. Особенно если видишь собственными глазами на мониторе. Однако глаза видят то, что одобрил выпускающий редактор в рамках стилистики канала. То, что смонтировано (мы не видим вырезанные куски). В интервью человек отвечает на заранее составленные вопросы, неудобные ответы вырезают. Любую картинку покадрово редактирует дизайнер в программе, похожей на фотошоп. При этом солдата могут переодеть в другую форму, нацепить ему какую угодно нашивку, никто не заметит подмены. Довершает обман диктор, читающий заранее написанное для данной картинки.
Другими словами, мы видим не происходившее в действительности, а то, что нам хотят показать: сфабрикованное настроение, специально отловленное выражение лица, отредактированное событие. И так всё время вещания, круглосуточно, во всех передачах.
Сопротивляться этому всемирному вранью можно только одним способом: сомневаться. Не спешить возмущаться или радоваться, осуждать или поддерживать, ужасаться или злорадствовать. Вначале анализировать. Думать. Это требует времени, но других способов не оказаться в дураках – нет. Или тогда уж надо воспринимать решительно всё как развлечение, фильм, мелодраму или блокбастер.
Вообще это всё настолько давно известно, что даже неловко писать такие вещи. Вспомните старый фильм «Хвост виляет собакой», он об этом в том числе. Просто мне странно, как можно всерьез спорить о происходящем в выдуманном мире, в нереальном, сфабрикованном по сценарию пространстве. Например, в каких-нибудь евровидениях, танцах со звездами и таком прочем. Или третий день спорить о показанной по телевизору какой-то девочке, о содержании сказанного и о ней самой. Это ведь очередная картинка, показанная так, как кому-то нужно. Не говоря уж о более серьезных темах, которые нам навязывают, которыми запугивают ежедневно.
Собственно, я одобряю способ сбегать от реальности в книги и фильмы, сам пользуюсь, но стараюсь различать границы миров. А во всем важном верю только лично знакомым, проверенным людям, или тем немногим известным, кого уважаю.