Союз нерушимый

Gulush Aga
Семья, фамилия – естественно или искусственно это образование? Почему одни семьи сохраняются долго, всю жизнь, а другие распадаются очень быстро. Естественно ли для человека жить в семье, подавляя беспрестанно свои склонности, подлаживаясь под другого, лишь для того, чтобы иметь относительный душевный и физический комфорт? Или это не естественно, и, возможность быть самим собой в семье совершенно невозможна? Если человек не смиряется с тем, что все его ожидания, после того как прошел первый любовный флер, оказываются обманутыми, то поиск «идеального» партнера, может оказаться бесконечным. Но мало кого останавливает мысль о бессмысленности поиска и тщетности усилий смирить себя или другого. Каждый проходит дорогу сам. Семья предполагает соединение двоих, чаще всего его и ее. Он и она. А дальше, как побеги деревьев – дети.
По прошествии многих лет пары, шокировавшие вначале почтенную публику часто становятся образцами семейного счастья. И, совсем наоборот, те, кто предположительно, по всем внешним признакам, обязаны были быть счастливой семейной парой, терпели фиаско. Тайна создания и жизни семьи остается тайной за семью печатями, а может, этих печатей еще больше.
Она- хранительница семейного очага. Изящная, нервная, ранимая женщина. Ее туалеты обсуждали соседки на своих посиделках. Всем хотелось носить такие же костюмы, как Ольга. А прическа…. Стрижка, сделанная у местного парикмахера, произвела настоящий фурор. Бедный парикмахер не знал куда деваться от осаждавших его дам разного возраста, требовавших сделать им непременно такую же головку, как у Ольги. Однако он не преминул воспользоваться обстоятельствами и остриг половину женского населения городка, и только тогда, когда жертвы красоты появились перед очами мужей, один из них в гневе пообещал отстричь куаферу то, что ему показалось лишним, парикмахер признался:
; Для того, чтобы я смог постричь вашу жену, как Ольгу, ей нужно было бы иметь ее волосы.
Ольга дни напролет проводила, наводя порядок, начищая до блеска пол, нехитрую мебель. Все поверхности в их комнате были покрыты вышитыми салфетками. Ольга сама вышила салфетки по рисункам из французских дореволюционных журналов, доставшихся ей по наследству от матери. Она стремилась строгостью и раз и навсегда установленным порядком возместить свою молодость и детские замашки. Ей также, как и ее детям, хотелось иногда, позабыв о хозяйственных заботах, поиграть, побегать босиком и искупаться в море. Но как-то отложилось у нее в памяти, что мать ее никогда не занималась подобными пустяками. Выйдя замуж в восемнадцать лет и к двадцати трем годам имея троих детей, Ольга изо всех сил старалась выглядеть взрослой и убедить в этом остальных, и, прежде всего мужа. Заботилась о том, чтобы дети были чистыми, воспитанными и вежливыми. Обед за общим семейным столом – испытание для детей. Сидеть за столом, не горбясь. Локти, ни в коем случае, не могли коснуться стола. Жевать только медленно, не раскрывая рта. Самой маленькой, Женечке иногда допускались послабления, например, когда на десерт подавали сочные груши. Грушу невозможно съесть так, чтобы сок не потек по щекам и не хлюпнуть при этом. О том, чтобы одна рисинка упала на деревянный пол, вычищенный добела, не могло быть и речи. 
ОН- веселый, жизнерадостный человек, облик которого свидетельствовал о сангвиническом темпераменте, возмещал строгость материнского воспитания безудержной фантазией. Любое самое незначительное событие в его пересказе приобретало сказочные формы. Лепешке из овса грубого помола, которую пекла жена в голодное послевоенное время, он дал звучное название «Кекс бранброут». Никто не знал, что означает «бранброут», но кекс, скорее из-за названия, чем из-за вида и вкуса, пользовался большим успехом.
Али перепробовал много профессий. Он был капельмейстером духового оркестра, играл на трубе, преподавал азербайджанский язык, работал директором школы, окончил курсы бухгалтеров и стал служить в финансовом ведомстве. Ему все удавалось, но так же быстро и надоедало. Добрейший человек, он всегда хвалил всех своих знакомых и родственников. Ольга, смеясь говорила:
- Али, у тебя все замечательные люди, а что ты скажешь о твоем друге, который взял у тебя в долг и уже несколько месяцев не вспоминает об этом?
- Оленька, это же понятно, раз он о них не вспоминает, значит денег у него нет. Зачем же огорчать человека и задавать ненужный вопрос?
Когда Ольга, повторяя пересуды соседей, о говорила о какой-то паре:
- Не понимаю, что он в ней нашел. Она такая некрасивая, и всегда неряшливо одета.
Али ни разу не бросил камня в ближнего:
- Ты посмотри на нее его глазами.
Шутник, он мог посмеяться над всем и прежде всего над собой. Неподражаемо давал прозвища. Своего младшего сына он прозвал Узун Гулагом (Длинноухим осликом) за его упрямство. Дочь в шутку называл трясогузкой, за аккуратность и педантичность. Али был женолюбом, и женщины платили ему взаимностью. В юности у него случилась романтическая история. На пароходе, плывущем из Баку в Ленкорань, он встретил молодую девушку, казавшуюся испуганной и редко выходившей на палубу. В один из вечеров он набрался храбрости и подошел к ней. Она оказалась застенчивой, легко смущалась и быстро краснела. Лицо смуглое, покрытое легким пушком. Как персик, - заметил про себя Али. Они подружились и проводили много времени вместе. Али уговорил ее сойти на берег с ним в Ленкорани, хотя Лала, так звали девушку, должна была плыть дальше, она ехала к своим родственникам погостить. Он привел ее в дом, познакомил с отцом и мачехой и объявил всем, что она его жена. Жили они, душа в душу. Ходили купаться на море почти каждый день. Гуляли в парке. Принимали гостей. Али был счастлив. Таким счастливым бывают, наверное, раз в жизни. Безоблачное счастье продолжается долго разве что в чудесных сказках. Али же жил грешной земной жизнью. Однажды на базаре Лала встретила свою дальнюю родственницу, случайно попавшую в их городок. В тот день она вернулась домой озабоченная и не приготовила ужин своему дорогому Али. Вскоре пришло письмо от законного мужа из Ирана. Старый, нелюбимый, грозный муж уже давно искал ее и грозил расправиться с несчастной, если она будет упорствовать и не вернется к нему. Лала не боялась угроз, но самая действенная для нее угроза- ее настоящему, любимому мужу, Али. Она не стала ни о чем рассказывать ему, только бледнела и худела. Али не знал, как развеселить его любимую девочку. В один несчастный день она исчезла, оставив письмо, в котором все ему объясняла.
Али был безутешен. Он потерял аппетит, перестал шутить и смотрел с тоской на море, по которому Лала уплыла к старому, нелюбимому мужу. Родственники всерьез озаботились его судьбой и вскоре нашли ему красивую, воспитанную девушку. Он женился на ней и старался не обижать. Она родила ему сына. Жизнь входила в привычное русло. Жена- веселая, красивая женщина, пришлась по вкусу многочисленным родственникам Али. К тому же родила мальчика, что очень ценилось в азербайджанских семьях. Али время от времени увлекался какой-нибудь местной красоткой, но жена никак не реагировала на живописные рассказы соседок.
Али преподавал азербайджанский язык в финансовом техникуме. Как-то к нему в класс привели новую ученицу, совсем еще девочку. Он взглянул на нее и сердце его упало, она выглядела, как младшая сестра его любимой Лалы. Такой же смуглый румянец, пушистые вьющиеся волосы удивительного рыжеватого оттенка. Приведший ее в класс директор, представил девушку:
- Знакомьтесь, Ольга, новая ученица, она приехала издалека, с Украины. Математику она знает хорошо, я надеюсь, что азербайджанский язык сможет выучить так же хорошо.
Ольга оказалась способной ученицей, язык, как и остальные предметы, давались ей легко. Али старался не выделять ее из группы остальных учеников. Лишь иногда, когда ему казалось, что никто не видит, он смотрел на нее.
Ольга казалась такой же беззаботной, как и другие девушки ее возраста. Она приехала в Ленкорань весной. Ее брат уже работал бухгалтером в этом городе. Все вокруг цвело. Ее привлекало море, благодатный климат и сравнительно недорогая жизнь. Она поступила в финансовый техникум. Сразу же после занятий убегала купаться на море, взяв собой завтрак, состоящий из куска хлеба, посыпанного солью. Каким вкусным может быть хлеб, посыпанный солью на берегу самого ласкового в мире моря! Ольгу скоро стали узнавать в городке. Она выучилась хорошо говорить по-азербайджански, что очень ценили местные жители. Еще одно обстоятельство привлекало к ней внимание. У Ольги было всего одно платье, которое она вечером стирала, вешала на плечики, а утром надевала. Платье одно, но очень заметное. Оно было сшито из кумачовой ткани, из нее обычно шьют флаги. Платье очень шло ей. Смуглый ровный цвет кожи и румянец, часто вспыхивающий на щеках, выигрывали от сочетания с пунцовым цветом платья. Али влюбился сразу и бесповоротно. Он боролся с возникшим чувством, понимая, что наверняка он вызвано удивительным сходством новой ученицы с его первой незабываемой любовью, Лалой. Жена не устраивала сцен, только огорчалась от того, что Али становился все задумчивее. Как и в первый раз, Али потерял чувство юмора, он перестал шутить.
Ольга не подозревала о страданиях, которые она причиняла своему милому учителю. Она училась, наслаждалась хорошей погодой, ярким солнцем, обилием фруктов. Ситуация прояснилась неожиданно, как любая тупиковая ситуация. За Ольгой стал ухаживать один из студентов, учившихся с ней в одной группе. Высокий, всегда аккуратно одетый и причесанный Ганс из немецкой общины, с некоторых пор стал особенно внимателен к Ольге. Али догадался об этом раньше, чем Ольга смогла предположить, что Ганс не равнодушен к ней. Али подкараулил ее как-то после занятий. Он был взволнован и от желания доходчиво объяснить своей ученице свои чувства, утратил свое красноречие:
- Мне нужно с Вами поговорить. Ольга, не подумайте, что я сошел с ума, но может быть и так. Я прошу Вас выйти за меня замуж.
- Странное предложение, если вспомнить о том, что Вы женаты, Али. Может для Вас это не важно, я знаю, до советской власти у Вас разрешалось иметь несколько жен. Но только не у нас.
- Да….У нас законы гуманнее.. Были.. Зачем обижать другую женщину, если она не сделала ничего плохого. Вы хотя бы выслушайте меня.
- Я как раз этим и занимаюсь.
- Я второй раз в жизни люблю женщину.
- Я знаю. Вы женаты.
- Нет я не о ней. У меня была первая жена. Вы на нее удивительно похожи. Я любил ее без памяти. Но она уехала.
- Боже мой, Али! Как у Вас все запутано, а вы еще больше хотите усложнить себе жизнь. Подумайте обо мне. Я хочу встретить молодого человека, у которого в прошлом нет таких сложностей. – Ольга вспыхнул, почувствовав, что говорит резкие, неприятные для Али вещи.
- Хорошо. Я не буду больше мучить Вас, вы не услышите от меня ни слова.
Али развернулся и быстрым шагом удалился. Ольга огорчилась, но не слишком. Любая женщина рада объяснению в любви, даже если она не может ответить взаимностью. Сильное стимулирующее средство. Солнце стало светить ярче. Люди вокруг улыбались веселей. Красное платье стало еще красней. Ольга продолжала ходить на уроки Али, как ни в чем не бывало. Казалось время вылечит Али от вспыхнувшей любви и расставит все по местам. У него родился еще один мальчик. Али был внешне очень спокоен и ни разу, как и обещал, не напомнил Ольге о своих чувствах. Он сильно похудел, постройнел, перестал флиртовать с женщинами. Ольга вдруг заметила, что Али красив, умен и на него заглядываются женщины. Прилизанный Ганс, ходивший за ней по пятам, так и не вызвал у нее желания познакомиться с ним поближе. От его правильности и того, что у него все было расписано на много лет вперед вплоть до самой смерти, ей становилось так тоскливо, что невольно мысли ее обращались к Али.
Ганс стал настойчивее. Он точно рассчитал, что как только закончит учебу и устроится на работу, ему нужно жениться. Ольга идеально подходила на роль жены и хозяйки. Он немного лукавил перед собой, а, в основном, перед своими родными, расписывая достоинства Ольги. Он не мог знать, какая она хозяйка, Ольга ни разу не пригласила его к себе. Ганс не признавался себе, что его очень влекло к девушке. А все остальные расчеты были построены на зыбком песке. В тот день, когда Ганс решил объясниться с Ольгой , он долго стоял перед зеркалом и тщательно приглаживал свои и без того послушные светлые волосы. Знал бы он, что его чрезмерно аккуратная прическа особенно раздражала Ольгу. В этом загадка женского характера. Мелочи: туфли стоптанные с одной стороны, прилизанные волосы, особенности походки, манера повторять в волнении одно и тоже слово, и все, ни единого шанса на успех. В случае, когда женщина не влюблена….
Ганс пришел в класс раньше обычного, зная, что Ольга в это время занимается с подругой. Она была на месте. Он прошелся по проходу, набираясь храбрости. Накануне Ганс заготовил речь, в которой разумно и главное, очень убедительно объяснял, почему он делает предложение именно ей и почему ей непременно нужно согласиться выйти за него замуж, лучше и умнее него, ей все равно не найти. На случай, если Ольга станет колебаться и не сразу согласится, он не исключал такой возможности, Ганс придумал множество доводов, перед которыми не устоит и Ольга. Как только Ганс подошел к Ольге, дверь в класс отворилась и вошел Али. Он мгновенно оценил ситуацию и, казалось, не мог ни на что решиться. Наконец, собрался с духом и произнес:
- Вам есть о чем поговорить с Гансом, правда, Ольга?- он вопросительно посмотрел на девушку.- А я и Алия не будем вам мешать. У вас есть почти полчаса до начала урока.
Ганс покраснел, не ожидая такого поворота событий. Ольга смутилась еще больше:
- Нет, Али, Вы ошибаетесь. Ганс не собирался ничего говорить. Разве не так, Ганс?
- Не совсем так, в общем, я хотел предложить Ольге выйти за меня замуж, - он произнес эти слова, ни на кого не глядя. Выдохнул и поднял глаза на Ольгу. Все произошло настолько быстро, что все присутствующие замерли, ожидая развязки.
- Нет, это невозможно, -почти прокричала Ольга, и повернулась к Али, - потому что я люблю Али, - закончила она севшим голосом и выбежала из класса.

Через месяц, несмотря на совершенную очевидность и для Ольги и для Али того, что они поступают неразумно, вопреки здравому смыслу и ожиданиям своих семей, а может, именно это добавляло особую прелесть их поступку, они поженились.