К вопросам о существовании и местонахождении Бога

Николай Нефёдов
Вопросом о существовании бога я интересовался с детства, как только узнал о нём, но толчком к написанию данной заметки послужила моя рецензия от 31.10.2017г. на «Где находится Бог?» (Эйно Тимонен) http://www.proza.ru/comments.html?2015/11/05/618 . Оказалось, что Эйно Тимонен умер в конце лета 2016-го и стало жаль оставить рецензию без обсуждения.

ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем отвечать на вопрос "Где находится Бог?" неплохо было бы определиться о каком боге речь. За всю историю, у человечества было множество богов, которые в чём-то разнятся, в чём-то схожи. Определений множество вот, например, из Вики: "Бог — название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических религиях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог («Бог Авраама, Исаака и Иакова») и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных. В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия)". Из Вики же: «Существо — живой организм, живая особь, животное, человек. Объект, который называют существом, обладает свойством восприятия реальности. Такой объект может быть как реальным, так и вымышленным».  «Сверхъесте;ственное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё. В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, нетелесного, непротяженного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства — загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела». Итак, общим для всех религиозных представлений о богах является то, что все они некие сверхъестественные разумные существа, управляющие всеми естественными существами и природными явлениями.

ГДЕ И КАК СУЩЕСТВУЮТ БОГИ
В человеческой истории все боги "жили" в среде народов их породивших и в них веровавших. Если речь о библейском боге, то он, очевидно, находится в Библии и в воображении её почитателей. При внимательном чтении Ветхого завета мы обнаружим, что там не один бог, а множество - от Творца Мира до мелких племенных божков Авраама и Моисея, а также куча всяких духов, бесов и божков других народов. Задаться вопросом «Где существует библейский Бог?», это то же самое, что задаться вопросом "Где находится кентавр Хирон?". Ответ также очевиден - в греческой мифологии и в воображении её читателей. При внимательном чтении мифов о Хироне мы также обнаружим множество его образов. И никому не приходит в голову искать местонахождение Хирона в дебрях космоса. Почему? Наверно просто потому, что в греческой мифологии ему не присваивают титул Творца Мира. Племенному божку в еврейской мифологии присвоили титул Творца Мира и наивные верующие бросились раздувать его образ до размеров мироздания. Более того, маститые теологи взялись философствовать на тему Бога-Творца, приписывать ему сверхъестественные свойства. Смешно, грустно и поучительно.
Можно задать более серьёзные вопросы, ответы на которые не столь очевидны. Например, "Где находится воображение?", "Где находится Я человека?", "Где находится цифра 5?", "Где находится математика?", "Где находится любая наука, любое понятие?". Пытаясь ответить на эти простые вопросы, мы вынуждены будем признать различность бытия объектов и понятий о них. Бытие конкретного яблока отлично от бытия понятия о яблоке. Конкретное физическое яблоко, будучи телом, может находиться в конкретном месте физического пространства, а понятие о яблоке, не будучи физическим телом, не может быть соотнесено с конкретным местом физического пространства, но может быть соотнесено с местом в понятийном пространстве. Существование и взаимодействие понятий соотнесено с существованием и взаимодействием породивших их объектов, но эти существования различны и являются инобытием друг друга. Всё существующее существует в себе через себя и в ином через иное. Бытие и инобытие порождают и неразрывно определяют друг друга. Существование в себе через себя принято относить к телесному, а в ином через иное к духовному. Это условное различение. Духовное и телесное сопряжено в каждом явлении, в некоторых больше телесного, в некоторых духовного. Если в каком-то явлении телесная составляющая сведена до минимума, например в каком-либо понятии, мы относим его к духовному миру, если наоборот, то к телесному. Что есть духовный мир? Если вдуматься, то для любого человека это общественное сознание в его взаимодействии с индивидуальным сознанием, так называемым, внутренним миром человека.
Теперь о первичности и порождаемости, творении и сотворении. Во внутреннем мире человека есть образы порождённые объектами внешнего мира, и есть образы порождённые объектами внутреннего мира. Образы кентавра порождены взаимодействием образа коня и человека. Телесная составляющая кентавров в мифах, книгах, рисунках, скульптурах, театральных постановках, ...Образы богов и прочих духов порождены взаимодействием образов явлений природы и образов живых существ. Телесная составляющая богов и духов такая же, как и у кентавров и других фантастических существ. Скульптуры, иконы и прочие элементы телесной составляющей богов и духов вторичны и порождены их духовной составляющей. Вот именно это их качество и послужило основой для создания образа Бога-Творца Мира, практически у всех народов, т.к. в восприятии любого человека он творец своего внутреннего мира, или миров, и творец своих действий и изделий.
То, что боги и другие фантастические существа, есть порождения внутреннего мира людей, со всей очевидностью проявляется в том, что в мифах и священных писаниях боги и прочие выдуманные существа действуют непосредственно, а в действительности всегда лишь опосредованно.
Итак, если говорить о богах, представленных в мифах и священных писаниях, то они существуют в мифах, священных писаниях и воображении людей, также как литературные, театральные  и кинематографические персонажи.

Теперь поговорим об онтологической составляющей вопроса.  Ощутив разум в себе, человек сразу же обнаружил его и снаружи, а именно  целесообразность поведения и строения живых существ. Любое существо рождается уже приспособленным к тем условиям, в которых ему предстоит жить. Крохотная мошка знает, как перемещаться, как владеть крыльями и лапками, чем питаться и как размножаться. Человек видел, что весь окружающий его живой мир и он сам, в том числе, целесообразно устроен и согласован, видел, что причина этой целесообразности и согласованности не в человеке. По аналогии с причиной целесообразности своего поведения, которую он видел в собственном «я», человек наделил всех живых существ их собственными «я», а части природы аналогами «я» - духами. Признав существование собственного разума, человек, тут же, был вынужден признать существование многообразия нечеловеческих разумов и нечеловеческих «я».
  Человеку и высшим животным снятся сны, у них есть воображение. Объекты внутреннего  мира  человека также воздействуют на него, как и объекты внешнего мира, отличие лишь в «бестелесности» объектов внутреннего мира. Появились представления о телесном и бестелесном (духовном) мирах и существовании в них. Поскольку умершие снились живым, то сформировалось представление о загробной жизни в некоем ином духовном, бестелесном Мире, сосуществующим с обычным телесным Миром и управляющим им также, как человек сосуществует со своим внутренним миром управляет и управляется им.
Развитие общества привело к развитию общественного сознания со всеми его атрибутами: общественной памятью, общественным мышлением и общественным Я. Общественное сознание не существует отдельно от личных сознаний входящих в общество людей, но обладает и самостоятельностью, относительной независимостью от них. С появлением государств появляются, так называемые, национальные характеры и миры и мы начинаем говорить о Русском, Германском, Англо-саксонском, Китайском и пр. мирах, как о неких средах обитания русского, германского и пр. государственных духов, властей, имеющих признаки коллективных живых существ. Нечто подобное, только более выпукло, мы обнаруживаем, наблюдая жизнь улья или муравейника. Полноценным организмом является не отдельная пчела, или муравей, а улей и муравейник. Так и у человека полноценным организмом является не отдельный человек, а способная к невырожденному воспроизводству популяция, состоящая минимум из нескольких сотен разнополых особей.   Как муравейник управляет поведением муравьёв, так и государство управляет поведением граждан. Муравейник может быть рассмотрен, как надорганизменный организм. Но и организм отдельного человека, состоящий из органов и клеток, тоже может быть рассмотрен как надорганизменный организм. Получается, что в живом каждому иерархическому уровню телесной особийности соответствует свой иерархический уровень духовной особийности, на клеточном уровне – клеточные «я», на уровне организма в целом – личностные «Я», на уровне государства - надличностные «Я» и т.д. до биосферы в целом. «Я» вышестоящего уровня воспринимают только коллективные запросы «я» нижестоящих уровней. Взаимопонятное межличностное общение возможно только между «я» одноуровневой телесной организации: клетки с клетками, люди с людьми, государства с государствами.
В религиозной терминологии «Я» вышестоящего уровня выступают, как боги для «я» нижестоящих уровней. В соответствии с этим, если рассматривать конкретно библейскую теологию, библейскому Богу Завета в онтологическом смысле соответствует мононациональное рабовладельческое государство, стремящееся к мировому господству. И иудаизм не столько религия, сколько государство без определённой территории, претендующее на все территории. Т.о. в онтологическом смысле библейский Бог существует как мононациональное рабовладельческое государство и находится там, где представители иудаизма играют главенствующую роль. Библейскому Богу Творцу, будь у Библии хоть какая-то философская мировоззренческая подложка, в онтологическом смысле, мог бы соответствовать весь единый и многообразный Мир, атрибутами которого являются Жизнь и Разум, но за отсутствием таковой у библейского Творца нет онтологических соответствий, сплошная сказочность и вымысел, гипертрофия человека до вечного, всезнающего, всемогущего и всепричинного существа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного резюмируем:
1. Библейский Бог аврамических религий и боги мифов и прочих религий безусловно существуют в священных писаниях, преданиях и мифах,  в скульптурах, иконах, идолах и воображении читателей и верующих. Их существование подобно существованию литературных и кинематографических персонажей и также изучаемо филологией, мифологией, теологией.
2.  Религии и связанные с ними духовные сущности появились с необходимостью, как следствия объективизации внутреннего мира человека и опыта наблюдения целесообразности строения и поведения живых существ, их согласованности со средой обитания. Обнаружение разума в себе с неизбежностью привело к обнаружению нечеловеческого разума снаружи.
3. В онтологическом смысле библейскому Богу соответствует надорганизменное живое существо мононационального рабовладельческого государства-религии, претендующего на мировое господство.