Акинак

Борис Шифрин
Все в детстве хотели кем-то стать: космонавтами, пожарными, милиционерами… Я мечтал быть археологом. Разумеется, ни о каких аспектах данной профессии, связанных с историей, географией, культурологией, я не знал, да и знать не хотел. Археология для меня сводилась к выкапыванию разных древних ценностей.

Как водится, мечты детства с возрастом не то чтобы совсем растворились, но задвинулись далеко на задний план. Следуя семейным традициям, я выбрал для поступления технический вуз и соответствующий вид деятельности, однако желание кладоискательства тлело где-то в глубинах моего организма.

И вот когда после детства уже прошло лет 40, я неожиданно начал приближаться к осуществлению своей мечты. Дело в том, что у моего друга И. дом в глухой деревушке Новгородской области, где я его периодически навещаю.
Как-то выяснилось, что у нашего соседа имеется вполне приличный металлоискатель, которым можно свободно пользоваться. Конечно, узнав про такое, я впал в радостное безумие. Свою немалую лепту в это внес дядя моего приятеля. Старожил тамошних мест и знатный рассказчик, он абсолютно убежден в том, что его родная деревня – средоточие активной военно-культурно-торговой жизни прошлых веков.

«Тут были все!» – авторитетно заявил он на нашей традиционной вечерне-ночной пирушке. «Варяги, скифы, крестоносцы, татаро-монголы… И все! ВСЕ! Оставляли разные артефакты: шлемы, акинаки, украшения… А самое главное, молодежь…, – дядя выдержал театральную паузу. – Рядом с тем местом, где мы сидим, стоял барский дом. Понимаете, к чему я?»
Разумеется, мы все понимали. С радостным гиканьем, побросав посуду и схватив металлоискатель и лопату, мы ринулись во двор.
Конечно, металлоискатель не был настроен и как оглашенный пикал на любой мало-мальски металлический предмет. Подобно берсеркам, мы яростно набрасывались на подозрительное место и выкапывали очередную дрянь. Всеобщую экзальтацию усиливал дядя, бегавший вокруг нас с воплями: «Половину! Мне половину! По-любому!». Через пару часов, окончательно обессилив, решили продолжить поиски на следующий день и разбрелись на ночлег.

Подъем был тяжелым, однако радостное предчувствие заставило меня встать и даже кое-как позавтракать. И. не подавал признаков жизни.
«Слушай, дружище, ну как, копать-то идем? Или мне лучше самому?»
Тихонько застонав, И. выдал небольшую тираду, приличная суть которой сводилась к тому, что я могу идти куда угодно, брать что угодно, копать где угодно, лишь бы оставить его в покое. Я вышел на улицу.
Двор напоминал театр военных действий после бомбежки. Из разрытых ям торчали старые жестянки из-под консервов, крышки от бутылок всех видов и прочий металлический хлам.
Сил у меня было меньше, чем энтузиазма, поэтому целью очередного копа была выбрана баню, стоявшая неподалеку. Наверняка, если покопать вдоль фундамента, уж что-нибудь интересное да точно найдется, размышлял я.

Вооружившись металлоискателем и маленькой саперной лопаткой (большая лопата куда-то делась), я принялся за работу. Через несколько минут прибор издал истошный писк. Добыча! Я включил пинпойнт – специальный режим металлоискателя, позволяющий определить примерную форму находки. Форма один в один соответствовала скифскому мечу АКИНАКУ, про который так много было говорено накануне.

Разумеется, я прекрасно осознавал свое состояние и предполагал, что все это мне может просто чудиться. Я выключил прибор, сполоснул лицо, спокойно посидел. Через несколько минут повторил попытку. Все совпадало! Начал копать…

Увы! Вскоре на свет показалась ножка от старой советской металлической кровати с шариками. Вульгарно красная, почему-то совсем не потускневшая со временем. Словами мое отчаяние сложно передать. Понурившись, я поплелся в избу досыпать.

Однако толика мистики в этой истории все же присутствует. Хорошая финская лопата Fiskars, долго служившая всем верой и правдой, так и не найдена до сих пор, хотя прошло уже несколько лет.