Пиво для психологов

Борис Шифрин
История эта произошла в начале 2000-ых годов. В то время я иногда подрабатывал изготовлением несложных сайтов-визиток (так называемые аштмл-говно-сайты). Коллега попросил меня пообщаться со своей знакомой, некой К., на предмет разработки сайта, и, возможно, всяких сопутствующих атрибутов (элементы фирменного стиля, лого, визитки и т.п.) для создаваемого психологического центра, совладелицей которого К. и являлась.

Сговорились на 10 т.р. В эту сумму входила разработка сайта под ключ, размещение его на хостинге и ничего больше. Мои попытки сразу договориться о разработке фирменного стиля, администрировании, продвижении закончились ничем. Мы неоднократно встречались, обсуждали макет, я потихоньку занимался версткой, насыщал сайт материалами. Наконец заказчиков все устроило, рабочая версия сайта была размещена в сети.
И тут началось…

– Бо-о-о-р-и-и-и-с, Вы не могли бы поменять тут?
–Конечно, легко…
– А ту-у-ут?
– ОК…
– А еще здесь! Здесь! И здесь!
– …

Спустя какое-то время я стал все более активно намекать, что оговоренный объем работ уже давно выполнен. К. воспринимала намеки с трудом и постоянно просила меня что-то добавить, удалить, исправить…

Наконец, к достаточно юной, но очень целеустремленной девушке К. пришло понимание необходимости наличия логотипа своей компании. Она вновь обратилась ко мне, за разработку я запросил достаточно скромную сумму в пять тысяч, что было принято сразу и с радостью. Все договоренности, как обычно, остались на уровне слов. Через неделю логотип был готов и после многочисленных замечаний и исправлений утвержден К. Получилось вполне пристойно. Прошло много лет, а логотип до сих пор красуется на полностью видоизмененном сайте психологического центра. Договорились встретиться через несколько дней для передачи/получения денег.
И тут вдруг звонок.

– Бо-о-о-р-и-и-и-с, это К. Мы тут общались с нашим коллегой и решили, что 5 т.р. за такую работу много.
– !!! Как??? Мы же договаривались!
– Ну-у-у-у. Много. Вот пообщались и решили, что много.
– Хорошо. А «немного», это сколько?
– Ну-у-у-у. Тыща! Ну-у-у-у. Полторы!
– …

Я был в шоке.
– Знаете, К., если кто-нибудь когда-нибудь узнает, что я разработал логотип за тысячу рублей, мне будет ужасно стыдно. Давайте я его просто подарю!
Видимо, где-то подспудно мне казалось, что после таких слов К. застыдиться. Ничего подобного! Она была просто счастлива!

А я был ужасно зол. И на фоне этой самой злобы, усиленной объемом неоплачиваемой работы, решил слегка модифицировать сайт. А конкретно – чуть изменить одну фразу: вместо «В нашем психологическом центре Вам гарантированы максимум удобства, комфортные условия, ковролин, чуткость, внимание, душевная теплота» стало «В нашем психологическом центре Вам гарантированы максимум удобства, комфортные условия, ковролин, пиво, чуткость, внимание, душевная теплота».

В течение примерно месяца никто ничего не замечал (возможно, кроме посетителей сайта). Наконец, К. обратила на это внимание или ее внимание обратили, возмутилась, позвонила мне, устроила ужасный скандал, угрожала. Я попытался объяснить, почему так поступил. Впрочем, безуспешно. Разумеется, мы расстались, работа над сайтом была таким образом завершена.

Думаю, все получили какой-то урок: я лишний раз убедился в том, что отношения с малознакомыми людьми следует формально закреплять, а К., надеюсь осознала, что жадность и жлобство рано или поздно наказываются.