Дед Николай и Пашка. Быль

Мария Андреевна Шумкова
-Пашка, Пашка, ты очумел? Я кому говорю, брось оружие! - дед Николай бежал со всех ног за своим внуком, тяжело дыша, сбросил налезающую на глаза кепку на землю, сплюнул и ещё громче закричал осипшим голосом,- ах ты чёрт окаянный! Вот мамке твоей расскажу! Эх, мать твою.

Сидящие на скамеечках бабульки хором заохали:

-Николай, что случилось?

-Пашка ружьё стащил. Этот глупостей натворит на раз -два.

-Ох, ох, ох, плохо парню без родичей,- у деревенских жителей появилась тема для обсуждения на ближайшие дни.

Пашка, тринадцатилетний длинный худой подросток, стащил дедово оружие и сиганул по деревенским улицам, не особо задумываясь о последствиях, начал палить в разные стороны.

С бабкой и дедом жить не сладко. Скучно и запретов много. Пока мать жизнь личную в городе налаживает, подросток не знал куда деть нерастраченную энергию. В огороде помогать? Неохота. Воду таскать? Неохота.  В компьютер играть? Это пожалуйста, хоть целый день!   Мать купила Пашке компьютер, пыталась  загладить вину за своё безучастие в жизни сына. Не было сил у бабки с дедом в руках держать парня.

Пашка бежал со всех ног. Остановится, пальнет по курицам, гуляющим на дороге,  распугает квохчущих разномастных птиц, дальше бежит. Местные жители, услыхав стрельбу, испугались, по дворам попрятались, в щелки подглядывают, высматривают кого там леший попутал.

Деда силы покинули, понял, что за внуком угнаться прыти не хватит. Присел на пенёк. Крикнул громко, то ли небесам, то ли Пашке.

-На кой ты мне сдался?! Мать воспитывать не хочет, свалила ношу на стариков! - по испещренным морщинами смуглым щекам покатились слёзы, - нет сил бороться, нет сил. За что, сынок, ты покинул эту землю? Снохе Пашка не нужен. Ты погляди какой негодяй растёт! Сынок, ты б его хворостиной хорошо отходил. А я что? Стар я,- дед Николай вытер сухой ладонью слёзы.

Пашка выглянул из-за берёзы, прислушался к причитаниям деда, нос повесил. Задумался.
 "И чего дед сердится? Как теперь на глаза показаться? Всю деревню перепугал, а возвращаться стыдно. А что если компьютер отберут. Ох, что ж я об этом не подумал, компьютер никак нельзя отдавать."

Дед выкрикнул последнюю угрозу:

-Ну берегись, Пашка, расколошмачу твой чёртов ящик! - сплюнул, встал и согбенный побрёл к дому, шваркая ногами по пыльной дороге. Улица вновь наполнилась звуками осмелевшей скотины и птиц.

Пашка покрутил в руках ружьё. Пальнул на последок в воздух и отправился сдаваться. В дом прибежать нужно было быстрее деда, чтобы спасти драгоценный компьютер.

-Пашка, явился, а дед за тобой побежал,- бабушка всплеснула руками,- ты деда не видал?

- Видал. Я это... Пришёл. Ты меня прикрой, ба.

-Горе ты горе, лучше б сам, по-хорошему деду покаялся.

Пашка опустил голову, поставил ружьё к стене, прошёл в избу, лег на кровать, уткнувшись в подушку лицом.

Баба Зина с глухим бормотанием и ворчанием хлопотала на кухне, щи варила да блины пекла. Аппетитные ароматы стояли на весь дом, жар на всю кухню.

-Паш, а Паш, что-то дед долго не идёт.

У Пашки сердце ёкнуло. Встал с кровати, выглянул в окно - нет никого. Выбежал из дома, помчался в соседнюю  улицу, в сторону лесочка, где дед на пеньке сидел.

Издалека увидел людей. Люди стояли плотным кругом вокруг чего-то и вздыхали, охали. Пашка рванул к людям, растолкал локтями и увидел лежащего на земле деда. Рядом сидела фельдшер и делала массаж сердца.

-Вот и внук пришёл. Довел деда до приступа,- зашептали люди.

-Деда, деда,- забормотал Пашка, сел рядом с дедом на корточки, уставился на дедушку, который словно спал.

-Врачей вызвали?- спросил Паша у людей.

-Вызвали, да сколько ж из центра они добираться будут. Не известно.

Фельдшер посмотрела на Пашу:

-Заменишь меня? Смотри как надо давить,- Павел под руководством фельдшера начал массажировать деду сердце. Слёзы капали из глаз мальчишки.

-Деда, деда, очнись. Деда, прости меня.

-Ишь, осознал вдруг, - зашептались люди.

-А ну разойдитесь! - скомандовала фельдшер,- не нужны нам ваши разговоры, делу это не поможет, лучше ждите скорую помощь на въезде, чтоб не проехала мимо.

Пашка облизывал солёные губы и со всех сил старательно давил на дедову грудь.

-Очнулся, очнулся, деда! - закричал Пашка, захохотал, хотел деда обнять, но фельдшер просила пока не трогать больного.

Прибежала баб Зина, утирала слезы фартуком, упала на колени перед Коленькой:
-Да что ж за горе мне такое, за что? Коленька, милый мой.
Пашка обнял бабушку за плечи.
Приехала скорая помощь, погрузили деда на носилки и в машину. Пашка с бабой Зиной поехали вместе с дедом в больницу.

-Паш, а Паш, деда не станет, как жить будем вдвоем?- охала бабушка.

-Я ещё не помер,- отозвался дед,- мы ещё с вами поживём.

Пашка, глотая слезы, произнёс:

-Деда, прости меня.

Когда деда Николая выписали из больницы, он вернулся в дом и не поверил рассказам Зины.

-Пашка всю картошку сам выкопал, представляешь. Воду носил, кур кормил. Парень то не плохой вырос, понимаешь, не плохой.

-Ну, бабка, может и ничего парень, выправился.

Пашка сидел за стенкой, слушал и тихо улыбался.