Третье состояние

Владимир Синявский
"Дисплазия соединительной ткани – это не болезнь, но и не норма. В медицине её называют третьим состоянием.
…Его пациентами были дети. Тусов чувствовал себя не доктором, а художником, творцом. Он и его коллеги занимались разработкой индивидуальных программ развития для дисплантов, пытаясь усовершенствовать  «самое совершенное творение природы» - человека. Но природа человека отнюдь не совершенна…"
 

Предисловие.

При воздействии определённого сочетания неблагоприятных факторов внешней среды на эмбрион человека возникает ответная реакция формирующегося организма, которая проявляется изменениями функции органов, в основе которых лежит дисплазия соединительной ткани (ДСТ), то есть её неправильное развитие.
Соединительная ткань является структурной основой всех органов и систем человека. Поэтому возникшие изменения могут быть самыми разнообразными. Однако все люди с ДСТ имеют и много общих черт, как внешних, так и личностных. Дисплазия соединительной ткани – это не болезнь, но и не норма. В медицине её называют третьим состоянием.


I. Доктор Тусов

Всеволоду Андреевичу Тусову было 45 лет. Он имел крепкое телосложение и правильные черты лица. Всеволод был энергичной и увлечённой натурой. Он был требовательным не только к окружающим, но и к себе. Доктор по образованию, он был художником в душе, стремился к совершенству во всём. Всю свою жизнь Тусов работал над самосовершенствованием: над физическим и духовным, а последние пятнадцать лет он творил, пытался изменить и других людей, сделать их более гармоничными, совершенными.
Его пациентами были дети. Во время работы с ними, его глаза загорались азартными звёздочками, голос звучал спокойно и уверенно. Весь он излучал тепло и надёжность. Работая с пациентами, Тусов чувствовал себя не доктором, а художником, творцом. В научно-исследовательском центре  (НИЦ) «Гармония человека» Всеволод Тусов возглавлял отдел психофизиологического развития (ПФР), основной задачей которого была разработка и подбор индивидуальных программ ПФР для детей с ДСТ, которых в институте назвали дисплантами.


II. Диспланты

Тусов спешил на пресс-конференцию в честь пятнадцатилетнего юбилея НИЦ. За эти годы много детей прошли через отдел ПФР. Но именно в этом году первые десять детей, для которых отдел Тусова разрабатывал программы индивидуального развития с трёхлетнего возраста и которых курировал все эти пятнадцать лет, достигли восемнадцати лет, возраста сформировавшихся личностей.  Всеволод искренне радовался успехам подопечных, как своим. Детей с  ДСТ,  с которыми работал отдел Тусова, было гораздо больше, но все они бросили занятия на разных возрастных этапах, потому что это была ежедневная кропотливая работа над собой, над своим поведением, психическим и физическим развитием, требующая усилий и детей, и их родителей. Только десть детей из шестидесяти дисплантов первого набора прошли полный курс психофизиологической реабилитации. Можно было подводить итоги. Тусовым овладело лёгкое внутреннее беспокойство, но он быстро с ним справился. Никакие эмоции не отразились на его спокойном загорелом лице.
Первый вопрос задала пышная журналистка с неподвижным выражением лица. Тусов непроизвольно отметил стигмы*  в её облике и составил для себя психологический профиль собеседницы. Вопрос был лишён эмоций и носил формальный характер.
;Скажите, так ли важна и актуальна проблема дисплазии соединительной ткани?
;Пятнадцать лет назад общество осознало важность проблемы ДСТ, ; начал Тусов. ; Каждый третий ребёнок имеет проявления ДСТ. Внешне эти дети имеют незначительные изменения формы ушей, носа, зубов, искривления позвоночника, плоскостопие, гиперподвижность суставов, дефекты речи (более половины детей перед школой посещают логопедов!) и множество других внешних признаков. ДСТ приводят к проблемам со здоровьем: нарушениям зрения, болям в спине, суставах, болезням лёгких, сердечно-сосудистой системы,  бронхоспазмам, дискинезиям желудочно-кишечного тракта, вегетативно-сосудистой дистонии. Возникают проблемы с репродуктивным здоровьем: задержка полового развития, невынашивание беременности, преждевременные роды, бесплодие. Ведущее место занимают отклонения в психическом здоровье.  В раннем детстве диспланты легко возбудимы и неуправляемы.
Всеволод говорил, а перед глазами поплыли образы детей: мальчишки и девчонки с весёлыми или задумчивыми взглядами, худые или полные, которым в садике или школе быстро прицепили ярлыки «сложные дети».
;В подростковом возрасте это гиподинамичные, внушаемые дети, ; продолжал Тусов. ; Изначально они имеют слабое физическое здоровье, что приводит к низкой самооценке, замкнутости, уединению. Низкая физическая активность компенсируется длительным времяпровождением у компьютера (интернет, видеоигры), что приводит к формированию рыхлых, пухленьких юношей и девушек, просиживающих вечера дома. Другая часть подростков-дисплантов вступает в различные секты или уличные компании. Они склонны к самобичеванию, жёстким ограничениям (вегетарианство, сыроедение и т.д.). Такие подростки не имеют жалости, сострадания, склонны к агрессии, наркомании, суицидам. У них снижен порог болевой и слуховой чувствительности. Вот откуда у подростков тяга к хард-року и громкой музыке, чрезмерным световым стимулам. Воспитание таких детей требует от родителей и школы особых усилий, терпения, индивидуального подхода. Поэтому, если не заниматься индивидуально и прицельно с дисплантами с двух - трёх лет, третье состояние переходит в состояние болезни и патологического формирования личности, ; Всеволод выдохнул, закончив свою речь.
Он надеялся, что в его выступлении люди увидят не только безликую проблему, но и смогут применить полученную информацию к своим родственникам, подсказать знакомым, а кто-то узнает и себя. Был задан ещё ряд вопросов формального характера, которые свидетельствовали о поверхностном знании проблемы интервьюерами. После всех заданных вопросов, когда Тусов собирался с облегчением выдохнуть, в зале поднялся грузный мужчина и спросил: «А что случилось с Настей Бушиной и Артёмом Лощиным? Они ведь были Вашими пациентами?» У Тусова что-то больно сжалось в груди.


III. Ошибка или эволюция?

Всеволод Тусов сидел в кабинете, качаясь в кресле, и вспоминал события последних пятнадцати лет, связанные с его проектом развития дисплантов. Он помнил каждого подопечного своего отдела. Они все были для него как собственные дети. Тусов и его коллеги пытались усовершенствовать «самое совершенное творение природы» ; человека. Но природа человека отнюдь не совершенна. И это видно на дисплантах. Мелкие дефекты внешности этих детей могли быть расценены обществом, как индивидуальные особенности развития. Но только не Тусовым! Он стремился к совершенству не только в психическом и физическом развитии своих подопечных, но и во внешней красоте. Он настоял на выделении дополнительного финансирования для коррекции недостатков  внешности своих подопечных. Где можно было исправить прикус, подкорректировать другие дефекты  внешности при помощи ортопедии, косметологии и даже пластической хирургии, Тусов настаивал на этом. Он помнил всех своих подопечных.
Вначале их было шестьдесят. Но с каждым годом количество их становилось меньше. Тусов болезненно воспринимал эти «потери». Диспланты должны были находиться под наблюдением специалистов постоянно. Сначала они проходили всестороннее обследование. Составлялся «Паспорт индивидуальных особенностей» каждого подопечного. Эти особенности про себя Тусов называл недостатками. Недостатками внешности, физического развития и поведения, психическими отклонениями. Вслух произносилось только слово «особенности». Особенности развития, особенности личности.
Затем подбиралась индивидуальная «Программа коррекции и развития»  с учётом всех особенностей и способностей каждого ребёнка. Ежедневный тяжёлый труд детей, их родителей, педагогов и медиков. Из шестидесяти дисплантов весь курс прошли только десять. Они успешно окончили школу с баллом выше среднего, все имели также высокие успехи в различных кружках, спортивных секциях, музыке или рисовании, успешно прошли углублённый медицинский осмотр и сдали психологическое тестирование. Причем уровень их развития был выше, чем у многих их сверстников.
Далее каждый из них выбрал свой путь, большинство поступили в престижные ВУЗы, двое ребят пошли служить в силовые структуры. Но были двое из них, которые после завершения Программы и успешной сдачи всех экзаменов теперь вызывают боль в сердце Тусова. Он снова и снова задавал себе вопросы: «Может дисплазия – это всё-таки не ошибка природы, а её приспособительная реакция, эволюционный путь? Может так нужно, чтобы среди нас ходили лопоухие люди с кривыми зубами и спинами, хитрые и жестокие? Ведь, если все будут красивыми и идеальными, мы перестанем ценить красоту и человечность?»


IV. Настя

Родители привели её в Центр в три года. Cимпатичная, с длинными русыми волосами, немного пухленькая, но живая и подвижная, она с любопытством  рассматривала кабинет начальника отдела. После обследования у неё была подтверждена ДСТ и составлена программа индивидуального развития с учётом её наклонностей и характера. Настя относилась к первому подтипу дисплантов. Внешне она была спокойная, малоподвижная, но если что-то ей не нравилось, девочка надувала пухлые губки и щёчки, розовые от диатеза,  и, молча, смотрела исподлобья. Длинные волосы прикрывали её чуть плоские, круглые уши, нос  с горбинкой «украшали» большие ноздри. Речь её была слишком быстрой, поэтому не всегда разборчивой, между словами не было пауз. Невольно вспоминался говор Трындычихи из фильма «Свадьба в Малиновке».
Для компенсации склонности к полноте и с учётом её музыкальности, Настя четыре раза в неделю посещала спортивные танцы. Танцевала она красиво, плавно, ритмично и грациозно. Она была невысокого роста, но тело благодаря регулярным занятиям спортом, становилось упругим и гармонично развивалось. Через шесть лет занятий танцами, Настя категорически отказалась их посещать, и никакие доводы родителей не были приняты девочкой во внимание. Через полгода она стала слегка полнеть, ей были назначены занятия в спортивном зале по индивидуальной программе. Её тело благодарно откликнулось на них и снова приобрело красивые формы.  Неправильный прикус был откорректирован стоматологами. Настя была слабодушной, занималась спортом только под контролем родителей, любила вкусно и сытно покушать, поэтому работа диетолога и контроль родителей были необходимы и давали свои результаты. Периодически стала проявляться лживость. Она хитрила, если что-то не хотела делать, ела, когда никто не видел, запрещённые продукты, отрицая это. Психологи работали не только с Настей, но и с её родителями. Но, несмотря на усилия специалистов Центра и родителей, со временем девушка стала склонна к уединению. Это было использовано для формирования усидчивости, высокомерие направили на мотивацию учёбы. И она стала учиться на «отлично».
Однако Настя так и не сумела распределять и ценить своё время. Она могла параллельно делать уроки, слушать музыку, говорить по телефону и переписываться в социальных сетях. Поэтому её занятия уроками затягивались на целый день и до позднего вечера. Этим она пользовалась, чтобы всячески избегать занятий физкультурой. Но в итоге, несмотря на инертность, она стала более общительной, принимала активное участие в общественных мероприятиях. Родители были довольны и не настаивали на регулярном посещении психолога, и не всегда контролировали спортивные занятия.
И вот школа окончена. Золотая медаль, молодость, достаточно красивое тело, перспективы! Настя уехала в другую страну, поступила в престижный ВУЗ. Прошло восемь месяцев. Вдруг впервые за этот период позвонила мама Насти.
;Всеволод Андреевич, - с волнением в голосе сказала она, - Вы сегодня можете заехать к нам? Настя приехала. Она бросила университет. Нужен Ваш совет.
;Да, конечно, я приеду, ; ответил Тусов и посмотрел на часы,; часа через два буду.
Всеволод Андреевич вошёл в просторную квартиру Бушиных, Настя натянуто поздоровалась. Она была в чёрно-серой бесформенной одежде. В джинсовой мужской рубахе навыпуск, чёрных штанах она казалась мужеподобной. За эти восемь месяцев, что они не виделись, Настя набрала килограмм десять веса. Её мама, Маргарита Васильевна, была стройная, всю свою сознательную жизнь она занималась физкультурой, следила за питанием и сейчас выглядела лучше, чем много лет назад, когда Тусов её впервые увидел. Со спины Настя выглядела старше, чем её мама.
;Что с тобой случилось, девочка?- спросил доктор, с тревогой заглядывая  в карие глаза Насти.
;Да ничего, просто я устала, – ощетинившись  ответила та.
Всеволод с тяжёлым сердцем отметил, что девушка не просто спряталась за чёрные бесформенные одежды, она всем своим видом пыталась продемонстрировать взрослым свой протест. Настя не искала взглядом поддержки ни у матери, молодой и спортивной женщины, ни у отца. Её громоздкое тело смотрелось  нелепо в этой комнате, как лишний предмет гарнитура, кем-то случайно сюда заброшенный. Настя была одинока. И рядом с ней не было человека, в котором бы она нуждалась и искала поддержку.
;Настя, а что же будет с твоим образованием? – продолжил беседу Тусов.
;А ничего. Мне не нужно учиться, буду работать, – нехотя сказала Настя.
В этот момент беседы мать Насти, которая всегда потакала прихотям дочери, как бы очнулась и решила включиться в беседу.
;Настюшка, девочка моя, без диплома ты не найдёшь хорошую работу.
Настя сидела молча, надувшись «как мышь на крупу». Всеволод Андреевич понял, что в присутствии родных девушка ему не откроется, и пригласил её в Центр поговорить с психологом, диетологом, позаниматься в спортзале. Но Настя резко отказалась, заявив, что она совершеннолетняя и теперь будет сама решать как ей жить. Они ещё немного пообщались и Тусов ушёл с какой-то тяжестью на сердце.
По дороге домой он смотрел на зелёные деревья, которые как бы  приглашали жить и веселиться. Доктор подвёл итог: за восемь месяцев самостоятельной жизни Насти на поверхность всплыли те черты характера, с которыми столько лет боролись специалисты центра и которые, как им казалось, удалось победить: грубость, высокомерие, нетерпимость к чужому мнению, замкнутость. Настя выглядела гораздо старше своих лет, чему способствовал лишний вес и связанные с этим проблемы со здоровьем: одышка, нарушение месячного цикла, проблемы с кожей. Ей лень было двигаться, заниматься собой! Настя не встречалась с парнем, не училась, не спешила работать. Было такое впечатление, что она устала от жизни! У девушки нет никаких желаний что-то делать, что-то менять, к чему-то стремиться. Депрессия. Тусову было горько и грустно. Он решил завтра привезти к Бушиным психолога домой.
Клавдию Петровну, психолога, с которой Настя проводила многие часы в детстве, девушка  встретила агрессивно, демонстративно ушла и закрылась в своей комнате. Надев наушники и громко включив музыку, она «зависла» у экрана ноутбука.
;Насте нужен психиатр, а не психолог, - сказала Клавдия Петровна после беседы с родителями и коллегой.
С тех пор прошло три месяца. Три месяца, которые ставили под сомнение работу всего  Отдела психофизиологического развития. Всё это время  Настя находилась в психиатрической больнице. Приступы депрессии и апатии чередовались с состояниями злобности и агрессии. Несмотря на усилия целого коллектива специалистов и четырнадцати лет работы, третье состояние перешло в состояние болезни.


V. Артём

Артём Лощин был полной противоположностью Насти, но были и общие черты, объединявшие большинство дисплантов. Он рос болезненным, аллергичным, с постоянным насморком, кашлем и приступами одышки. Плоскостопие, дефекты дикции, нарушение зрения.  Нервный, гиперподвижный, неусидчивый, за три года своей жизни он не дал родителям ни одной спокойной ночи, ни одного дня отдыха.
Худой и неуклюжий. Таким увидел его Тусов впервые. Второй подтип дисплазии. После проведения обследования, специалисты отдела ПФР подобрали программу индивидуального развития ребёнка. Родители и педагоги, медики  и тренеры работали не покладая рук. Артёма трудно было мотивировать, его невозможно было заставить что-либо делать, если он этого не хотел. В течение семи лет Артём занимался кикбоксингом, и не без успехов. Потом он его бросил, заявив, что всему научился.
Для эстетического воспитания, формирования более спокойного характера, его определили в музыкальную школу. Артём оказался способным учеником. Он неплохо играл на гитаре, когда занимался. Мальчик с увлечением брался за новые дела, но также быстро терял к ним интерес. Он был патологическим лентяем! В школе успевал выше среднего, но неусидчивость и нарастающая лень, небрежность мешали ему. Артём был хитрым и изворотливым. Он тяготел к шумным компаниям, любил быть в центре внимания. Для Артёма не существовало авторитетов. Если ему не нравился учитель в школе, он не искал с ним компромиссов. Его сажали на уроках за стол учителя, ставили плохие оценки и писали замечания. Родители его ругали, наказывали, но мальчик воспринимал это, как неизбежную расплату за свою свободу. Свободу своего поведения, своих действий или бездействия. Вот с чем пришлось бороться специалистам отдела ПФР.
Занятия спортом сформировали красивую фигуру, исправили осанку и плоскостопие. Гимнастика для глаз и   занятия на зрительных тренажёрах  восстановили его зрение. Симпатичный от природы, он стал любимчиком девчонок и принимал их внимание как должное. Психологи помогли найти мотивацию, и неглупый Артём учился в школе на твёрдое «хорошо». Стремление к самолюбованию и желанию быть в центре внимания специалисты трансформировали в лидерские качества, и он стал заводилой класса, душой уличной компании, инициатором всяких затей и выдумок. Юноша стал более спокойным и уравновешенным, но продолжал оставаться непредсказуемым.
После успешного окончания школы Артём поступил в престижный ВУЗ столицы на факультет компьютерных технологий, но спустя полгода родителям пришло письмо, в котором сообщалось об отчислении сына из ВУЗа за систематические прогулы занятий. Родители не смогли дозвониться сыну, и отец поехал в столицу.  Там выяснилось, что Артём жестоко избил соседа по общежитию, тот находился сейчас в нейротравматологическом отделении. Артём после этого вступил в добровольческий батальон и уехал воевать в одну из горячих точек.
По рассказам сослуживцев Артёма Тусов знал, что там парень принимал участие во всяких немыслимых вылазках в тыл врага, он ходил на грани возможного и невозможного. Сослуживцы не могли понять, что это: смелость или безумие? Артём был излишне жесток как с противником, так и с однополчанами. Один из них рассказал, что  был свидетелем жестокой расправы Артёма над пленными. На него завели уголовное дело, но командование встало на его защиту и дело закрыли. Военной машине нужен был такой механизм.





VI. Кофе с горечью разочарования

Тусов стоял на балконе, мелкими глотками пил горячий кофе и смотрел вдаль. Со стороны могло показаться, что смотрит он в никуда. На улице было прохладно. Это была  свежесть приближающейся осени. Всеволод любил это сочетание: прохлада утреннего воздуха и горячий, обжигающий кофе. Оба эти фактора возбуждали мозг и тело Тусова. Доктор наслаждался горьким вкусом кофе. Но внезапно промелькнула мысль: «Сегодня вкус кофе усиливает  горечь разочарования».
Всеволод Андреевич задумался. Он думал о том, что целая государственная машина, НИЦ, весь его отдел, созданию и работе которого он посвятил треть своей жизни, пытаются исправить ошибки природы, её дефекты, работают над тем, чтобы сделать человека лучше, более совершенным внешне и внутренне, посвящают этому годы жизни и борьбы. Сколько сил и энергии надо затратить, чтобы ребёнок с ДСТ вырос здоровым физически, добрым, любящим семьянином, полезным обществу человеком!
Но стоит лишь дать всему течь своим чередом, природа навёрстывает упущенное. Врождённые качества вновь всплывают из глубин человека и проявляются с ещё большей силой. А может борьба с врождёнными качествами не исправляет их, а лишь на время загоняет их вглубь человека, где они прячутся, а как только ослабевает контроль над ними, они, усиленные, взращённые внутренним конфликтом, прорываются наружу?
Можно исправить внешность человека, сделать его более красивым, но можно ли изменить сущность человека, данную ему Природой?
Ещё Тусов подумал, что если найдутся люди, которые лишь немного подкорректируют, усилят заложенные природой задатки дисплантов и направят их в нужное русло, то можно легко вырастить деспотичных, жестоких, лишённых жалости и сострадания людей, достигающих своих целей любыми путями; людей, которые будут послушным механизмом, частью бездушной  государственной машины…