Умереть от любви

Артемидия
              Песня глухаря.  Умереть любя.      
         
Глухарь заводит свою любовную песню  как настоящий кавалер- запевала, вначале он издаёт несколько звуков , которые человеку слышатся  как " чок-чок".
Затем он затихает и через некоторое время снова повторяет  этот запев " чок - чок- чок!"
После чего насторожённо прислушивается к шорохам. У глухаря отменный слух. Если глухарь услышит подозрительный шум он улетает в другое место, так пишут знатоки о глухарях.
Свои  призывные " чок- чок" глухарь может повторять  несколько десятков раз.
 Стала искать в интернете материал о глухарях и нашла очерк А. И. Куприна " На глухарей".

Там очень интересно описана одна особенность этих лесных птиц.
 
" Чистая дробь незаметно и быстро переходит в сплошной жесткий и резкий звук, похожий скорее на скрежет, чем на шипенье, и напоминающий звук, происходящий от трения двух металлических поверхностей.

Этот скрежет продолжается недолго - секунды четыре, - но зато в эти секунды глухарь абсолютно ничего не видит и не слышит, потому что плотно зажмуривает глаза, а уши у него герметически закупориваются отростками челюстных костей.

В эти секунды можно выпалить из пушки в расстоянии четверти аршина от его головы: он не обратит на выстрел никакого внимания и все-таки докончит свое колено.
Уже много времени спустя я узнал, что все эти звуки глухарь производит своим кривым и твердым клювом.

Глухарь единственная птица, у которой нет языка, но зато огромная полость его рта представляет собою прекраснейший резонатор. Начиная песню, он ударяет верхнею частью клюва о нижнюю. Ударит и прислушается. Потом еще ударит и еще прислушается, и ударяет все чаще и чаще, пока не переходит в дробь. Тогда глухарь уже не в силах остановиться.

В диком любовном экстазе он трет одной челюстью о другую, ожесточенно скрежещет ими и забывает в эти мгновения об опасности, и о многочисленных врагах, и о мудром благоразумии, и решительно обо всем на свете."

 "...Глухарь все играл и играл не переставая одну песнь за другой. Он так разгорячился, что окончательно забыл об осторожности: он уже не чокал, а начинал прямо с дроби и, едва окончив одну песню, тотчас же принимался за другую. Никогда в жизни, ни раньше, ни впоследствии, не слыхал я ничего более странного, загадочного и волнующего, чем эти металлические, жесткие звуки.

Дождавшись еще одной дроби,  лесник-охотник  дал совет громко и торопливо:

- Помните: целься под песню, заряжай под песню, стреляй под песню..."

Вот и выходит - молчал бы глухарь, остался бы жив.
 
 
Конец.
 
26.09.2019

P.S. Кстати, бывалые охотники подбираются к глухарю в моменты его самозабвенной песни.
В это время глухарь ничего не слышит.