PROТюмень Масловский взвоз

Виктория Булатова
Был проложен от пристани Тура на верхнюю часть высокого берега реки.
Взвозы в те времена были наиболее из используемых способов прокладки сложной дороги с наименьшим уклоном.
Сложностью было не только выбрать кратчайший маршрут снизу до верха, но и наиболее безопасный. Так как по этой дороги планировалась перевозка грузов на телегах, запряженной лошадьми. И в гололед или слякотную погоду существует риск, что телега по скользкой дороге может перевернуться под тяжестью груза, вместе с лошадью.
Поэтому, умельцы, способные найти подходящее место для подобной дороги и рассчитать траекторию будущего пути, считались находкой.
И конечно, те, кто смог в своих проектах учесть и грунт, и географию с погодой, и еще невероятное количество тонкостей, получал подряд на строительство, а зачастую взвоз еще носил имя того, кто его проложил.

Возможно, Масловский взвоз, что был построенный в середине XIX века в Тюмени, как то связан с именем купца Маслова. Жил в те годы в Тюмени купец с такой фамилией, торговал железом. Историки предполагают, что купец мог спонсировать построение взвоза, оттого и назван так.
Масловский взвоз необычен по конфигурации трассы с резким, почти под прямым углом, поворотом на середине пути. Этот строительный прием, что считается весьма хитроумным, позволил уменьшить объем земляных работ на выравнивание самой дороги и сохранить окрестные улицы, что так тесно переплелись в начале взвоза, от перепланировки.

Дорога от пристани до верха берега была выложена камнем следом за Госпаровской (Первомайской), чуть ли ни одной из первых в городе. Это были важнейшие участки дороги на то время. Дорога, что соединяла ж/д станцию, с пристанью Тура.
Камень сплавляли плотами и на баржах по Туре с предгорий Урала, скорее всего — из Верхотурья.
Прошло более сотни лет, но до сих пор брусчатка еще кое-где сохранилась.
Практически все здания вдоль Масловского взвоза строились в конце ХIХ- начале ХХ века.
Промышленники и торговцы селились рядом с взвозом, чтобы контролировать погрузочные работы. Пересечение сухопутных и речных торговых путей, обилие контор, складов, первая электростанция, водонасосная станция - сделали этот район престижным и очень оживленным.
На самом склоне Масловского взвоза еще довольно прочно стоят два каменных добротных пакгауза того времени - уникальные памятники промышленной архитектуры конца XIX века.
Один из них используется как жилой дом и мастерская народных промыслов. Второй принадлежит ООО «Строитель-97». В планах частных владельцев реставрация этих зданий. После которой, возможно будет открыт музей, гостиница и заведение общественного питания.
На самом верху взвоза возвышался дом с мезонином. Возводился он изначально для купца Маслова, а позже был передан начальнику станции "Тура" Керженцеву с его многочисленной семье. Пристанская, 1.
В семье Керженцева было девять детей, по тем временам это вполне нормально.
Территория пристани и дома всегда были ухожены.
Одним из интересных памятников в районе Масловского взвозя является здание водонасосной станции - появилась после открытия водопровода в Тюмени в 1864 году. Первая в Западной Сибири водокачка с паровым двигателем.
Через год ее реконструировали, создав два отделения — машинное и котельное. Небольшое здание прямоугольной формы в один этаж с двумя пристройками почти разрушено. На его стенах молодежь отрабатывала навык нанесения граффити. Хорошо, что и это здание планируют отреставрировать.
Сам взвоз уже второй год приводят в порядок. Постройка Набережной коснулась и этой части берега и зданий, что примыкают к взвозу.