Сватовство

Людмила Носкова Псков
                Сватовство.

 « Ну,  никак, никак не хочу уезжать!» Лизонька сидела на краю кровати, свесив ноги,  и тупо смотрела на часы. Часы безучастно тикали и говорили: «Спи, еще только три часа ночи». Не спалось!
  И откуда было прийти тому крепкому, спокойному сну, когда она,  наверное по глупости,  уступила сыну. Сын настойчиво убеждал ее, что в таком возрасте уже плохо оставаться одной. Нужно продавать квартиру и переезжать к нему в  Питер. Невестка на это возражала, говоря, что мать еще прекрасно обходится без посторонней помощи. За, что в ответ получала такую тираду: « Ты сегодня не справляешься с двумя сорванцами, а завтра Стас пойдет в первый класс. Кто его будет водить в школу и забирать домой?»  И невестка молча ретировалась. Но Лизонька тут - же становилась на защиту невестки, аргументируя, что ведь все справляются, и вы одолеете. Но сын не уступал. Он ей напомнил, как она плакалась, что из- за расстояния была лишена возможности близкого общения со своими внуками. И сейчас ей предоставляется возможность это исправить. «Сегодня они в тебе нуждаются - говорил сын – и ты будешь с ними рядом, родная и любимая. И будут они любить тебя за то, что ты была с ними рядом, растила их, а не привезли тебя немощную умирать - старую и чужую». Что на это было возразить?
   Но было во всем этом зерно лукавства. Лизонька понимала, что эта забота о ней возникла из- за желания расширить свое жилье за счет продажи ее квартиры.  И все эти приводимые аргументы – повод прикрыть свою меркантильность. А необходимость расшириться была очевидна. И Лизонька сдалась.
  Лизоньке действительно исполнилось уже семьдесят  два года. И выглядела она  соответственно возрасту. Но ходила ровненько и не доставала врачей своими болячками. И если пореже глядеть на себя в зеркало, то можно было и забывать, что ты дожила до глубокой старости. Уезжать не хотелось. Здесь уже  был  знакомый мирок, устоявшийся круг друзей, свои привычки и увлечения.
  Вот и сегодня Лизонька шла на очередное занятие в группе здоровья. Шла с удовольствием, понимая, что это заключительная часть ее теперешней  жизни. Впереди  все может быть не так радужно, как ей обещает сын. По дороге она встретила своего бывшего знакомого с которым когда-то давно работала на   заводе. Лизонька забыла, как Его зовут. Но помнила Его красивым, статным,  интеллигентным  мужчиной. Она припоминала, что был он начальником отдела информатики. И Лизонька, отработавшая всю жизнь инженером- конструктором считала таких людей « недоспециалистами».  Но в лихие, девяностые - инженеры -  конструкторы ушли работать на рынки и если повезет, в подмастерье по ремонту автомобилей. «Недоспециалисты» пристроились в банки, администраторами гостиниц и пополнили ряды чиновников.
  Но это все философия. Лизоньке приятно было видеть этого уже стареющего, но вполне еще импозантного мужчину. Он вежливо поздоровался, приветливо улыбнулся и Лизонька немножко засмущалась. Они заговорили. Он поинтересовался, как живет  Лизонька и Лизонька вдруг осмелев начала рассказывать Ему о том, что она начала ходить в бассейн, посещать группу здоровья, а еще - стала писать и выставлять свои стихи на страницах интернета. Он благосклонно улыбнулся и посетовал на то, что в совершенстве владеет пятью иностранными языками, много читает, а вот стихи у него не рифмуются. Лизонька спросила, не работает ли Он?
« Ну что Вы? Мне уже восемьдесят  один год».
« А  жена, я помню, она на дому работала бухгалтером?»
« Уж четыре года, как ее нет».
«Сочувствую, я тоже уже три года, как вдова. Ну,  мне пора бежать. Всего доброго».
Они расстались, но у Лизоньки осталось приятное послевкусие от этой встречи.
А дни бегут неумолимо
И бесконечен их полет
Им  безразлично и незримо
Всех наших бед круговорот.
 К Лизоньке толпами ходили покупатели, и стало очевидно – квартиру она скоро продаст. Но, «  Боже мой»- как не хотелось уезжать!
   В преддверии восьмого марта Лизоньку пригласили поучаствовать  в творческом вечере, в качестве писателя- любителя. Лизоньке это льстило и она, с воодушевлением готовилась к этому событию. С  пачкой своих произведений Лизонька неслась в городскую библиотеку на собеседование. И вновь встреча. Лизонька с воодушевлением рассказывала Ему о своих успехах. Пыталась показать  некоторые свои интересные, на ее взгляд, работы. Но путалась в бумагах и, вдруг  поняв,  как это смешно выглядит со стороны  - засмущалась и попеняла Ему, за – то, что Он так и не прочел ничего из ее творений. Он стоял, улыбался, обещал обязательно прочесть и посетить творческий вечер. На том и расстались.
Февраль, весь месяц обливаясь
Слезами горькими и каясь
За поведенье, пошутил -
Нас гололедом  наградил.
  И вот в этот ненастный день Лизоньку пригласили на очередное занятие, проводимое для пенсионеров. Там собирались и бывшие коллеги.   Лизонька рада была видеть их. Там они не столько наполнялись новыми знаниями, сколько общались и радовались, что живы и благополучны. Предстоящие перемены в Лизонькиной жизни были самой потрясающей новостью этого вечера. И эта новость, несмотря на гололед, бурно муссировалась по дороге домой. Все сочувствовали Лизоньке, искали выход. И одна из приятельниц предложила Лизоньке выйти замуж. Все с восторгом подхватили эту идею. Никто не сомневался в успехе предприятия. Все стали напрашиваться на предстоящую свадьбу. Вопрос, а кто же «жених» - никого не смущал. Всем было весело и смешно.
  Посмеялись, разошлись, а вот Лизоньке эта идея запала в голову и не давала уснуть. И  не потому, что не хватало любви и ласки или страдала от одиночества… НЕТ ! Просто - не хотелось уезжать.
  Под утро  план почти созрел. Нужно было посоветоваться с подругами и решиться на его осуществление. А к обеду три «сороки»  сидели за круглым столом и обсуждали план военных действий. Идея всем понравилась, тем более, что кандидатура была определена. Подруги с любопытством расспрашивали о  потенциальном женихе.
 - Ему восемьдесят один год.
- Такой старый?
- Не молод, но в молодости был красив, как Аполлон. Так ,что  девять лет разницы в возрасте возможно компенсируют мое несовершенство.
- Ну. Что ты, Лизонька, ты такая хорошая хозяюшка, и для своего возраста еще очень ничего.
- Я помню Его в период бурной страсти. Он был влюблен и разводился со своей супругой, чтобы жениться на любимой женщине. Мы как – то вместе шли на работу, и Он доверительно  рассказывал мне  о своих трудностях при разводе. Видимо не потому, что  я вызвала в нем доверие, а как попутчику в дороге, с которым Он никогда больше не пересечется. Там дело дошло до парткома и угрожало Его  карьерному  росту. Но за любовь стоило побороться. Я видела Его с молодой супругой. Оба статные, крупные - красивая пара. Потом, подрабатывая страховым агентом, я была у них дома. Она славная, приятная женщина. Мы с ней после этого доброжелательно кивали друг другу при встрече. Мне искренне Его жаль.
   Я совсем другая. Но надеюсь, что на сегодняшний день я для него лучший вариант – для того, чтобы спокойно дожить жизнь. Ведь я не претендую на Его наследство. Для меня Он последняя гавань, где я бы могла продолжить привычную  для себя жизнь. 
-  Он  как – то дал понять тебе, что ты ему нравишься? Как ты собираешься выйти за него замуж?
 - Да не собираюсь я за него замуж. Он даже не предполагает, что жених. Я просто сама подойду к нему и объясню ситуацию. Взамен пообещаю вкусно кормить, держать жилье в чистоте, выходить с ним  на прогулки, вместе проводить досуг и быть ему подругой на склоне лет.
- Что, просто так сама подойдешь и скажешь? Ну, ты даешь, подруга. Решительная.
 - Какая там,  решительная. Очень даже сомневаюсь, решусь ли. Если только от отчаянья. Ходят толпами смотреть квартиру. Вот сбавлю цену и тут – же продам.
  Спустя два дня нашелся покупатель. И это было радостным событием. Процесс пошел и пути назад уже не было. Но как страшно было менять свой уклад жизни!  Лизонька давно была хозяйкой в своем доме.  Как она уживется с невесткой, как ее воспримут внуки?  Боязно, не хочется уезжать. Поэтому, встретив на следующий день Его,  Лизонька  решилась подойти к нему со своим предложением. Не то чтобы она смущалась или было стыдно - нет , просто чувствовала себя неловко.
  - Добрый день, я очень хотела видеть Вас. У меня к Вам серьезное предложение.
  - Добрый день - сказал Он и с любопытством посмотрел на Лизоньку.
  -Мне неловко говорить. Давайте пройдемся. Я возьму Вас под руку. Так мне легче будет говорить. Разговор для меня на простой.
  Улыбка все еще блуждала на его лице, но в глазах  появилось удивление. Он молча покорился , но не спешил подставить свой локоть. Лизонька ухватилась за рукав его куртки,  и Он покорно зашагал с ней рядом.  Молчали.
  - В общем – решилась Лизонька – я предлагаю Вам себя в жены.
Он отстранился и с неприязнью посмотрел на Лизоньку. Но она не отпускала его рукав и продолжала: «Поймите меня правильно. Я бы никогда не решилась предложить Вам это, если бы не сложившиеся обстоятельства».
 И Лизонька сбивчиво принялась объяснять Ему, почему она решилась на это предложение.
 - Я не буду претендовать ни на квартиру. Я даже не хочу заключать с Вами брачного союза. Конечно, мне нужна будет временная прописка, для того, чтобы я оставалась жителем этого города. Если я заболею, то немедленно дети заберут меня. Если заболеете Вы,  обязуюсь ухаживать до последнего часа. Если Вас не станет -  тут же уеду к детям».
  -Я, вообще, намерен подольше пожить.
  -Это меня радует. Я на это очень рассчитываю.
  - Я не готов был к такому предложению. И может быть и принял его, хотя женщины меня еще никогда не сватали. Но моим детям это не понравиться. Да и мы с Вами мало знакомы.
  - Причем здесь дети. Я еще раз повторяю, я ни на что не претендую. А времени на конфетно- букетный период у меня нет - покупатель у порога.  А для знакомства приглашаю Вас на завтра к себе на обед , там и поговорим. А сейчас я уже опаздываю на занятия. 
  -Какие занятия?
  - Я же Вам говорила, что хожу в бассейн и посещаю группу здоровья. Туда и бегу. Вообще, я крепкая, здоровая, симпатичная женщина с хорошим характером. Желаю обдумать мое предложение и принять  правильное решение.  До завтра.
И все -  таки Лизонька поразила подруг своей решительностью. Они считали, что жениху крупно повезло, и не сомневались в благополучном исходе переговоров.
  Но Он не пришел. Лизонька подождала и позвонила. Он  выразил удивления, уверяя, что принял это за шутку.
  - Какая шутка – возмутилась Лиза.- Я тут пол - дня старалась. Куда мне это все девать.  Не хотите   жениться -  никто Вас не неволить. Но обед со мной  Вас ни к чему не  обязывал.
Он категорически отказался, сославшись на нездоровье.
  - Я понимаю, что шокировала Вас своим предложением. Но мне показалось, что я могла бы быть для Вас   поддержкой и другом на старости лет. Ведь дети есть дети. Пришли, ушли. А Вы остаетесь один со своими болезнями и думами.  А  я  рядом, со мной можно поговорить, поделиться, преодолеть недомогание. И я бы помогла детям и скрасила с вами мои последние дни. Вместе, то веселей.  Извините, не знаю как вас по имени отчеству, но старость, ведь не радость.
  -Не радость. Но мы ведь можем не подойти друг другу вербально. Меня зовут Платон Михайлович. Я не только не знаю вашего имени, но и не помню, где мы с вами пересекались по жизни.
  Лизонька засмеялась. Представилась. И напомнила ему о том разговоре, где он был так откровенен с ней. Лизонька посетовала, что если бы не нужно было помочь сыну, она вряд ли бы согласилась  на совместное проживание с посторонним мужчиной. Но при сложившихся обстоятельствах  он показался  самой достойной кандидатурой. Что ж – не судьба.
 Платон Михайлович стал рассказывать ей, что он  до ухода на пенсию позаботился о том, чтобы обеспечить своих детей жильем. Лизонька молча слушала его тираду и вспоминала лихие девяностые, когда она за копейки сутками сидела в киоске, работая на  «дядю», а он , благодаря своим связям и внешности , был в роли того самого «дяди».
  А еще ее волновал вопрос - что такое «вербальная связь». Лизонька считала себя образованной старушкой.  И узнав из интернета значение  этих слов, долго хохотала. Потом решила проверить на подругах, знакомо ли им это выражение.  Оказалось, что они его восприняли одинаково. Лизонька  объяснила значение слов и смеясь сказала: « Думаю, какая тебе «вербальная связь»? Ты на девятом десятке жизни, я на восьмом. Сварю борщ, сведу в поликлинику - вот и вся связь».
  Подружки недоумевали, как можно было отказать такой замечательной женщине, как Лизонька. Но поразмыслив, решили, что шансов не было вообще. Как тут поверишь в чистоту помыслов при таком напоре. Ну , что ни делается, все к лучшему.
  Лизонька решила посмеяться над ситуацией при разговоре с сыном.  Но, неожиданно последовала иная реакция: «Мама, мы затеяли этот обмен ради тебя. А ты хочешь поменять общение с внуками на уход, за каким- то старцем. Все ли с тобой ладно»? Он был искренне возмущен.
 Вот первый робкий луч Весны
На небосводе появился
Ручей растаял и разлился
А  мы надеждами полны.
  Вот, наконец, и творческий вечер. Видимо простое женское любопытство заставило Лизоньку вновь позвонить. Ответила его дочь. По тону ее голоса Лизонька определила, что ее предложение обсуждалось в семье. Может быть, конечно,  это ее женское самолюбие было задето, может быть. Но она отказалась от разговора с ним. Просто на словах попросила сообщить о предстоящем  творческом вечере. Не пришел. А жаль. Она имела успех. И зал был полон, и  комплименты, и цветы.
  Все вещи отправлены в Петербург. Со всеми попрощалась. Вечер. Она в последний раз гуляет по знакомым улочкам. Ба, кого я вижу, Платон Михайлович. Он ли это? Такой чистенький, в белой курточке, жалкий и одинокий. Лизонька остановилась, поздоровалась: «Что, Платон Михайлович, испугались меня»?
 Он виновато посмотрел на Лизоньку и сказал: «Да».
« Зря  - ответила Лизонька.- Я  бы все равно не осталась. Я, оказывается нужна  не только ради квартиры, но и как бабушка».
Он согласно кивнул головой. А Лизонька подумала: « Со мной бы ты еще жил, а без меня доживаешь свой век».