Пространство, время и воплощение

Николай Старорусский
Книга с таким названием принадлежит перу известного шотландского автора Томаса Торренса, отличающегося нетривиальностью и глубиной мысли. 

Наверно, каждому встречались тексты, в которых принципы и данные науки применяются для суждений о богословских предметах. К ним относятся, например, средневековые «доказательства» существования Бога.  Образно говоря, в них человек стремится построить научную лесенку, которая приблизила бы его к Богу.

Книга Торранса – крайне редкая попытка пройти обратным путем.  В ней затронуто много вопросов, но главные я бы сформулировал так:
1. как творение  Богом мира  привело к наблюдаемым   
свойствам  мира и, соответственно этому, его научному описанию;
2. как и в какой мере человек может, исходя из своего земного ограниченного опыта, понять  указанное в пункте 1.

Оставим все вопросы, относящиеся к третьей части заглавия, как наиболее сложные, на будущее время. Сосредоточимся на пространстве и времени.

Поскольку творение мира происходило «из ничего», то и все его наблюдаемые свойства  появились не раньше, чем сам мир.  Это относится и к трехмерному пространству и времени ( одномерному).  Однако сам Творец существует и  может действовать вне каких-либо ограничений, в том числе  пространственно-временных.

Некоторое наглядное представление о таком положении можно получить из привычных  нам схем.  Вспомним игру «15», в которой надо было, передвигая внутри плоской ограниченной доски нумерованные шашки, расположить их в порядке возрастания номеров; свободным было только место для одной из них.  Задача могла оказаться трудной, однако решалась немедленно, если бы мы могли просто поднять (в третье измерение) и переставить шашки.

Если учесть для простоты только одну пространственную координату и время, получим графики, описывающие положение и передвижение всех тел в нашем мире. Однако, если к этим двум координатам условно добавить еще одну , то Владеющий ею мог бы изымать из нашего мира предметы и затем помещать их в любые другие пространственно-временные точки.  В реальности пространственных координат три, плюс одна временная, так что новая условная координата оказалась бы пятой.  Т.е мы живем в четырехмерном мире, а Творец – в пятимерном. Конечно, надо понимать условность приема, главный акцент здесь – на сосуществовании разных возможностей и, можно сказать, разных миров.   Мы просто вынуждены пользоваться привычными аналогиями, указывающими на нечто иное, в полной мере недоступное нашему пониманию.

Всем известно, что не всё находится в какой-то точке или каком-то объеме пространства. Например, математические истины.  Торренс полагает, что целью создания пространства и, соответственно, отстояния, отделения одного предмета от другого была возможность человеку структурировать видимый мир и осваивать его «по частям».

Мне здесь вспоминается деятельность созданной академиком Александром Даниловичем Александровым в Сибири школы хроногеометрии (А.Д. – выдающийся геометр, ранее – ректор ЛГУ). Изучался вопрос: каковы минимальные требования к свойствам пространственно-временного континуума, влекущие за собой справедливость соотношений теории относительности. Оказалось, что для этого, кратко говоря, достаточно, чтобы скорость распространения любых сигналов была ограничена (т.е. не бесконечна). 

Но ведь именно такая конечность скорости света и требуется для неодновременного, раздельного наблюдения и изучения предметов мира. Так что, возможно, в том и состоял замысел Творца.

Более того, при некоторых дополнительных предположениях в той же школе было показано, что для непротиворечивости требуется именно трехмерность пространства и одномерность временных координат, как и есть в реальном мире.

Иными словами, Творец мог создать очень разные миры с экзотическими свойствами, но Его цель достигалась бы именно в том, что реально создан.

Сам Торранс упоминает другой аспект выбора.  Все законы современной  физики могут  быть представлены  как вариационные принципы. Например, луч света гипотетически мог бы распространяться по любой кривой, но в реальном мире идет по пути, на котором затратит наименьшее время (поэтому искривляются лучи света в оптически неоднородной среде, скажем, в атмосфере с меняющейся по слоям температурой).  В этом смысле наш реальный мир «лучший из возможных» (по выражению Лейбница). 

Томас Торранс - Пространство, время и воплощение
Перевод с английского: Алексей Нестерук
Серия «Богословие и наука»
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2010 г. - VI+186 с.
ISBN: 978-5-89647-219-3