Мальчик и Бесконечная Вселенная

Валерий Павлович Гаврилов
    Это было давно. Холодной снежной зимой. Тогда снег был белее. Морозы сильнее. Чай горячее, а сахар в нем слаще. Про чай я не зря! С морозца, чаек горячий – самое “то, на то!”, как говаривала моя бабушка! И внутренности согреешь, и озябшие  руки на горячей кружке быстро отойдут!

    Я в те времена был мальчиком. Учился, как все, в школе. Посещал, не как все, музыкальную школу. По классу аккордеона. 

    Городок наш, Опочка,  маленький. Смена в обычной школе  одна – дневная. А в музыкальной школе занятия проводились в вечернее время.

   Однажды, тихим зимним вечером, я возвращался домой. Из “музыкалки”. Морозец был крепенький. Изредка гулко потрескивали деревянные заборы. Под ногами хрустел свежий снежок. Вились дымки над печными трубами. Вот уже и мой Новый переулок. У нас не было фонарей. Так что путь мой освещали только звездное небо да ломтик луны. Да белый снег. Он ведь и в темноте белый! Аж светится!

    Я вдруг остановился и повернулся всем самим собой назад. Просто так. Хотя оглядываться назад, находясь поздним вечером в темном переулке, вполне логично. Вдруг что.  Дядька пьяный до злости. Или тетька, нехорошая до неприличия. Или, вообще, мазурик с перочинным ножичком. Вот в совхозе, рассказывали, голый человек по ночам бегает! Правда, сейчас мороз. И в одежде то бегать не захочется. А наш переулок тихий был. Хотя и Новый.

    Позади меня не было ничего и никого. Я постоял немного так. Втянул в себя глоток морозного пьянящего воздуха и уже хотел идти дальше. Но зачем-то посмотрел на небо, высоко задрав голову в теплой шапке ушанке.

   И раскрыл рот от неожиданности и удивления. И, наверное, немного от испуга. В ночном небе происходило что-то непонятное и потрясающе красивое! Зажигались маленькие разноцветные огоньки, образуя причудливые, быстро меняющиеся формы. Формы грандиозных размеров! Это походило на гигантский небесный дом с трансформирующимся фасадом, в окошках которого   зажигается и  гаснет свет. В  каком-то непонятном порядке. Небесная феерия длилась пару минут. Затем все исчезло. Но я продолжал заворожено стоять, вглядываясь в ночное небо.
     Я всегда обожал любоваться звездным небом. И летом и зимой. И особенно, в деревне! Небо в деревне настоящее. Как парное молоко и свежее сено. Они лишь только в деревне – настоящие!
    Я часто наблюдал “падающие звезды”, метеорные дожди разной интенсивности.  Но ничего подобного  представлению   в тот зимний вечер, я не видел. Ни раньше, ни потом.
     Я стоял  и смотрел в небо. Надеялся на продолжение необычного действа. Продолжения не было. И вспомнился случай из более раннего детства. Я уж и забыл о нем, казалось.

     Небольшое лирическое отступление .
 
     Любой ребенок обожает сказки. Сначала их читают на ночь родители. После освоения Букваря дети начинают читать сами. Я очень любил читать сказки. Разные. Разных народов. На разные темы.
     Но у ребенка наступает момент, когда читая сказки, он вдруг начинает их по-иному ощущать и понимать. Например когда юный молодец голышом ( публичное обнажение!) ныряет в кипящие котлы и провоцирует на этот поступок старенького царя ( побуждение к самоубийству!) становится как-то не по себе. 
   А когда герой Румынских сказок Фэт Фрумос отрезает у себя часть голени, чтобы накормить орла, на котором герой летит на место будущего подвига…
   А орел, прилетев, выплевывает кусок мяса, показавшийся ему подозрительно вкусным…
   А Фэт Фрумос прилепляет отрезанную голень обратно и она успешно приживается…
   И герой  совершает очередной подвиг! 

   Жуть!

   Я хорошо помню, что читать сказки я перестал именно после этого эпизода. Настало время других книг. И другие книги пришли. Я  много читал научной фантастики. Это были волнующие и позитивные миры Стругацких, Ефремова, Снегова.  Повествования Азимова, Лема, Уэллса вносили некий здоровый пессимизм в чрезмерно оптимистичный взгляд на будущее.
   Кроме того очень рано в мои руки попали учебники старших классов по астрономии, истории и другие, вплоть до анатомии человека. Один вопрос меня волновал более всего – что означает Бесконечность  Вселенной?  Как понять, осмыслить и представить себе Бесконечность?

    Лирическое отступление закончено, продолжим, однако.

    Мы с отцом помылись и попарились в бане. Это была очень приличная общественная банька в нашем городке. Чистые телом и душой, просветленные умом, вышли в раздевалку, и пошли к своим скамейкам. Я вытащил заранее припасенную газетку и положил под ноги на резиновый коврик, убедившись, что не встал ногами на чье-то фото. Эта привычка – смотреть, на чем стоишь, передалась  из прежних времен от прежних людей, когда за топтание на видном деятеле могли срок дать. Да и  личное убеждение было,  что это нехорошо. Пусть это  изображение не министра, или Генсека, а доярки или пастуха. Все люди!
    Настроение было расслабленно благодушное. Вынул из банного чемоданчика трусики. Расправил их. И вдруг подумал, вспомнив что-то, из ранее прочитанного:

- А как это… Бесконечная Вселенная?!

   Я стал последовательно себе представлять. Вот это наша Солнечная Система. Дальше другие, соседние системы. Дальше Галактика. И дальше, дальше, дальше. Причем я, прикрыв глаза, пытался представить это в виде расширяющейся картинки… Дальше, дальше…

    Но где  бесконечность?! Все начинается и заканчивается! А  где начинается Бесконечность и где она …заканчивается? Стоп - Бесконечность не может закончиться! И начала у нее нет!

    Вдруг я почувствовал где-то глубоко в мозгу что-то вроде щелчка тумблером. Сознание на мгновение ушло. Затем быстро появилось вновь. Отец тронул меня за плечо и сказал недовольно:

-  Валерик, ну что ты копаешься! Одевайся, давай!

    Я “угукнул” и выплыл в реальность. Пытаясь понять, что это было. И кто меня выключил. И как. И почему. Включил зрение. Оказалось, так и стою голышом с трусами в руках. Стал быстро одеваться. Прошло несколько секунд. А мне казалось, я минут двадцать размышлял на темы Бесконечности Вселенной.

    Кто же меня “выключил”?

   Именно тот случай в баньке вспомнился мне в этот морозный вечер. Когда я увидел и ощутил что-то не познанное из глубин Вселенной.
    Я никому не говорил об увиденном. Потому, что толком не мог бы объяснить, что именно видел.
       Много позже я сравнивал это с картинками метеорных дождей, ионизации атмосферы, обломков спутников, сгорающих в атмосфере. Что-то находил похожим. Что-то нет. А! Было, и ладно! Неизвестный науке зверь! Мне, во всяком случае, не известный зверь.

      А вот  бесконечность Вселенной я больше не пытался представить. Вдруг опять выключат! Я в детстве понял, что это не для человеческого разума дело – искать ответ на такой вопрос. Человеческого разума маловато.

      Вряд ли человечество найдет ответ. А когда найдет, или подскажет кто ненароком, это будет,возможно, последний день человечества. Может другие сущности поймут? Может, уже где-то подрастают эти сущности?


                Сентябрь 2019 года.