Между сном и явью. Послесловие примечания

Александр Гребёнкин
ПОСЛЕСЛОВИЕ
«Действительность наша – это тонкая грань между сном и явью»

Роман «Между сном и явью» создавался очень долго, с перерывами.
Меня всегда интересовали люди 30-х годов – поколение, победившее фашизм. Какими они были?
 Эти люди мне представлялись загадочными и таинственными. Откуда они черпали свою силу духа, воли, из каких источников? Как они умудрялись одновременно строить новое общество, мечтать, любить и ненавидеть, верить и разочаровываться, радоваться и страдать?
 Стараясь развеять завесу тумана в этом вопросе, я прочёл какое-то количество исторических трудов – сухих, наполненных фактами и цифрами. Но они не приоткрыли тайны.
И я взялся за художественную литературу. Я познакомился с произведениями А. Платонова, Ю. Германа, А. Гайдара, К. Паустовского, М. Булгакова, Л. Леонова, В. Катаева, Ю. Олеши, Э. Багрицкого и многих других литераторов, которые жили в то время и писали о том, что видели.
Создавая свою книгу, я решил собрать в одном месте (на берегу моря, в некоем городе Солнечный) нескольких людей того времени, выходцев из разных слоёв общества. В романе действуют герои дворянского, пролетарского происхождения, из числа служащих, деятели культуры и т. д.
 Павел Белецкий, Цветана Славчева, Николай Мищуков, танкист Фёдор пламенно верят в новое общество, в его силу и мощь, но в то же время какие-то процессы в обществе, отдельные случаи зароняют в их души сомнения, заставляют посмотреть на происходящее несколько иначе.
Николай Мищуков переживает в романе целую эволюцию. Несмотря на свою молодость, он уже человек опытный, участвовал в войне в Испании. Он видел не только парадную сторону советского строя, но и его изнанку. Мищуков мог бы пропасть, разочароваться, уйти из жизни, но его спасает любовь в лице Натальи Сосновской.
Любовь в романе проходит едва видимой линией, но именно она преобразовывает, облагораживает героев.
Особую роль в книге играет писатель Георгий Алёшин. Он своеобразный нравственный камертон, творец, поднимающий вопросы морального порядка. Прообразом этого героя стал писатель Юрий Олеша. Романтик, он искал идеал нового человека, который бы пришёл на смену герою – революционеру. До него вопросы формирования нового человека в советском строе интересовали поэта А. Блока. Он писал в письме своей подруге:
«Они какие? Любят ли снега, любят ли корабли? А влюбляются, как мы?»
Все эти вопросы интересуют и моего героя.
В романе есть элементы детектива, бытового романа, фантастики и мистики.
Первоначально в романе планировалось много мистического. Была написана глава о разговоре демонов и ангелов на острове, посреди бушующего моря - своеобразный эпилог. Но позже вся эта «гофманиада» показалась мне чрезмерной, затемняющей реальное. Мистическую составляющую пришлось значительно сократить.
Я думаю, что читатель сам должен проявить фантазию, чтобы понять функции мистических персонажей.
Перед читателем, по сути, не роман, как таковой, а «главы романа». Такой тип произведения предусматривает незавершённость некоторых сюжетных линий.



ПРИМЕЧАНИЯ

1 НКВД - Народный комиссариат внутренних дел СССР – орган государственного управления СССР по обеспечению государственной безопасности. В его ведение также входили политический сыск, внешняя разведка, контрразведка, пограничная служба (1934 -1946).
2 ГТО – своеобразная программа спортивной подготовки молодёжи в СССР (Готов к труду и обороне).
3 «Взвейтесь кострами» - известная пионерская песня, написанная в 1922 году поэтом Александром Жаровым и композитором Сергеем Дёшкиным просьбе Н. Крупской. На появление песни повлиял марш Ш. Гуно из оперы «Фауст».
4 Стамболийский Александр - премьер-министр Болгарии в 1919—1923 годах. Выступал за федерацию южных славянских народов. Сам считал себя югославом. Погиб во время фашистского переворота в 1923 году.
5 Димитров Георгий (1882 - 1949) – видный болгарский революционер и политический деятель, социал-демократ, коммунист. Выступил с обвинением немецких нацистов на Лейпцигском процессе в 1933 году.
6 «Достоевский - реакционный писатель...» - творчество Ф. М. Достоевского было чуждым советскому марксистскому мировоззрению, поэтому в 30-40 годы ХХ века в СССР его произведения были исключены из школьных программ и не издавались.
7 «Аэлита. Закат Марса» - первое название фантастического романа Алексея Толстого, выходившего в 1922-1923 годах. Это наиболее полное издание книги. В 1937 году специально  для детей автор переработал роман, сократив его, назвав просто – «Аэлита». В таком виде книга издаётся по сей день.
8 «Сочинения мадам Крыжановской». Павел имеет в виду произведения писательницы Веры Крыжановской (1857 - 1924), писавшей романы на оккультные и мистические темы (например, цикл романов «Маги»).
9 «Но кто там, в утренних лучах...».  Отрывок из стихотворения поэта Василия Жуковского «Утренняя звезда» (1818).
10 ОСОАВИАХИМ – сокращение слов «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству». Общественно-политическая оборонная организация СССР, существовавшая в 1927—1948 годах. Участники организации учились стрелять, водить автомобили, прыгать с парашютом, поддерживали авиацию, флот и т. д.
11 Тухачевский Михаил Николаевич (1893-1937) – видный советский военачальник, маршал СССР, сторонник перевооружения Красной армии. В 1937 году был обвинён в подготовке военного заговора против правительства и расстрелян. В 1937-1938 годах состоялись репрессии среди советских командиров, в которых пострадали Якир, Уборевич, Примаков, Блюхер, Корк и другие.
12  Прототипом Алёшина Георгия Кристиановича стал известный писатель Юрий Карлович Олеша. Здесь и далее в тексте приводятся подлинные мысли и высказывания Олеши, взятые из его мемуаров.
13 «Строгий юноша» - фильм режиссёра А. Роома, снятый в 1936 году по сценарию Ю. Олеши (экранизация его пьесы). Лента об идеальном советском человеке Грише Фокине вызвала неоднозначные отзывы критики, поэтому премьера картины была отменена. Фильм выйдет на экраны только в 1974 году.
14 «Моссельпром» - Московское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности. Эта организация объединяла крупные фабрики и заводы пищевой промышленности и сохраняла свою рекламу до конца 30-х годов.
15«Лунный вальс» - популярное музыкальное произведение Исаака Дунаевского из кинофильма «Цирк» (1936 год). Исполнялась различными коллективами, в том числе джаз – оркестром пианиста А. Цфасмана.
16 ГУГБ - Главное управление государственной безопасности.
17 В основу «лучей смерти» Д. Сольца, упоминаемых в романе, положены реально проводившиеся в 30-е годы в СССР исследования учёного Григория Календарова.
18 Цветана вольно пересказывает сюжет пьесы В. Шекспира «Зимняя сказка».
19 «Как много девушек хороших» - строки песни «Сердце» из фильма «Весёлые ребята» (1934 год) (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача). Наиболее известна в исполнении Леонида Утёсова.
20 «Чтобы тело и душа были молоды» - строки из «Спортивной песни» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), ставшей популярной в СССР после выхода на экраны фильма «Вратарь» (1937 год).
21 «Холодок бежит за ворот» - строки из песни «Москва майская» братьев Покрасс на слова В. Лебедева-Кумача (1937 год).
22 «Когда придём в широкий дол». Воронков напевает ирландскую песню, приводимую английским поэтом У. Б. Йейтсом в книге «Кельтские сумерки» (1893 год, современный перевод Г. Кружкова).
23 «А век поджидает на мостовой...». Здесь и далее Виталька вспоминает стихотворение Эдуарда Багрицкого «ТВС» (1929).
24 «Марш энтузиастов». Создан И. Дунаевским (музыка) и А. Дактилем (текст). Особенно популярным стал в 1940 году, после выхода фильма «Светлый путь».
25 Киров Сергей Миронович (1886 – 1934) – популярный советский политический и государственный деятель. Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) (1927-1934). В реальности – был застрелен в 1934 году.