В своем Отечестве Пророков нет Глава 9
Начало книгопечатанья у славян относится к 1491 году.
Иван пожелал, чтобы Шлитте в числе мастеровых доставил из-за границы и книгопечатников.
В 1550 году он обратился с такой же просьбой к датскому королю, который спустя два года прислал ему печатника и вместе с тем миссионера Ганса Яна Миссенгейма привезшего с собой протестантскую библию и книги религиозно-полемического содержания.
В 1553 году в Москве появляются два русских печатника (ученики Миссенгейма) Иван Федорович и Петр Тимофеевич.
В 1556 году в Новгороде проживает литейщик букв Василий Никифоров.
В 1564 г было закончено печатание первого произведения русского типографского искусства.
Это были Деяния Апостолов и Послания Апостола Павла.
Но печатание прекратилось из-за бунта черни, Федоров и Никифоров спасая свои жизни, бежали в Польшу, боясь расправы за «колдовство».
Печатание было в Москве возобновлено, и был напечатан Псалтырь.
Второе издание этой книги появилось в 1578 году в Александровской слободе.
Началась переработка чужестранных произведений.
Старые мотивы были дополнены и приурочены к текущей современности.
Такой переделке подверглось сказание о князе Волошском, Дракуле.
Рассказ о том, как воевода велел прибить гвоздями шапки иностранных послов к их головам, относился теперь к Ивану.
В 1553 году Иван тяжело заболел и позаботился назначить себе приемника.
Наследование престола в порядке первородства установилось еще недавно.
Поэтому он счел необходимым привести подданных к присяге своему малолетнему сыну Димитрию, но тут заявил свои права на московский престол двоюродный брат царя Владимир Андреевич.
Иван был сильно разгневан, когда на его глазах большинство бояр примкнуло к Владимиру Андреевичу, мотив был, вероятно, тот, что они по старинке были за привязанность к прошлому, к тому порядку, когда дяди имели преимущество пред племянниками в наследственных правах.
Но еще большее значение здесь имела оскорбленная гордость знати.
Ей пришлось бы отныне служить родственникам молодого царевича.
Царствование дитяти надолго бы обеспечивало господство олигархии.
Разгорелись жаркие споры у ложа больного царя.
Иван надеялся, что в этот критический момент Сильвестр и Адашев (Алексей Адашев был низкого происхождения, с 1543 года он принадлежал к числу царских слуг, был «постельником»), поддержат слабеющую сторону законного наследника, но он ошибся.
Только князь Владимир Воротынский да дьяк Иван Михайлович Висковитый энергично проявили свою преданность и им удалось привлечь к себе некоторых бояр.
Сильвестр и Адашев не отказывались привести присягу царевичу, но они сохранили полнейший нейтралитет, не вмешивались в страстные споры нарушавшие тишину в покоях больного Ивана.
Утром Иван почувствовал себя лучше.
Число сторонников Дмитрия сразу увеличилось. Обеспокоенный Владимир Андреевич прибежал во дворец и, хотел было проникнуть в комнату царя, куда даже накануне не пожелал заглянуть.
Преданные Ивану бояре задержали его на пороге.
В защиту его раздался один только голос, Сильвестра.
Иван выздоровел, но не забыл происшедшего.
Желая выполнить данный во время болезни обед, он отправился в Кирилло-Белозерский монастырь.
По словам Курбского, Максим Грек пытался воспрепятствовать выполнению этого намерения.
Дело в том, что монахи этого монастыря были сторонниками Иосифа Волоцкого.
Кроме того, по дороге Иван хотел заехать в Песношский монастырь на Яроме, где жил один из выдающихся представителей того же направления, Вассиан Топорков, заточенный сюда боярами еще в 1542 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
© Copyright:
Анна Колбасова, 2019
Свидетельство о публикации №219092500187