Мои армейские вспоминания 3

Николай Кожемяко
 Побывав у родных в Сибири я отправился в путь мой маршрут был таков Москва—Одеса-Яссы-Бухарест -Будапешт-Баден  В Бадене где по сути я, бывший зенитчик пулеметчик стал зенитчиком артиллеристом, и еще один офицер Александр Розенштейн, ставший моим другом, получили назначение в 7 танковую дивизию, расположенную в городке Штокерау,  Мы в тот жел день оказались  в Вене где со мной    случилось, то что показано в кинокартине «Дни и ночи».  Мы подошли  к регулировщику для того чтобы сесть в автомашину отправляющуюся в нужном для нас направлении. Так как я был одет в Польскую форму, то регулировщик, обратив на это внимание, потребовал у меня документы.  На мою беду в Вене накануне проводилась облава для чего всем офицерам гарнизона в удостоверениях личности был внесен секретный условный значек,  которого, конечно у меня не было.  Меня под дулом автомата отвели  старшему поста а это был старший лейтенант, который не  задумываясь назначил двух конвойных, которые и доставили меня в центральную комендатуру города Вена, Дежурный комендатуры узнав в чем дело, заочно назвав старшего лейтенанта дураком отпустил меня восвояси. Так как направление было выписано на двоих, то мой напарник первый и последний раз, вынужденно, следовал за мной, потом наши роли поменялись,  В нашей неразлучной паре Рис 20 увы не ведущим а ведомым всегда был я.  Через два дня мы прибыли в Штокерау и в тот же день получили назначение на должности командиров взводов отдельной зенитной батареи при 79 гвардейском танковом полку расквартированному в городке Голлабрун. По прибытии в часть нас разместили в уголке казармы в которой размещалась наша батарея и лишь через несколько дней в гостинице по сути в офицерском общежитии на 15 человек, организованном в обеденном зале при гостинице и лишь через  пару недель гостиницу освободили а нас расселили по квартирам мне была предоставлена комната у одинокой австрийки у которой никого из  родственников я не видел и из за незнания языка с ней не разговаривал наше общение сводилось к тому что каждое утро для меня стоял кувшин воды для умывания  и при встрече с ней утром или вечером мы улыбаясь кланялись произнося гутен так С этой хозяйкой я распрощался после того как нашу батарею прикомандировали в отдельный зенитно артиллерийский полку при 7 гвардейской танковой дивизии Полк, которым командовал гвардии полковник Чугунков, Служившие под его командованием с уважением называли его батей,  Полку, которым он командовал и при нем ставший гвардейским  в его названии было добавлено ордена Кутузова Ченстоховско Сандомирский.  Сам полковник за то , что верно служил но не прислуживал ни чего не получил.   Прошло много лет но я с теплотой вспоминаю свои встречи с полковником, которыми мне не надо гордится, но в них раскрывается доброта и порядочность полковника На вооружении полка были тяжелые танки ИС2 и ИС3 в экипаже танка было два офицера командир танка и механик водитель  по существу полк был офицрским Однажды командир полка устроил в столовой вечер для офицеров нам выдали по полной солдатской кружке виноградного вина, некоторые офицеры, отведавшие до вечера и не виноградного,  стали буянить. Увидев это командир полка приказал окружавшим его адьютанту и членам штаба очистить помещение. Всех без   разбора буйный ты или нет выставили на улицу. Я, вспомнив что в столовой осталась фуражка, решил вернутся. Полковник увидев меня, возвращающегося в столовую, сказал «а этому дураку чего надо, убрать».и меня просто вышвырнули из столовой. Вторая встреча произошла когда я был дежурным по полку. Обычно как и все дежурные офицеры, я прогуливался у проходной ожидая прибытия командира полка., ко мне подошел капитан командир батальона и спросил «командир прибыл?»на что я, не поворачиваясь,  ответил  «нет жду», Мой ответ капитану не понравился и последовало «Вы как отвечайте?*, станте как положено»  На что я, не являясь в его непосредственном подчинении, послал его Куда? Вам не трудно догадаться, Встретив  командира полка я продолжил  выполнять обязанности дежурного по полку, но посыльный сообщил мне что  командир полка вызывает меня в штаб. Командир полка, хорошо знавший своих подчиненных, сурово посмотрев на меня и вместо объявления ареста сказал «ты твою мать не распускай язык пошел вон,» Прослужив в этом полку   три месяца мне было присвоено звание гвардейца, что удваивало оклад.  Гвардии Лейтенантом я был до убытия из гвардейской части, Те из 7 ой гвардейск5ой танковой дивизии. Мы с Сашей  подружились с веселым общительным лейтенантом, служившим командиром взвода автотранспортной роты полка по сравнению с которым мы были церковными крысами, Иногда мы проводили с ним веселое время  не только потому что у него всегда было то, что можно было не только выпить но и закусить, но и потому что нам нравились его шутки и веселые рассказы, к нам присоединялся старичок австриец, хозяин квартиры, обожавший, как и его жена старушка,  своего веселого постояльца Однажды когда по брусчатке мостовой проходил танк полка и дрожали не только стекла в окнах  но и сами домишки,  старушка, боясь подойти к окну, крестилась повторяя майн гот  затем спросила  «зачем России так много танков?» что Веселый квартирант объяснил ей, что танки были нужны для войны сейчас их некуда ставить потому, что все поля засеяны, уберем урожай и для стоянки танков появится место  Шутка лейтенанта оказалась пророческой, осенью южная группировка войск  покинула Австрию  правда переместившись не в Россию а в Германию.  О переброске  южная группировка войск из Австрии в Германию появилась информация в зарубежной печати  и хотя  шила в мешке не утаишь, но наше  справедливое информбюро это опровергало, обвинив иностранную прессу в клевете.   Формальное переподчинение батареи  привело к реальным изменением  даже в взаимоотгошениях офицеров   из безраличных  в дружеские,  У нас появилось много друзей соратников по оружию  Рис. 22  и  Рис. 23 В этом полку кроме наших 37 мм зенитных орудий  я увидел, очевидно, оставшуюся от зенитно пулеметной роты американскую двухствольную зенитную установку на бронетранспортере, полученную  по лендлизу и подготовленную к возврату. По конструкции установка отличалась от  ранее виденного мной как уборочная машина, собранная на тракторе «Беларусь от юркой маленькой иностранки,  До этого  я видел Пулемет,  времен гражданской войны,  «Максим», который  для стрельбы по наземным целям не требовал  специальной установки, а для стрельбы по самолетам  была разработана зенитная установка в виде четырех  объединенных пулеметов, установленная на машине ГАЗ, Стрельбу по куполу из этой установки я видел только на полигоне, где меня поразила ее ненадежность. После первой же серии  выстрелов отказали два пулемета  в которых заклинили пулеметные ленты, По надежности и боевой мощи   пулемет  моего взвода в Польше, являющийся модернизированным авиационным пулеметом,  установленным на колеса для стрельбы по наземным  целями, для стрельбы по воздушным целям устанавливался на специально разработанную треногу, значительно отличался от счетверенной зенитной установки хотя по удобству при стрельбе для стреляющего. была такой же.  Увидев сдвоенную американскую зенитную установку, в которой, в отличие от наших было предусмотрено все для удобства стреляющего, мне подумалось, что наша национальная гордость Левша Американскую блоху подковал а сделать ее даже не пытался,  Тяп ляп ни  какой доводки до какого то критерия не требует
 Полк размещался  в курортном местечке. Такой красоты до сих пор ни где не видел, но любовался ей только пару месяцев, так как южная группировка войск из Австрии была перебазирована в Германию, Наша батарея в составе отдельного зенитно артиллерийского полка  своим ходом вошла в Чехословакию в районе Пулькау и через сутки в районе Дрездена Вышла в Германию,  Наш полк был укомплектован студобекерами, в моем взводе было две машины,  По автобану Дрезден-Берлин  без остановки  на скорости 50 миль мы домчались до предместья Цоссена. Автобан представлял из себя гладкую прямую двухполосную дорогу, разделенную метровой полосой с травяным покрытием.  Каждая полоса шириной около пяти метров покрыта бетонными плитами  размером 2,5х5,0 м.  с минимальными зазорами между плитам А в очень редко встречающимися  поворотах, изгиб полосы выложен небольшими бетонными плитками и скошен в сторону изгиба.  Дорога проложена  вдали от населенных пунктов ее только окружают сосновые лесопосадки  15 - 20 летнего возраста. Редко пересекающие автобан  дороги пересекают его только по мостам, сооруженным над автобанам. Местом дислокации дивизии оказался городок Вюнсдорф.  Где дивизия  разместились в  помещениях, когда то занимаемых танковой армией  Гудериана. Очевидно танки дивизии  впервые стояли не на открытой стоянке а в гаражах Техника батареи т.е. Четыре Студобекера и четыре орудия заняли половину отдельного гаража  на второй пустой половине которого я из за озорства катался на мотоцикле.  Личный состав батареи размещался в казарме гостиничного типа,  Рядовой и сержантский состав занимали четыре большие комнаты у которых для оружия, были установлены пирамиды, я с другом занимал не большую комнату и комбат такую же Конечно, это было скромнее королевского замка в Познани, но лучшего я больше ни где и ни когда не видел. Освоившись на новом месте я по дешевке купил неисправный мотоцикл с хозяином которого с первых дней установились хорошие отношения, Он будучи сам не бедным помог мне найти мастера для ремонта мотоцикла. Во время ремонта и уже на мотоцикле  после ремонта я иногда посещал их. Однажды командир полка. Увидев меня в городке на мотоцикле, запретил мне пользоватся им, приказав хранит его в гараже, Жизнь т.е. Распорядок дня в  части больше всего напоминал соединение в резерве, готовое приступить к выполнению поступившего приказа.  Рядовой и сержантский состав ухаживал за техникой поддерживая ее в боевом состояние и нес караульную службу по ее охране, Для поддержания боевого состояния полка, полк дважды принимал участие в маневрах на полигоне, оставшего от немецкой армии офицеры полка  не слишком обремененные службой лишь иногда выполняли обязанности   по полку или по столовой. Многие дежурные по столовой заставляли поваров из продутов для солдат готовить им отдельные блюда. я, считая это подобное недостойным офицеру ни когда не делал   Очень удачное для нас, расположение части, на расстоянии, не более километра от переезда,через железную дорогу провоцировало нас  на нарушения дисциплины. За переездом слева, на расстоянии около десяти метров, находилась пивная, хозяином которой был русский эмигрант, а справа на расстоянии сотни метров, вокзал. Пивную мы посетили пару раз а вокзал значительно чаще. Хотя специального распоряжения с требованием без разрешения не покидать расположении части не было и лишь подразумевалось, то мы часто не были на территории части. На электричке мы приезжали на станцию Маглов, где размещалась авиационная дивизия под командованием Василия Сталина, нам она нравилась тем что на берегу небольшого озера стоял летний ресторан. Однажды вечером в ресторане появился патруль и около двух десятков офицеров оказалсь на гауптвахте, в ожидании следующего  дня.  Пользуясь тем, что караул, которому надоели пьяные, закрыл дверь и перестал обращать внимание на требования задержанных, несколько человек расшатывали решетку на окне, пока ее не вырвали, короче,я с Сашей утром был в своей комнате, действительно, пара десятков километров это не расстояние. В Берлин мы приезжали на Ангальский вокзал. Вспоминая прошлое сейчас я на карте Берлина такого вокзала не нашел очевидно это была остановка электрички с таким названием и она находилась в Американской зоне,  отправлялись в Советскую зону, ориентируясь в городе путем опроса редко встречаемых немцев мы  встречали  иногда американских солдат, которые не обращали на нас ни какого внимания  однажды какой то священно служитель долго вел нас до улицам, показывая нам дорогу до Рейстага. Первое,что мы увидели, Перед Рейстагом была установлена скульптура в виде композиции, рыбак вытаскивает сеть из бассейна, что надо понимать из воды. На что мы обратили внимание это отбитая кем то голова рыбака валялась в вытаскиваемой сети.  Рейстаг, с многими повреждениями был заброшен. Во время нашего посещения в нем были только я и Сашка.  Посмотрев росписи на стенах комнаты, перед пустым залом с валяющейся на полу отбитой штукатуркой. Посещение Рейстага мы закончили, забравшись  на крышу и у развевающего флага осмотрели окружавшие Рейстаг здания. Насколько мне помнится разрушенных зданий я не видел, но все они имели жалкий вид и казались не жилыми  Были мы и у памятника Советскому солдату, держащего на руках очевидно немецкого ребенка и в ресторана Москва, открытого в Берлине для офицеров советской армии,  Поздней осенью 1946 г. рядовой и сержантский состав дивизии был демобилизован и я был назначен  сопровождать демобилизованных с непонятным для меня заданием  Я просто ехал в одной из теплушек эшелона с теми у кого документы о демобилизации были на руках и кто от меня был не зависим и мне не подчинен, Доехав до родных мест демобилизованный покидал эшелон не уведомляя сопровождающего. С последними демобилизованными я простился  на станции  Татарская и уже получив железнодорожный билет заехал на неделю к родителям  Вспоминание о той командировке у меня самые неприятные я впервые узнал как изменяются некоторые, бывшие послушными, становясь свободными во всем  То есть поведение толпы. Возвратившись в часть я ее на старом месте не обнаружил она оказалась в Ют6ебурге, где офицеры охраняли технику, и к моей радости не оставленный в Вюнсдорфк мой мотоцикл, Я же был выведен за штат и по слухам направлялся для прохождения службы в городе Евпатория Через пару дней я был в Франкфурте и сидел в какой то казарме с группой таких же как и я, не зависимых и не подчиненных кому либо из 15 офицеров, в ожидании транспорта. Наконец для нашей группы,  был подали не маленький товарный как в эшелоне для демобилизованных солдат а, очевидно из уважения к нам, большой пульмановский вагон. В котором в одной из половин  были сооружены нары и стояла буржуйка, На второй пустой половине стоял мой мотоцикл, и горка угля в которую мы подсыпали уголь, набираемый на  станциях из вагонов с углем.  Для меня же был подготовлен сюрприз, получив документы я узнал что еду не в Евпаторию а в город Тайохара на Сахалине Примерно через месяц, цепляя наш вагон к составам идущих на восток нас привезли во Владивосток В пути, находясь в полумраке днем и абсолютной темноте ночью, мы или лежали на нарах или сидели у буржуйки. Все происходило так, накалив буржуйку и нагнав  в вагон даже не тепла а жары, мы забирались  на нары не укрываясь дремали или  бодрствовали, По мере снижения температуры мы укрываясь а затем укутываясь до тех пор пока  кто нибудь, не выдержав холода, вставал и разжигал буржуйку. Тогда мы не хотя, по одиночке подсаживались к буржуйке и все повторялось снова . От этой длительной поездки в памяти осталось только нескодько эпизодов, Помнится как  в Познани  я продавал поляку мотоцикл, ксатьи и с тех пор к мотоциклам не прикасался, Помнится как на станции Брест пленный немец,, почему то без конвоя, халтуря на станции для того чтобы. по его словам, заработать  что нибудь поесть, он предлагал и нам свои услуги. В Бресте я в впервые увидел новенькую  легковую автомашину победа  с непрывчным дизайном  Проезжая через Москву и предпологая, что, возможно, я ее больше не увижу, решил побродить по улицам Москвы для чего  отстал от от состава в котором был наш вагон . Вечером после прогулки, узнав от военного коменданта к какому составу  подцепили, наш вагон на пассажирсеих поездах   догонял этот состав. Помню как посетив прод пункт на станции Ерофей Павлович многие из нас обморозила носы и уши в стоявшем густом  тумане. Наш вояж до  Владивостока   закончился тем,  что сообщив нам, о том,  что в настоящее врем нет судна направляющегося на Сахалин,  нас в обжитом вагоне отправили в резервный полк расположенный в городе Биробиджан. где мы около трех недель слонялись без дела, Наконец шесть человек из прибывших из Германии из которых один даже успел женится на жительнице Биробиджана, отправили во Владивосток на пассажирском поезде,  По прибытии мы трое из шести в тот же день разместились на нарах в одном, очевидно, из нескольких больших  трюмов корабля, готовящегося следовать на Сахалин.. который  через несколько часов вышел в море  Во время  всего пути равного почти пяти суткам мы  лишь несколько раз по одиночке выходили на палубу Впервые увидев море я .до призыва в армию. живший у небольшого озера был поражен количеством мусора  на поверхности моря. Через двое суток по левому борту корабля показалась земля, судно входило в залив Анова, . До порта Корсаков осталось пройти порядка двухсот километров  но не дойдя полсотни километров  судно остановилось застряв во льду,, нагнаному в залив ветром   В первые же сутки вынужденной стоянки корабля голодные пассажиры стали требовать  от капитана корабля кормить их продуктами имеющимися на борту,  Капитан был вынужден организовать команду, готовящую из муки и воды что то жиденеькое похожее на кисель   Я с своими попутчиками, обеспеченными полученными в прод пункте продуктами,  положенные нам  порции отдавали голодающим соседям на нарах  Сидя в трюме об  происшествиях на корабле мы знали только по слухам а они были такими   Какие то отчаянные или отчаивавшиеся пассажиры спустившиеся на лед,  по льду отправились на видневшуюся вдали землю,  Капитан узнав об этом выставил охрану не разрешавшую спускаться на лед.  Или на корабле произошло событие известное из песни раскинулось море широко,  но так как вдали виднелся только лед то капитан приказал пустить на какое то время двигатели и в появившуюся  у корабля из за работы винта полынь опустить покойника завернутого в простыню Но я не помню что страх и тревога воцарившаяся на борту корабля коснулась нас служивых, оставшихся спокойными и беззаботными  В конце  концов мы добрались и до корсакова а потом и до Южно Сахалинска  Первую ночь мне пришлось коротать в помещении железнодорожного вокзала , узкоколейной железной  дороги,  пролегающей  на территории южной части  Сахалина. вместо которой на севере Сахалина использавались оленьи упряжки Первое .что резко бросилось в глаза это  кажущаяся миниатюрность  и примитивность всего окружающего, небольшие окошки, в зданиях  узенькие ступеньки лестниц.  Электровыключатели  в помещениях расположенные у потолка, от которых опускались веревочки.  Спустя десяток лет, когда Хрущев пытался расселить коммуналки,  многие москвичи  пользовались такими выключателями  Россия к этому времени  оставив весь мир догнала Японию В городе были довольно  узенькие улицы с небольшими домиками,  над крышей  некоторых  виднелись некие сооружения  в виде перекладины на двух палках через которую была переброшена  веревка на которой были подвешены какие  то продукты, очевидно защищенные таким образом от голодных  собак.  В воздухе стоял какой то характерный запах.  В городе редко встречающиеся японцы улыбаясь и кланяясь услужливо уступали дорогу  когда корейцы на оборот грубо вызывающе., не только не уступали, а чуть не пытались сбить тебя с ног, Явившись в штаб Южно Сахалинского военного округа  я получил предписание явится для продолжения службы  в полк, расположенный в населенном пункте Кировское,  Спустя полсотни лет вспоминая о прошлом я не смог на карте найти населенный пункт с таким названием, а на этом месте был указан населенный пункт  Онор. Шоферу  полуторки из хозяйственной части  полка было приказано  разрешить мне ехать на ней в полк. Найдя местечко среди грузов и усевшись в нем я продолжил путь до места службы. Через десяток часов пути в течение которых мне пришлось несколько раз выскакивать  из кузова, чтобы толкая автомашину, помочь ей преодолеть довольно часто встречающиеся снежные заносы  и по пути согреться.  Поэдним вечером я был в  полку, где дежурный по полку   пристроил меня в казарму в которой я скоротал ночь,   А  уже утром получив назначение на должность командира взвода отдельного  зенитно артиллерийского дивизион   преодолев на попутке 20 километров пройденного пути но в обратном направлении я оказался в  в расположении гарнизона, который располагался на берегу узенькой речки с названием седьмая и представлял из себя  два подразделения,  отдельный зенит но артиллерийский дивизион и танковый батальон.  Дивизиону принадлежали штаб казарма, столовая и несколько домишек для офицерского состава  , Меня поселили в домик где жили холостяки, два лейтенанта Рис. 23      капитан  и множество крыс, которые в первую же ночь п прогрызли дыру в моем бауле лежавшем на полу и акрывавшим их лаз.  Все заботы о домике лежали на солдате,  который жил в казарме.  Он же готовил  нам пищу, и питались мы дома, Однажды замполит командира дивизиона, встретив меня, сказал» «лейтенант вам пора вступать в партию можете писать  заявление» Я совсем не мечтая о членстве в партии, чтобы оттянуть время , ответил, что я не готов потому, что не читал Капитал  Маркса,   Зам полит одобрил мое желание и у меня появились три тома Капитала, начав читать первый том я с удивлением увидел, что речь в нем шла не о политике а о векселях  на этом и закончилось мое изучение Капитала Маркса. Побывав в нескольких государствах Европы и повидав множество жилых и хозяйственных помещении на Сахалине я впервые увидел помещения в которых стены состояли не из рядов горизонтально уложенных бревен а из вертикально стоящих и тесно примыкающих между собой столбиков диаметром чуть более 10 см.  Однажды я  с батареей  принимал участие в заготовке материала для подобных помещений   мы из березового леса вытаскивали на дорогу стволы спиленны  х берез,  хвойных деревьев  на Сахалине я не видел  Прослужив около  9 месяцев на Сахалине  в месте далеком от окружающих остров морей и несмотря а хорошие  отношения с  офицерами дивизиона, Рис. 25  ,    Рис.26
все врем чувствовал себя оторванным от материка и с завистью проводил в отпуск на материк лейтенанта,  жившего   со мной в домике. Кстатьи по качеству этих  фотографий можно судить окачстве жизни на Сахалине. Спустя пару недель командир дивизиона вызвав меня сказал, что  получен приказ уволить в запас не желающих продолжать службу   и он мне сказал «если вы не хотите оставаться  в армии  можете писать рапорт об увольнении»,
 За три года службы сменив три воинские части  и побывав в нескольких гарнизонах и увидев как многих офицеров ,без их желания отправляют в запас,  зная  кто я  и что меня ожидает, когда меня тоже уволят со службы, Помня как я легко и с интересом усваивал то  новое, которое я узнавал  проходя службу в военных училищах и  на офицерских должностях,  чувствуя не достаточным  уровень моего образования, решил что пока я молодой то должен наверстать, то что пропустил в ранней молодости и приобрести гражданскую специальность, которую в память о старшем брате Афанасии,  бывшем  ралиолюбителем, но ставший жертвой  Сталина, связанную с радио В тот же день  я . не ожидая возвращения из отпуска соседа, по рассеянности прихватившего мой трофейный пистолет, вывезенный из Германии написал рапорт, указав местом моего жительства город Батуми в котором был радиотехникум и через неделю  стал гражланскм лицом  хотя с формой распрощался став на учет в Заельцовском военкомате города Новосибирск и донашивал ее уже  студеном  Новосибирского электротехникума связи,  в который на первый курс, очевидно, как бывшего офицера меня зачислили без приемных зкзаменов, которые уже закончились. Техникум  снял одну комнату у жителя Новосибирска и организовал в ней общежитие для студентов техникума. Первый год в ней жили я и Фомкин Семен Семнович, как и я бывший офицер (на фотографии Рис. 27   сзади меня и двое молодых ребят справа Гена слева  Кеша.  Второй год в ней жили только Сеня и я, Сеня имея  девятилетнее образование уговорил меня с семилетним образованием поступит ьв десятый класс вечерней школы который мы и закончили в этом же году, После чего Сеня бросил техникум женился а я, продолжив учебу, жил один обучаясь на третьем и четвертом курсе техникума

                Кожемяко Н.Г.    
               
                Январь 2019г