О Владимире Маяковском

Исидор Коган
Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал
в себе Маяковского – поэта, на тринадцатый год
поэт встал и человека убил….
М.Цветаева
Несколько дней назад ФБ весьма активно отмечал 130 летие со дня рождения Льва Гумилёва.То ли потому, что 86 лет со дня ухода Владимира Маяковского арифметически меньше, то ли по другим причинам, эта дата прошла почти незамеченной..За годы,отделяющие нас от 14 апреля 1930 , поэт  "прошёл"  путь от канонизации  до депьедестализации..Побывал и в садистах и в психологи чески слабых невротиках..Большинство современников воспринимают его как служилого Софье Власьевне человека, участника скандального трио.Сохранились и те, кто числит его гением..
Примерно в 1949 году  я, учась
5 или 6 классе одной из рижских школ, подружился с новеньким, юношей из Одессы.
Юношей потому, что класс был послевоенный: наряду с малышами, вроде меня, учились и переростки, ребята по 15 – 16 лет. Звали его Номка Бецис.Это был прирождённый лидер, с данными, приближавшими его к юному Маяковскому:
 сильный голос, уверенная, почти мужская манера поведения,
волевое лицо.Он сразу стал командовать классом, а я сразу подпал под влияние его
харизмы и артистичности. Наум / Номка/ Бецис выделялся многим, но особенно удивляло его недетское знание и любовь к Маяковскому: он читал многие стихи наизусть. Так в мою читательскую и, намного позднее, поэтическую жизнь вошел
Владимир Маяковский...
Маяковский исчислил стаж своей работы в искусстве двадцатью годами.Меня сейчас интересуют его последние 15 лет.Сравните гениального индивидуалиста-
 бунтаря и романтика, каким был Маяковский в 1915-1916гг.( " Флейта-позвоночник" и "Облако в штанах") с его антибуржуазным пафосом
демона и богоборца с Маяковским образца 1922 года, поэтом- полпредом Советской России, отдавшим своё перо новой власти,служивым человеком, автором
"Прозаседавшихся", человеком,которого похвалил Ленин, пишущим " по мандату сердца",опутанного пусть не " канареечным", но вполне мещанским бытом,членом
 обсуждаемото и поныне треугольника.Контраст очевиден.Маяковский ездит за рубеж, он модно одет,он выполняет поручения Лили Брик, привозит ей заказанные чулки, духи и проч.По сути, он ведёт двойную жизнь: пролетарского поэта и активного члена салона Бриков, где играют в карты, выпивают, сплетничают, острят..
Вместе с тем, обостряются его чувства к Лиле.С 28 декабря 1922 по 28 февраля 1923 года по взаимному договору Маяковский и Лиля Брик решили не встречаться.
 Итог этого домашнего ареста-" Про это"- поэма любви, ревности, ненависти.
 Кажется, что в это время поэт не только страдал / оригинал поэмы многократно орошен слезами/ но и попытался
произвести психологическую ревизию своих отношений с Лилей, сравнить себя настоящего с прошлым. Может быть, он понял манипулятивный характер Л.Брик, может, это отлучение ( инициированное ею) носило воспитывающе – приручительный характер ?Так ,или иначе, мы имеем начало глобального трагического  внутреннего конфликта...
А потом начался период, , длящийся семь лет..Мы привыкли делить Маяковского на " до" и " после"
. Трагедия Маяковского – футуриста и авангардиста в иллюзии, что социальная революция приведет за собой революцию
в искусстве, революцию духа, революцию быта.
Динамика постепенного отторжения, разочарования в реальной действительности, не плакатной,
агитпроповской началась , на мой взгляд, у Маяковского примерно в тот же временной
период, и, нарастая, завершилась гениальными сатирами
" Клопом " и " Баней ". Его стихи полны удивления и гнева: откуда ползут изо всех
щелей мещане, перерожденцы, пошляки, рвачи, циники, бюрократы?
Он  , может быть, и понял к кануну гибели,что революция, трубадуром
которой он был, заменена, подменена новым Термидором, поначалу относительно
мягким, а , позднее, свирепым…
Было бы у него – бывшего футуриста будущее? Можно ли представить Маяковского
пишущим рифмованные агитки о коллективизации, голоде 32 – 33 гг.?
Неужели он, проезжая со своим импрессарио " тихим евреем Лавутом " через страну,
не заметил бы кучи трупов по обочинам пути, не услыхал стоны голодающих?
Как отразил бы чистки, расстрел любимца салона Бриков Яна Агранова, других
чекистов, процессы 37 –38 гг., наконец ?Выжил бы он сам ?…
Самоубийство Маяковского – не случайный акт, не толчок под руку, державшую
заряженный револьвер. Это – результат прозрения, внутреннего и внешнего.
Юр.Аненков в " Дневнике моих встреч "пишет о последней своей встрече с поэтом в
Ницце, осенью 1929 года, когда в кафе Маяковский внезапно разрыдался и сквозь
слезы проговорил: — Я уже не могу писать.Я перестал быть поэтом… Теперь я…чиновник! –
Когда исчезает поэзия – суть жизни, наступает очередь смерти…
Слава Маяковскому – гениальному траги -лирику поэззии XX века !
                20.04.2016.