Случай в столовой

Морозова Анна Николаевна
- Как с голодного края! - недовольно кто-то кричал, поднимаясь по ступенькам.

Мы неслись сломя голову в столовую - в "столовку", как было принято говорить. С третьего этажа, переступая по несколько ступеней, а в конце каждого пролёта лестницы - прыжок, мы бежали обедать. Самые шустрые катились по перилам и успевали быстрее всех достичь гостеприимно открытые двери нашей школьной столовой.

Какой же вкусный там готовили плов! Мама моей одноклассницы Розы работала в нашей столовой, мне всегда почему-то казалось, что это именно она его готовила. Когда повара приступали к работе, по школе разносился его вкусный аромат и мы все с нетерпением ждали этой заветной минутки, чтобы пойти, а, скорее, побежать "питаться". Именно "питаться" говорили и ученики, и учителя: "Вы ходили питаться?", "Что сегодня на питание?" или "Чем питались?" ну, или самое тягостное "Сдайте деньги на питание!". Больше таких речевых оборотов я не встречала в жизни, впрочем, как и такого плова.

Меню было разнообразным: каши, уха из сайры, борщ, картошка с тушёнкой, пюре с сосиской, макароны с большим круглым пластом жареной варёной колбасы (какой оксюморон получился), кое-какие салаты.

- Веее, котлееееты... - на вид они никому не нравилась, все их кое с чем сравнивали... Но, что лукавить, редко у кого они оставались несъеденными. Да, что греха таить, мальчишки съедали остатки вкуснющего несъеденного комочка, любезно предложенного девочками. Ну, а что здесь такого - голод не тётка, пирожка не подсунет. К концу третьего или четвёртого урока аппетит гулял со страшной силой, кто знает от мозговой ли активности, или просто от бегательной и прыгательной или же в совокупности того и другого.

Перейдя в пятый класс, мы ощутили на себе голод в его полной мере. В начальной школе в основном всегда было по 4 урока. В средней школе пятикласснику доставалось по 5 иногда 6 уроков в день, от такого посещения неподготовленный желудок сводило и "кишки марш играли", как мы тогда выражались. Однажды,  информатику передвинули на седьмой урок, шестой мы просто гуляли, можно было и домой сходить поесть, но боязнь опоздать на занятие, нас остановила.

Мы сидели на первом этаже на лавочка. Тихо и смирно ждали урок. Совсем непривычно это показалось работнице столовой, вдруг вышедшей в коридор.

- А вы что домой не идёте? - спросила она.
- Нам информатику на 7 урок перенесли. - ответил кто-то.
- И это, вы, голодные ждёте?
- Угу... - жалобно пролепетали мы.
- А, ну, пойдёмте за мной! - махнула она рукой и вошла в столовую.

Нас было примерно полкласса, а это около двенадцати человек, где были остальные история умалчивает. Всей гурьбой мы завалились в столовку. Она принесла нам алюминиевый таз, в котором лежали булочки в виде сердец. Щедро посыпанное сахаром лакомство давали в тот день на десерт.

- Вот, остались! Тут на всех должно хватить. - она протянула нам таз.

Мы взяли каждый по булочке и ни одной не осталось в тазу.

- Ой, и впрямь всем хватило! Надо же! Будто для вас и оставались! - обрадовалась она.

- Спасииииибо... - хором поблагодарили мы.
- Ешьте на здоровье. А если ещё так случится, что перенесут урок, вы приходите, не будет булочек, хлеба дам.

До сих пор вспоминаю этот добрый поступок. Мы ни имени её не знали, ни кем именно она работала в столовой, но потом всё время с ней здоровались, а она, будто помня всех, улыбалась нам. А, может, и правда помнила... Тогда нам этого очень хотелось...