ЛЕНЬ. Грехи и пороки, болезни души

Свет Софии
ЛЕНЬ. Грехи и пороки - болезни души

Одной из серьезных проблем на духовном пути является лень. Впрочем, она является преткновением и в любой деятельности человека.

Лень (от лат. Lenus) – медлительный, вялый. Лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Наша жизнь – это движение. Правильно, когда это движение идет в сторону прогресса, развития, раскрытия потенциала, совершенствования, а не просто движение ради движения. Наши действия на Земле связаны со многими сферами, это – наши земные обязанности, воплощение в земные события воли нашего духа, работа над собой, освобождение от страстей. Также, это несение Божьего слова, служение Богу. Лень это болезнь, блокирующая движение. Она может захватывать некоторые сферы, а может просачиваться и во все. Библия говорит:

«Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Притч.13:4);

«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» (Притч.19:15);

«Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих» (Сир.4:33).

Также есть и такие высказывания:

«Лень есть дочь богатства и мать бедности» (Поль Декурсель).

«Работа с зубами, а леность с языком» (Русская пословица).

Если говорить о духовной лени, то человек может разумом и понимать, что ему необходимо менять свои привычки – отсекать те, что греховны и прививать те, что помогут ему жить в гармонии с Небом, но у него, как будто, на это не хватает сил. Он может успокаивать себя тем, что скоро, буквально завтра он начнет менять свою жизнь, но наступает завтра – и все повторяется вновь. Так проходят годы... Понятно, что если не сеять, не пропалывать, не поливать, то и жать будет нечего. Следом за ленью идут уныние, печаль, апатия. Во-первых, потому что плоды удручают, а во-вторых, потому что само проявление лени сопровождается апатией, т.е. отсутствием желания деятельности.

Мы уже говорили о том, что любое действие имеет свои побудительные причины. В психологии их называют мотивацией. И любое действие возможно лишь при соответствующем включении воли. Проявление лени связано с нехваткой сил и энергии на совершение какого-то действия.

Начало любого дела сопровождается преодолением некоего потенциального барьера. Так художникам, композиторам, писателям известен эффект «белого листа», когда сложно что-то начать, возникает торможение, а то и страх. Необходимо вдохновение, зажигание, толчок, после которого что-то начинает двигаться. Лень возникает тогда, когда у человека не хватает сил, желания, воли на преодоление этого барьера.

Одной из причин лени может быть недостаток мотивации или неправильная мотивация. Часто, проявление лени говорит о том, что человек до конца не понимает зачем ему это необходимо делать, это не кажется ему настолько важным, чтобы он родил в себе импульс действия в этом направлении.

Иногда человеком не владела лень на совершение какого-то действия, а потом вдруг он перестает находить в себе силы, чтобы это делать. Почему так происходит? Бывает, что мотивация, которая служила толчком для этого действия себя отжила, а новая не выстроилась. На каком-то этапе побудительными причинами многий действий могут быть страсти.

Это могут быть:

 – личные амбиции:

Например, человек хочет всем доказать, что он справится с заданием, чтобы почувствовать наслаждение от того, что он оказался на высоте – т.е. подпитать свое чувство значимости.

– страх:

Человек боится, что если он этого не сделает – его ждет наказание, чье-то недовольство, в чьих-то глазах он потеряет значимость, чего-то не получит

– желание земных ценностей или земной славы:

Человек делает все, чтобы купить, например, дорогой телефон, какую-то вещь, или чтобы вызвать восхищение у других своими действиями

– догматичное следование каким-то установкам:

В подсознании заложена программа, что нужно совершать такие-то действия, – например, работать с утра до вечера, отремонтировать по евростандарту квартиру и т.д. Эта программа может опираться на то, что было заложено в детстве, на то, что принято в обществе, или на своих собственных установках, которые иногда просто поддерживают личные амбиции – «Я так считаю, так надо и это будет так». Эти установки подобны программе, от которой сложно отойти, она может идти в разрез реальной надобности, задачам души и интересам окружающих. Например, человек считает, что дети его должны учиться трем языкам с детства и он этому следует, даже если его дети хотят заниматься совсем иным. Все деньги он тратит на ремонт с наворотами, на дорогую мебель, в то время как не хватает средств приобрести насущно необходимые вещи. 

– Желание некого наслаждения:

Человек может в своих действиях руководствоваться погоней за наслаждением – наслаждением плоти, наслаждением эмоциональным, ментальным. Для этого он может совершать множество действий, прилагать усилия, чтобы обрести желаемое.

– Эмоциональный порыв, желание, спонтанно возникшее:

из-за этого человек может начать совершать множество действий, что-то организовывать, задействовать других людей, тратить средства и т.д. Но эти действия не продуманы, не имеют четкой программы, не опираются на реальные обстоятельства. Они могут быть внезапно начаты и также внезапно оборваны.

– Привычный ритм жизни:

Человек может совершать действия, подобно бычку, которого поставили на борозду. Он может самостоятельно не рассуждать и не анализировать насколько его действия правильны и подходящи в данный момент – сказали делать и он делает. Пассивное послушание чьей-то воле, обстоятельствам и т.д. Так, многие люди живут, ходят на работу, обрабатывают поле и т.д., потому что так делали и их родители, и вообще так надо, но при этом не вкладывают в это дело свою душу, не развиваются, не ищут чего-то большего.

Все перечисленное – есть страстные побудительные мотивы действий. Они не приносят добрых плодов, вносят в жизнь сумятицу, приводят к разочарованию, к утомлению, к апатии. Человек может быть внешне активный, внутри же не желающий ничего делать. Конечно, такой подход к работе снижает ее качество, и бывает, оно совсем уходит на нет. Еда будет пресной и пустой, убранный дом неуютным, все сделанное будет непривлекательным, им не захочется пользоваться и от соприкосновения с этим и на других людей нагоняется апатия. Также такое поведение вносит разлад в энергетику человека, он быстро устает, у него портится настроение, появляется уныние и ощущение бессмысленности существования. Кроме того, такое действие, которое человек совершает, насилуя свою волю, приводит к претензиям к окружающим, обидам, раздражению и гневу. Человеку хочется получить какую-то компенсацию за свои «страдания», но этого не происходит. Для гармоничного же действия внешнее и внутреннее должны быть в равновесии. Правильно, когда само действие самодостаточно – т.е. в самом себе содержит и стимул, и награду, и вдохновение для новых движений.

Когда человек начинает понимать, что страсти – это плохо и пытается от них отказаться, то прежние мотивации становятся не подходящи – и он часто не сразу может найти новые побудительные причины своих действий. Ну, например, раньше человек проявлял активную деятельность, потому что ему хотелось, чтобы на него обращали внимание, любовались, восхищались, чтобы он выделялся из толпы. Потом его в этом обличили, или он увидел, что не получает желаемого, даже при всех своих усилиях, его побудительные мотивы стали для многих явными –  и в этих случаях деятельность человека сразу гаснет. Он не может найти в себе силы что-то делать так как раньше – перестает участвовать в жизни Церкви, становится пассивным. И так во многих других случаях. Внутри возникает некое торможение – потому что воля духа пока не нашла поддержки у низшего «я». Здесь могут помочь только вера и любовь. Для того, чтобы человек захотел двигаться – он должен  верить в успех своего предприятия, а для того, чтобы найти пути для обретения цели, найти силу пройти все препятствия, увидеть куда нужно идти – нужна Любовь.

Общие причины проявления лени могут быть такие:

– так привык с детства, где ему потакали и не приучили к работе;

– стремление перекладывать на других ответственность;

– желание уйти от неприятной работы;

– ублажение плоти, направленность на поиски наслаждений для нее и потому, нежелание утруждаться;

– безучастие к происходящему;

– нежелание что-то менять;

– слабоволие, при котором подобно литературному герою Обломову, человек многое хотел бы, но все время в будущем;

– когда человек берется за то, что ему не по силам, когда у него нет нужных качеств и навыков к этой работе;

– также лень может возникать, если человек привык во всем искать удовольствие, наслаждение. В таком случае, он не захочет ничего делать, если в итоге работы не будет маячить некая награда;

– завышенное представление о себе может проявляться в убеждении, что человеку, согласно его уровню, не подходит более грязная работа, мелкая, относящая к рангу «простая», а подходит только какая-то особенная, возвышенная;

– страх неудач, обусловленный какими-то прошлыми событиями;

– страх осуждения, критики, неверие в собственные силы и способности, низкая самооценка;

– сложность с выбором – человеку трудно выбрать правильное направление действий и он топчется на месте;

– внутренний протест против того, что тебя что-то вынуждают делать;

– надуманная сложность предстоящего дела, мешающая даже просто приступить к нему;

– физическое или нервное истощение человека, вызванное различными факторами. Лень может быть и следствием потери энергии из-за постоянного самоедства – например, в связи с чувством вины за какой-то поступок;

– бывает, физическое бездействие идет от того, что в человеке происходит какая-то перестройка, или когда идет творческое созревание нового движения.

Для того, чтобы человек начал борьбу с грехом он должен полностью осознать, что иначе он жить не сможет, что прежнее его поведение для него смертельно опасно. Также, должно быть очень сильное желание обрести истинный свой лик, раскрыть свой потенциал, быть с Богом. Это должно стать жаждой души и перейти на мысли, чувства и желания. Тогда хватит сил на преодоление торможения, которое часто есть противодействие греха в нас, который не хочет оставлять место, которое обжил.

Почему в этом плане еще появляется лень? Потому что стремление к Богу не стало настолько важным, что ему предпочитаешь все остальное, потому что накопилось много того, что было проигнорировано и не хватает сил разгрести – один, второй раз не помолился, совершил один, другой проступок – пытаешься потом обратиться к Богу, а уже сложно, не хватает сил. А потом просто наваливается лень, которая говорит о том, что завал стал настолько большим, что имеющихся душевных сил не хватает, чтоб его преодолеть.

Часто мешает разочарование – думал – все будет легко и прекрасно, а оказалось, что все надо менять, успехи не такие, как хотелось – и силы иссякают. Иногда двигаться вперед мешает балласт, с которым человек не хочет расставаться.

Есть и такая причина – человек стремиться к идеализации, он так высоко ставит для себя планку, что на меньшее не согласен. В таком случае, ему будет очень сложно заставить себя двигаться в этом направлении, т.к. внутри он чувствует, что планки своей не достигнет.

Иногда причиной есть страх – страх ответственности, страх неизвестности, страх неудач, страх действий в сфере духовной, где все не так ясно, как в земном плане. В этих случаях человек может направлять свою активность на земные действия, обходя стороной духовное включение. Если дать ему задание, связанное с духовностью – он найдет множество причин, чтобы его не сделать.

Или, напротив того, человек не желает исполнять то, что входит в его обязанности, прикрываясь тем, что занимается духовностью – может целый день читать псалмы, молиться, в то время как кто-то другой делает за него его работу. На самом деле, духовностью как раз, он тоже не занимается, так как исполнение внешних ритуалов и действий совсем не есть духовность.

Иногда причиной может быть внутреннее несогласие с теми рекомендациями, которые даются человеку. Иногда не хватает внутренней самостоятельности, когда надо двигаться вперед, преодолевать, искать.

Есть люди, которые могут быть активны только в коллективе, в общей волне, а когда остаются сами по себе, впадают в ступор и теряются. Другие наоборот, привыкли бунтовать, идти против течения, и потому, будут предпринимать самовольные действия, а в коллективе будут сопротивляться общему движению. Участвовать в общей деятельности им будет крайне лень.

Каждое действие должно созреть. Импульс вдохновения, импульс воли облекается в зримые одежды, находит подходящие формы для проявления. Тут все должно быть соразмерно – и время, и усилия, и направление, и форма. Иногда человек не может заставить себя что-то сделать, если созреванию действия что-то мешает. Кроме мотивации, может быть неправильная организация работы. Как уже говорилось – человек может хотеть чего-то нереального, может не продумать тех затрат, которые необходимы для успешности действия, может не продумать план действий, хватаясь то за то, то за это, может пытаться все сделать сам, в то время, как в процесс должны быть включены и другие люди, может уповать только на себя и на свои планы, забыв, что «человек предполагает, а Бог располагает», или напротив того, может чрезмерно уповать на Бога и не прикладывать нужных усилий. Бывает и такое, что для исполнения желаемого у человека просто не хватает навыка, и он пытается сделать все нахрапом, авось как-то выйдет. В результате, такие действия не будут успешными, и возможно, предощущая это, человек не сможет собраться с силами, чтобы что-то начать в этом направлении. В этом случае, такое проявление лени – просто сигнал о том, что что-то происходит не так. Так, например, в учебе – сидит человек, смотрит на учебник, а сил вникнуть в написанное нет. А если выяснить причины такой лени, то окажется, что у него, на самом деле, цель не познать предмет, не созидать, а просто получить диплом, или он пропустил немало материала, а теперь слишком много надо пройти, а времени на это нет, или в голове гуляют другие мысли – о вчерашнем фильме, о завтрашней встрече и т.д.

Бывает такой вид лени, которую психологи называют мыслительной. Это когда человеку лень рассуждать, анализировать свои действия, искать причины проблем в себе. Это может распространятся только на духовную сферу, а может быть и проявлением в любом виде деятельности – «легче сделать как делается, а потом уже подумаю», «не получается так и не получается – значит будем делать что-то другое».

Бывает человеку одно делать лень, а другое – он вскакивает и бежит делать. Убрать в комнате сил нет никаких, все падает из рук, голова кружится и т.д., а тут сосед позвонил, чтобы на футбол идти – и человек вскакивает и полный сил идет на футбол. Или муж приходит с работы и говорит, что не может никак дома ничего делать, потому что устал и у него нет сил. Тут его попросит кто-то из значимых для него знакомых что-то сделать и тут же появляются силы и он до темна будет ремонтировать чей-то кран, чинить замок или что-то еще.

Лень часто говорит о том, что у человека нет четкой цели в жизни, он смутно понимает что ему нужно, у него плохо и неправильно выстроены приоритеты.

Чем больше человек ленится, тем меньше у него энергии. Энергия рождается в движении. Главное – начать, а все остальное будет постепенно выстраиваться. «Дорогу осилит идущий» – говорит Библия.

Чтобы избавится от лени, нужно, как было сказано, разобраться в ее причинах, а не просто долбать себя за это, или прозябать беспомощно, оправдывая себя тем, что видно так сложилась судьба. Все таки понять – что для нас важно и каковы наши цели на самом деле.

 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6:11-12).