Чисто карагачские преступления. Ч. 4

Карагачин
   Убить человека за четыре кирпича?.. Было и такое... тоже враждовали давно, соседи, оба - более, чем зажиточные, у этого К. был солидный счёт в сберкассе, а убил - и всё. Ты, мол, взял у меня то-то и то-то, а за это отдашь то-то и то-то, а кончилось убийством. Этот К. признался на суде: да, давно хотел убить его (то есть своего врага-соседа), а "как убил, сразу лехче стало"... Такого финала у Гоголя нет...   
   Конечно, кирпичи были лишь поводом. Годами копилась ненависть друг к другу. Один никогда не думал убивать своего врага, а второй подумывал всё чаще. Но это зверство случится лишь в начале восьмидесятых.
   А пока что в том же сельском клубе состоялся и другой суд. Судили неких братьев Т. и с ними некий Л. - молодые люди, недавно женившиеся, разве что Д. постарше.   Для многих то было зрелищем, нашлось немало таких, для того и пришли в клуб: поглазеть, чувствуя себя в безопасности...
  Эти братья Т, и Л. зарезали на колхозной ферме у утащили целого телёнка: мяса захотели!.. Дураки? Не было мяса в магазине? Так зато мяса в колхозе на ферме, сколько хочешь! И бычки там, и телята, и овцы, и свиньи,- режь и ешь!..
  Поймали. Куда денутся? Больше некому, как им. И, гланое, сторож подтвердил.
  Нашли и разоблачили, и судили.
  Братья Т. сразу признались, что виноваты, "чтобы меньше дали": "Да, всё правда"...Присудили по два с половиной года - стандартный срок для того времени. А воровавший с ними Л. "заирипенился", стал дерзить суду: "Я ворую, потому что мне нечего есть!" Заранее решил, поклялся дома: "Сяду и на пять лет, но скажу им это!" Три года дали этому Л. за такие крамольные слова. Может, как раз врал, ибо, если и были голодные, то те, кто не работал украли молодого поросёнкаили не мог работать. - "Сейчас голодных нет",- спокойно ответил прокурор.
  А в 1980 году некий П. и его жена, оба работавшие на колхозной ферме - скотником и свинаркой, зарезали прямо в сарае молодого поросёнка и утащили мясо. Поросёнок был небольшой, килограммов пятьдесят, ещё не дорос до убойного веса, так сказать. На что рассчитывали? Ведь как тогда было в колхозе? Брали понемногу. Дежуривший в ту ночь на ферме некий В. (да и сосед) сказал нагрянувшим утром заведующему фермой и председателю: "Пойдите домой к П., там и найдёте мясо поросёнка". Нашли мясо закопанным в огороде. Осудили мужа - на три с половиной года, а жену пощадили из-за несовершеннолетних детей, а свекровь была без пенсии. Конфисковали в пользу государства восемьсот семьдесят рублей, что были на сберкнижке. А сам П. вроде бы куражился перед народом, когда выводили из клуба в воронок: "Не буду я сидеть долго. В одни двери войду, из других выйду"... Но отсидел три с половиной года - от звонка до звонка... А вскоре, в мае, сына этого П. забрали в армию, пришло время служить. В таких случаях родители организуют вечер-проводы, как и положено по обычаю, и к тому же существовало неписанное правило: там, где работаешь, дают машину для того, чтобы отвезти призывника в райцентр на сборный пункт, но сыну "этих воров", потерявших доверие, не дали такой машины, унизили морально. А пускай не ворует социалистическую собственность!.. И мать и родственники были вынуждены провожать парня автобусом, - заранее договорились с шофёром рейсового автобуса... Это было накладно не столько материально, сколько унизительно морально: сколько там тех провожающих? Ну, человек десять. По шестьдесят копеек на каждого туда и обратно столько же...
  А эти три брата Т., укравшие некогда целого телёнка, и Л., которому дали три года за дерзость "Я ворую, потому что мне нечего есть!", не угомонились. Плохой человек есть плохой человек? Вор есть вор? Давно победили плохие гены, толкающие на преступление?.. Иначе чем объяснить то, что и эти три брата Т. и этот "гордый" Л. взялись за старое?.. Без всякого зазрения совести украли у одного одинокого немощного старика овцу из ветхого сарая? Один из этих братьев, И., давно уже стал профессиональным вором, давно прошёл в тюрьме воровской закон, так сказать. А работа? "Так не оставят (власти) в покое, если не будешь работать"... Ходил по селу (вроде бы гулял, дышал воздухом, любовался синим небом), а на самом деле высматривал, что где плохо лежит... Жена-почтальон подсказывала ему, где и что плохо лежит... Этот И. в школе, в восьмом классе, даже осилил "Как закалялась сталь" Островского, но что из него вынес? Как бросить курить. Для этого надо было закалить свою волю, заставить и преодолеть себя. Хороший работник в колхозе из этого И. не получился. Вроде бы старался, но быстро понял: "Нет ничего правды из того, что нам говорили про жизнь в в школе!" Победила склонность к садизму. И больше нравилась циничная переделка знаменитых слов Павки Корчагина: "Жизнь даётся человеку один раз и надо наворовать так много, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые голы"... А жена второго брата этого Т, даже стала передовой и позже побывала по путёвке в Болгарию как передовая колхозница, и мужа, конечно, не предала, а с удовольствием Пряла пряжу, сплела прекрасные носки всей семье и радовалась, что такие красивые, тёплые и удобные носки... Был с этими братьями Т. и тот же пресловутый "гордец" Л. тоже был с ними! Сам напросился в банду, которую организовал И. ... Мол, конечно, согласен, и я с вами... Таких, как братья Т. есть среди любого народа. Менее одного процента, но есть. Хотя на самом деле и в Карагаче много людей, которые неспособны сделать добро другому человеку... Украсть овцу у несчастного дряхлого старика! Вот тебе и : я ворую, потому что мне нечего есть... "Для нас все одинаковые, и богатые, и бедные, можно украсть - укради!" Лишь бы риск был минимальным. Не лезь только тогда, когда знаешь, что поймают и посадят... Так что этот Л. воровал отнюдь не потому, что ему было нечего есть. Как-никак шофёр в колхозе, какую-то зарплату получал. Большинство зарабатывали не больше, а ведь всё равно не воровали, тем более - у людей. Или - то, что рабочий - видимость, иллюзия? Конечно, профессия - не прикрытие, но...Увы, далеко не все рабочие дорожили своей рабочей честью, иных даже раздражали такие слова...
  И некий И. Ф. давно вступил в их банду... Мелкие воришки, но разве пострадавшему от этого приятнее?.. До того этот И. Ф. вместе с братьями Т. участвовал в краже кур у некой бабки... После этого братья Т. и поверили, что И. Ф. - "свой человек"... Тоже стал членом этой сельской банды, как и Л. ...
  И местный милиционер не нашёл воров ни кур, ни овцы!.. Он, увы, оказался не таким проницательным, как баба Ванга...
  При Горбачёве вообще обнаглели, терроризировали село. Могли зимой, в холодном январе, вертеться часами в каком-нибудь дворе, где жила незамужняя девушка,- попугать, так сказать. А робкие хозяева боялись выйти. Кто знает, кто такие и что им надо?.. А что им надо? Может, девушка выйдет в туалет и дать по голове?.. Или - есть у человека мотоцикл, может, вертелись, чтобы украсть, но не вышло: побоялись шуметь, начнутся крики... Вот что значит, подлецы!.. 
  Или рабочие не являются носителями высших нравственных ценностей?.. Были же такие, в глуши, что шли на преступление и из-за убогости интересов, и из-за того, что уверовали в свою безнаказанность? Если человек для них и в местном общественном мнении является второсортным, ниже них в карагачской иерархии, то почему бы не унизить? К такому все относятся с открытым пренебрежением, отверженный, и всё. И, естественно, и они его отвергают. А, может, как и все недалёкие люди, и не думают о последствиях?.. Дураки, умственно ограниченные дураки с посредственными интересами, но с преступными наклонностями. Просыпаются самые низменные инстинкты, люди превращаются в животных...
  Нравственность и в наше время по-прежнему хромает у всех людей (или у большинства), выше и лучше, чем при социализме - не стала!Ели у вас нет хотя бы крепких кулаков, смелого и сильного мужчины в доме, а ещё лучше - ружья, и если у вас есть что украсть ворам, вообще такое (например, молодая симпатичная девушка), из-за чего стоит рискнуть, то вас и в наше время всё равно рано или поздно обворуют или сделают вам большую пакость. Добропорядочные люди села ещё при позднем Брежневе и тем более при Горбачёве ужасались тому, как низко пала нравственность людей, как все люди "стали злые, как собаки", но с тех пор... при  "при фермерах", при частной собственности, которая, как говорили по телевизору, должна была "всё расставить на свои места" изменений в нравственности в лучшую сторону не произошло...