Присяга Лжедмитрия польскому королю Cигизмунду

Сергей Дюнан
Из цикла Русская история в живописи.
              "Смутное время"   

   Неврев Николай Васильевич. 1830–1904
   ПРИСЯГА ЛЖЕДМИТРИЯ I ПОЛЬСКОМУ КОРОЛЮ СИГИЗМУНДУ III
   НА ВВЕДЕНИЕ В РОССИИ КАТОЛИЦИЗМА. 1874.
   Холст, масло. 142х112

       Художник обратился к эпизоду, предшествующему польской интервенции в Россию в начале XVII века. Посол Папы Римского Клавдий Рангони представляет Лжедмитрия как наследника русского престола польскому королю Сигизмунду III в Вавельском замке в Кракове 15 марта 1604 года. Король признал Лжедмитрия наследником и на выгодных для себя условиях оказал ему поддержку. В ответ Самозванец пообещал после вступления на престол отдать Польше часть русских земель, а также способствовать распространению в России католической веры.       На картине изображен момент, когда Лжедмитрий, уже признанный Сигизмундом, вместе с Рангони прощаются, покидая короля.
       Неврев как художник реалистического направления стремился к точности в изображении костюмов, подробностей быта, места действия. Интерьер напоминает «сценическую площадку», и каждый персонаж в своей роли: Рангони в почтительном поклоне, однако взгляд, устремленный на короля, серьезен, без подобострастия; Самозванец, приложив руку к груди, как бы подтверждает свою клятву. Жест короля – приподнятая шляпа – любезность с оттенком удовлетворения этим договором.
       Эта картина на выставке Московского общества любителей художеств 1874 года была удостоена первой премии, ее приобрел известный коллекционер Сергей Михайлович Третьяков, один из основателей Третьяковской галереи.
Поступление. В 1886 в дар от С.М. Третьякова (Москва) (Саратовский художественный музей). 

     Автор изобразил сцену подписания договора о признании Лжедмитрия I законным претендентом на русский трон. В торжественной позе, высоко подняв над головой шляпу, застыл польский король, у ног которого прилегла собака. Лжедмитрий, приложив руку к груди, приветствует Сигизмунда III. Перед государем сгибается в почтительном поклоне папский посланник при польском дворе Рангони. Надменен профиль польского короля, церемонно и торжественно раскланивающегося с Лжедмитрием. Строг и аскетичен его черный костюм с белоснежным гофрированным воротничком и золотой цепью, на которой лучик света выхватил зеленый огонек изумруда.

     Лжедмитрий облачен в нарядный кафтан, подбитый дорогим мехом, на поясе висит богато украшенное оружие. Легкая небрежность позы самозванца контрастирует с чопорным обликом и некоторой экзальтированностью его визави. Лжедмитрий внешне спокоен и как бы равнодушен к происходящему. Но его некрасивое лицо внимательно и сосредоточено. Большие светлые глаза пристально и изучающе смотрят на Сигизмунда. Хитрость, холодный трезвый расчет и некоторый испуг читаются в этом взгляде. Подобострастно и угодливо внимает государю папский нунций, подготовивший эту встречу. Его согнутая фигура исполнена напряженного ожидания результата сделки.

     Действие разворачивается в комнате с высоким сводчатым потолком, напоминающей внутренние покои готических замков. На стенах - светлые обои с королевским вензелем (представляющим собой заглавную букву "S"), в углу у входа - шкаф-кабинет, украшенный резными фигурками сфинксов и воинов, на нем виден аналогичный вензель, на стене - изображение мадонны с младенцем в богатой раме. Несколько массивных стульев и стол, покрытый тяжелой узорной скатертью, довершают обстановку.
     На столе среди книг в кожаных переплетах, бумажных свитков, подсвечника, сияющего мягким блеском письменного прибора - документ договора, ради которого и собрались все действующие лица. Встреча, видимо, была довольно краткой, и все ее участники пришли в эту комнату совсем ненадолго - об этом говорят брошенный впопыхах на стул плащ Сигизмунда и неплотно запертая дверь.

     В середине 70-х годов XIX в. в Москве появился проект организации Русского исторического музея, который предполагалось "украсить картинами из Отечественной истории". Археолог А. С. Уваров пригласил Н. Неврева принять участие в конкурсе на историческую картину и предложил ему сюжет из жизни русского князя XIII в. Романа Галицкого. Художник увлекся новым для себя жанром - историческим, но сюжет для произведения выбрал другой. В этом же году, на выставке Московского общества любителей художеств работа получила первую премию. В 1885 г. ее купил Сергей Михайлович Третьяков, брат основателя знаменитой галереи, и подарил ее впоследствии Радищевскому музею. В 1881 г. в Петербурге и Москве работала IX передвижная выставка.
     В протоколе очередного собрания Товарищества передвижных художественных выставок есть запись: "Рассматривая состав выставки и найдя в числе экспонентов такие произведения, как "Казнь стрельцов" молодого художника В. И. Сурикова и работы известного в Москве художника Неврева Н. В., решили предложить им звания и права члена Товарищества передвижных художественных выставок, о чем и поручено довести до сведения названных художников". Среди работ Неврева на этой выставке была и картина с названием "Признание Лжедмитрия Сигизмундом", оказавшаяся впоследствии в Радищевском музее.
     Композиция работы предельно проста, линейна, центрична, лишена глубокого пространства. Все фигуры сосредоточены на переднем плане, расположены на одной прямой и слегка развернуты к центру.
     В комнате царит полумрак. Свет, падающий из невидимого источника, четко обрисовывает строгий силуэт Сигизмунда и подчеркивает контрастные тона в одеждах Лжедмитрия и Рангони. Колорит картины основан на гармоничном сочетании и ритмичном повторении малиновых, красных, голубовато-зеленых и золотистых тонов. Цвета красивы и насыщенны, но их звучание приглушенно и сдержанно.

     Большое внимание художник уделяет обстановке, предметной среде, костюму. Увлечение бытом прошлого характерно для исторической живописи 60-70-х гг. XIX столетия. Несомненно, это было следствием, как развития исторической науки, так и установления особой роли бытового жанра в искусстве того времени. Неудивительно, что Н. В. Неврев, долго занимавшийся бытовой живописью и получивший здесь заслуженное признание, привнес ее черты в свои полотна.

     Автор ввел изображения египетских сфинксов в интерьер кабинета вопреки исторической правде: египетские древности широко были открыты Европе в XIX столетии, после походов Наполеона в Египет. Поэтому шкаф с подобными украшениями не мог оказаться в покоях польского короля, правившего двумя веками раньше. Видимо, автор хотел передать символическое значение данного изображения. Возможно, Неврев намекает на то, что Сигизмунд III увлекался коллекционированием художественных ценностей и всяческих редкостей (в т. ч. и египетских мумий).

     Современники отмечали особенно пристальное внимание художника к подробностям быта изображаемой эпохи, его стремление в археологической точности и правдивости. Интерьер, обстановка, костюмы играют в его картинах важную роль, сообщая им убедительную достоверность. Однако нельзя сказать, что Неврев воссоздал интерьер королевских покоев доподлинно - скорее всего, он воспользовался исторической типологией. К примеру, за основу для создания изображения шкафа автор берет флорентийский бюро-кабинет XVII в., украшенный бронзовыми фигурками, накладными орнаментами и вставками из мрамора, мозаики и цветного стекла. Нет никаких свидетельств того, что Николай Васильевич посещал Вавельский замок. К тому же во второй половине XIX в. последний был очень сильно разрушен и представлял собой одни руины. Поэтому художник не мог на практике познакомиться с исторической обстановкой, существовавшей в покоях короля Сигизмунда.

    Детальная иллюстративность, предельная конкретизация исторического события, сведение его к частному эпизоду в исторических произведениях Неврева вызывали негативную реакцию критиков. Конечно, он не обладал глубиной исторических прозрений В. И. Сурикова. Персонажи его исторических картин подчас условны и театральны. Их позы несколько напыщенны, а жесты утрированны. Здесь возникает ощущение некой мизансцены, представления, разворачивающегося на глазах у зрителя.

    И это не случайно, ибо историческая живопись искони была близка театру своими "постановочными эффектами", особым сценическим решением картинного пространства, заданностью характеров. Ведь именно в театре черпали свое вдохновение многие создатели исторических полотен. Неврев также остается в русле этой традиции, увлекается пластикой фигур и жестов, но при этом привносит в работу и конкретные психологические характеристики персонажей.

     Внимательно и вдумчиво раскрывает перед нами художник страницы прошлого, стараясь не упустить ни одной подробности, передает напряжение и драматизм момента, сложность и разнообразие характеров и настроений, красоту старинного интерьера, заставляя погрузиться в таинственную атмосферу прошедших столетий, почувствовать неповторимый аромат далекой исторической эпохи. Широкой публике Н. В. Неврев больше известен как автор произведений жанрового характера. Работа из собрания Радищевского музея убеждает, что это был и талантливый живописец исторического жанра.
    Использованы материалы: http://school-collection.iv-edu.ru

    Источник: https://terranova2017.livejournal.com/1282510.html

___________________
Рекомендуем прочитать:
     "Смутное время"


«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год)
http://www.proza.ru/2020/10/18/1911

Дмитрий Самозванец у Вишневецкого
http://www.proza.ru/2019/09/25/954

Присяга Лжедмитрия польскому королю Cигизмунду.
http://www.proza.ru/2019/09/25/1218

«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»
http://www.proza.ru/2020/10/19/20

Тушинский лагерь. С. В. Иванов. «В Смутное время»
http://www.proza.ru/2020/10/18/1896

Прибытие Дмитрия Самозванца (Тушинского вора) в Калугу после бегства из Тушина.
http://www.proza.ru/2020/10/18/1840

Осада Троице-Сергиевой Лавры в Смутное время
http://www.proza.ru/2020/10/18/1873