Николай Евгеньевич Лансере. 1879-1942 гг

Ирина Емельянова 2
Николай Евгеньевич Лансере – замечательный архитектор, художник, историк архитектуры. После революции три года жил с семьёй в Ростове на Дону. Побывал и у нас в Старочеркасске. В Старочеркасском музее хранятся его работы: фотографии, чертежи и две акварели.

Н. Е. Лансере родился 14 (26) апреля в г. Санкт – Петербурге. Его отец, известный скульптор Евгений Александрович Лансере, был внуком оказавшегося в плену  французского офицера, участника войны 1812 – 1814 гг. и его жены, балтийской немки, баронессы Таубе.

Евгений Александрович выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы. Изображал преимущественно животных, а так же сценки из быта русских крестьян и народов Кавказа и Средней Азии, в которых проявлял большую наблюдательность и мастерство передачи жестов людей и повадок животных.
Так же он скульптурно оформлял произведения декоративно – прикладного искусства (чернильницы, подсвечники и др.)  Ряд работ Лансере был предназначен для тиражирования на Каслинском чугунолитейном заводе.
В Старочеркасском музее – заповеднике хранятся две скульптуры, изготовленные по моделям Лансере - старшего. Это «Прощание казака с казачкой» и «Джигитовка»

Мать его или по домашнему  Катишь, урожденная Бенуа, происходила из знаменитой семьи художников и архитекторов. Его прадедам со стороны матери был Альберт Катеринович Кавос, строитель Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. Дед его Николай Леонтьевич Бенуа был академиком архитектуры. Архитектором и профессором был его дядя Леонид Николаевич Бенуа. Другой дядя известен как модный в своё время акварелист. Младший из братьев матери Александр Николаевич Бенуа – крупный русский художник, историк и критик искусства. Законодатель художественных вкусов на протяжении многих лет.

Родители Николая поженились по любви в 1874 году. Прожили они вместе 12 лет, до 1886 года, когда умер от чахотки отец – Евгений Александрович. Екатерина Николаевна, которой на момент смерти мужа было всего 36 лет, оставалась верной ему до конца своей жизни, отвергнув несколько предложений и оставшись одна с шестью детьми. Самому младшему еще не исполнилось и 2-х лет.

Сказать, однако же, что их роман был счастливым, тоже нельзя. Евгений Лансере был с самого начала «обречённым человеком», у него ещё в конце 30-х годов обнаружили туберкулёз. Сам характер у отца был тяжёлым, и существование с ним было не лёгким. Тут многое было от болезни, но многое от сознания того, что он недостаточно оценён как художник, что он по рукам связан заботой о благосостоянии своей семьи, что он находится в, своего рода, порабощении у бронзовщика Шопена, заставлявшего его пробавляться мелкими вещицами и не позволявшего ему развернутся.

Дядя Николая Лансере Александр Николаевич Бенуа часто бывал у них в имении в Нескучном, недалеко от Харькова. И всегда заставал Евгения Александровича сидящим в глубоком кресле у самого окна и занятого отделкой очередной статуэтки. Был он исхудалый и согбенный с совершенно прозрачными пальцами и казался глубоким стариком. Работал он часами без перерыва, не выпуская из рук очередной фигурки лошади или человека.

Старший брат Евгений Евгеньевич известен главным образом как иллюстратор и оформитель книг, автор классических иллюстраций к произведениям Л.Н. Толстого «Хаджи Мурат», «Казаки», был так же рисовальщиком и акварелистом, художником и мастером станковой картины разных жанров, от исторического до портретного. Долгие годы отдал  педагогической деятельности, преподавал во Всероссийской Академии художеств. В 1943 году был удостоен звания лауреата Сталинской премии и награждён орденом Трудового Красного знамени. В 1945 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР. Скончался Е.Е. Лансере в сентябре 1946 года.

Младшая сестра Николая Евгеньевича Зина, в замужестве Серебрякова, тоже стала известной художницей и, так же как и брат связала свою жизнь с искусством.

Когда умер отец, Николаю Евгеньевичу было всего 7 лет. Осиротевшая семья поселилась в Петербурге в большой квартире деда Николая Леонтьевича Бенуа. Все эти годы Николай Лансере находился под воздействием высокой художественной культуры, которой была насыщена вся атмосфера этого дома.

В доме деда Бенуа рисовали все, от мала до велика. В семье было традицией дарить друг другу в дни рождения и именин свои рисунки. Лучшие из них вешали на стены рядом с подлинными произведениями искусства. И вполне закономерно, что внуки – двое, Евгений и Зинаида – стали известными живописцами, а третий, Николай, пошёл по стопам деда – стал архитектором. Решение стать архитектором сложилось у Николая Лансере в последнем классе гимназии.

После окончания в 1897 году гимназии Николай Лансере совершил образовательную поездку по городам Германии и Швеции со своими двоюродными братьями, сыновьями Альберта Николаевича Бенуа. Исполненные там зарисовки отдельных зданий и архитектурных фрагментов свидетельствуют о незаурядных способностях юноши.

Со следующего 1898 года Лансере студент архитектурного отделения Высшего художественного училища Академии художеств. Учёба продолжалась до 1904 года. Это был напряженный период в истории русской культуры. В это время художественная жизнь России отличалась поразительной многоликостью, разнохарактерностью творческих направлений и острой полемикой между ними.
В дипломной работе Н.Е. Лансере предстал как талантливый архитектор, вполне овладевший основами композиционного мастерства, знаток исторических стилей и блестящий график. Тонкая изящная прорисовка архитектурной детали и скульптурного декора в сочетании с изысканными нюансами  живописи (прозрачной отмывкой тушью и акварелью нежных тонов) помогали убедительно раскрыть задуманный образ здания.

Окончив в 1904 году Академию художеств и получив звание архитектора – художника, Николай Евгеньевич на два года уезжает в Москву. Там он много рисует и фотографирует старинные архитектурные памятники Москвы и её окрестностей. В бурные революционные годы он близко соприкоснулся с рабочей средой и, подружившись с некоторыми рабочими, оказывал им в дни восстания на Пресне посильную помощь – прятал у себя оружие и разносил его по баррикадам. В 1907 году вместе с женой Еленой Казимировной Подсендковой Лансере выехал из Москвы в Петроград.

Здесь у него начинается самостоятельная творческая деятельность: участвует в архитектурных конкурсах, разрабатывает проект здания реформаторской школы с интернатом и проект епархиального женского училища в Курске.
В 1907 году при обществе архитекторов - художников была образована комиссия по изучению и описанию старого Петербурга, сразу же приступившая к организации специального музея. Лансере принимает активное участие в организации музея и, в частности, исполняет обязанности секретаря. Помогает в формировании фондов музея и их систематизации. Для пополнения кассы музея продаёт несколько своих акварелей

Лансере так же занимается исследованием по истории архитектуры, основанными на впервые привлечённых документальных материалах, много публикует статей в журнале «Старые годы», выступает с докладами.

Николай Евгеньевич был очень разносторонний человек. Скрупулёзно работал над отделкой интерьеров, принимал участие в разработке ряда проектов промышленного значения. Особой страницей деятельности Лансере является его работа над проектами памятников выдающимся деятелям России. Так же разрабатывает эскизные проекты мебели и предметов прикладного искусства. Разнообразны и красивы по форме и орнаменту серебряные кубки, выполненные по заказу Министерства двора в 1913 году. С того же года началась и педагогическая деятельность Н.Е. Лансере в качестве профессора архитектурной композиции на Высших женских курсах Богаевой.

В бурные революционные годы архитектурно – строительная деятельность замирает, вместе с тем возникает много новых проблем. Особое значение приобретает работа по охране исторических архитектурных ценностей, всегда близкая душе Лансере. В начале марта 1917 года Николай Евгеньевич присутствовал на совещании работников искусств, созванном М. Горьким в его квартире с целью выработки предложений по охране памятников искусства.
После обращения так называемой «Комиссии Горького» в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и к Временному правительству, газета «Известия» публикует 8 марта 1917 года воззвание о сохранении произведений искусства, как воплощения духовной силы народа и его предков.

Н.Е. Лансере активно участвует в работе комиссии, получившей официальное название «Особое совещание по делам искусства». Вместе с А.Н. Бенуа, Г.К. Лукомским, В.Н. Аргунским – Долгоруковым, К.С. Петровым – Водкиным и др. он выезжает в бывшие царские загородные резиденции (Петергоф, Царское село, Гатчину) для обследования состояния дворцов и принятия мер по их охране. Он участвовал в комиссии по перемещению предметов искусства из дворцов в музеи.

В сентябре 1917 года Лансере вывез свою семью (жену и двух маленьких детей) из голодного и холодного Петрограда на юг России. Шестого октября он один вернулся в родной город и периодически навещал семью, живущую в Ростове на Дону. Революцию он встретил в Петрограде и, как и вся русская интеллигенция, воспринял её с удовлетворением и надеждами на изменения в России.

Гражданская война помешала Николаю Евгеньевичу вернуться в Петроград из Ростова, куда он приезжал в очередной раз навестить свою семью.

В 1919 году в Ростове жила группа крупных деятелей искусства: художники Мартирос Сарьян, Евгений Лансере, архитекторы Марк Григорян, Андрей Оль и Николай Лансере. Многие из них были привлечены художницей Магдалиной Шагинян к работе в организованной ею районной художественной школе. Лансере читал лекции по истории архитектуры и изобразительного искусства слушателям Донского археологического института. Не оставляло его и постоянное беспокойство о защите от разрушений исторических памятников зодчества.

Вот как он сам пишет о своей работе в Ростове своему «дяде Шуре» А.Н. Бенуа 28 мая 1920 года
 «…Работаю много, т.к. здесь та же картина, как и в Питере: нужно занимать несколько должностей и работать весь день, что бы как–нибудь заработать на пропитание. Так я служу в Совнархозе, затем преподаю в художественной школе, имею кое-какие небольшие заказы: делаю эскизы для театральной мастерской…»

В другом письме от 1 августа 1920 года он пишет следующее: «…Я по-прежнему работаю в Донсовнархозе в качестве архитектора по городскому и сельскому строительству в отделе проектирования.
Сочинил ряд проектов жилых домиков «для семей трудящихся» на 3-5-7 человек. Сделал проекты исполкома и народного суда, народного дома и театра. Составил эскиз здания чайной для матросов на набережной Дона. Редко-редко перепадают жалкие заказы, вроде обложки календаря, написание лозунга на знамени, за которое получить деньги надо добиваться месяцами.

Представил я здесь в Наробраз записку о необходимости «зафиксировать» в рисунках, обмерах и фотографиях старинные домики и здания Нахичевани и Ростова. Произвел уже около 25 снимков. Есть мотивы очаровательные, а вообще все домики своеобразные, со специальными приёмами в планах и фасадах, очень «архитектурны», хоть и скромны по провинциальному.

Проектируемое мной «зафиксирование» имеет значение не только для местного края, но и вообще – такой бы альбом издать (пригодилось бы и для Грабаря)».

Осенью 1919 года Лансере побывал и в Старочеркасске. Провёл он здесь 2 дня. В этом же письме к своему дяде он пишет: «…Рядом в Старочеркасске есть целый ряд церквей XVIII века с чудесными иконостасами, несколько домиков с кафельными узорными печами, надгробные памятники…»

Как я уже упоминала, в фондах Старочеркасского музея хранятся две его акварели, фотографии и чертежи. Вся эта коллекция была приобретена музеем в 1988 году в Ленинграде у родственников Лансере. Уникальность данной коллекции состоит в том, что многие из домов, запечатленных на его рисунках и фотографиях, до наших дней не сохранились. Так же интересна фотография с изображением внутреннего убранства Преображенской церкви. Это, можно сказать, единственная фотография с изображением иконостаса этой церкви, построенной в 1751 году.

 Интерес представляют и две его акварели с изображением Домовой церкви. Сначала был сделан набросок этой церкви, а позже, по этому черновому эскизу, был выполнен акварельный рисунок. Вот именно этот рисунок был представлен на выставке в Нью-Йорке в 1923 году. На оборотной стороне рисунка рукой Николая Евгеньевича на английском языке написано название работы,  имя автора и дата.

В  Государственном архиве Ростовской области хранится документ от 23 марта 1921 года. Это протокол заседания Совета секции музеев и охраны памятников искусства и старины. На этом заседании в числе прочих присутствовали М.С. Сарьян, Н.Ф. Лаврский и Н.Е. Лансере. Седьмым по очереди вопросом стоял доклад Яктомовича об устройстве архитектурной экспедиции по Ростову, Нахичевани Новочеркасску, Старочеркасску и Азову. Предлагалось для обследования Старочеркасска пригласить Лаврского. И уже в июне этого же года Лаврский выступал на заседании коллегии с отчетом о проделанной работе и с предложением открытия в Старочеркасске музея, придав ему исторический, бытовой и естественно - исторический характер.

 Таким образом, можно считать, что Лансере стоял у истоков нашего музея и является одним из основателей первого музея им. Степана Разина в станице Старочеркасской, который был открыт в 1923 году. А уже в 1970 году по инициативе Шолохова был образован Старочеркасский историко-архитектурный музей заповедник.

Лансере очень скучал по дому, по родному Питеру. И только в 1922 году Николаю Евгеньевичу удалось вернуться в родной город. Начался новый плодотворный этап его научной и творческой деятельности. Его приглашают на работу в Государственный Русский музей в качестве  хранителя историко-бытового отдела. Главными направлениями деятельности были: формирование научного архива, собирание историко-бытовых памятников, организация выставок.

Как и раньше научная работа Николая Евгеньевича сочетается с практической деятельностью. В то время одной из важнейших социальных задач советского государства стало улучшение бытовых условий жизни рабочих. В 1922-23 гг. Лансере разрабатывает конкурсные проекты  планировки и застройки рабочего поселка для грозненских нефтяных промыслов, жилых домов для горнорабочих Донбасса и рабочего посёлка в Москве.

Николай Евгеньевич так же участвует в конкурсных проектах общественных зданий. В 1922 году участвует в конкурсе на проект Всероссийской выставки сельскохозяйственной и кустарной промышленности в Москве и в 1923 году на проект столичного Дворца труда. Представленные на эти конкурсы проекты выявили различия между петроградской  и московской архитектурными школами и, в конечном счете, предопределили творческую направленность советской архитектуры на ближайшее десятилетие.  В 1929 году Лансере был удостоен премии (поощрительной, так называемым «Почётным отзывом») за проект памятника Христофору Колумбу.

Лансере- архитектор неотделим от Лансере-художника. Рисование было насущной потребностью его души, как бы ни был Николай Евгеньевич занят архитектурной работой, загружен служебными  и общественными обязанностями.  Не проходило ни одного дня, когда бы он что-нибудь не зарисовал в своём карманном альбомчике, с которым никогда не расставался. На обложках многочисленных таких альбомчиков было написано: «Nulla dies sine linea» (ни одного дня без линии). В них отражены все происходившие, даже незначительные, события, все местности, где приходилось бывать или просто проезжать. Эти альбомчики являются своеобразными графическими дневниками; если рассматривать их в хронологическом порядке, вся жизнь Лансере пройдет перед глазами зрителя.

В тяжёлое время довелось жить и работать Н.Е. Лансере. Революция, гражданская война, разруха и голод. На фоне огромного трудового подъёма, бурного роста промышленности, градостроительства много негативного и даже трагического происходило в России в то время. Судьба Н.Е. Лансере-это судьба многих его современников.

2 марта 1931 года его арестовали, 19 января 1932 года осудили Коллегией ОГПУ по ст. 58, ч. 6 и 11 Уголовного кодекса РСФСР за шпионаж в пользу Франции.
Основанием для ареста был донос, а поводом для доноса – работа Лансере на Северной верфи в 1925-28 гг. над художественным оформлением интерьеров торговых судов совместно с французским архитектором Жесселем, с которым они общались, естественно, на французском языке. Оба архитектора были приговорены к высшей мере наказания.  Для Н.Е. Лансере расстрел был заменён 10 годами лагерей. В действительности же его поместили  в «архитектурную шарашку» - особое конструкторско-техническое бюро технического отдела НКВД.  Все сотрудники бюро, отбывая разные сроки, работали по своим специальностям на «особо секретных объектах».

Список работ Н.Е. Лансере за время работы в бюро (с июля 1931года по 28 июня 1935 года) занимает почти две страницы. Среди них проекты отделки кабинетов Наркома внутренних дел и зала заседаний в Кремле, проекты фасадов административного здания на Литейном проспекте, реконструкция Конногвардейского манежа под гараж ОГПУ, проект внутренней отделки правительственной дачи на Каменном острове (15 комнат и эскизы мебели); кроме того, архитектурные проекты здания горячего цеха алюминиевого завода в Волховстрое, дома отдыха ГПУ в Хосте, жилых домов для сотрудников того же ведомства на Пироговской  Набережной в Москве, проекты отделки интерьеров парохода «Севастополь», яхты и катера по заказу ЦК компартии Абхазии.

Даже не полный перечень проектов, из которых почти все были осуществлены, свидетельствует о том, что власти особенно ценили мастерство Лансере в отделке интерьеров. При этом благодаря обязательному участию архитектора в «закрытых» архитектурных конкурсах, результаты которых публиковались в открытой печати, складывалось впечатление, что архитектор находится на свободе и ничего особенного в его жизни не происходит.

Однако тогда с расправой решили повременить из-за многочисленных ходатайств о пересмотре дела и освобождении Н.Е. Лансере, в том числе от весьма влиятельных и уважаемых людей, с мнением которых ещё приходилось считаться.
Сыграла свою роль и смена наркомов внутренних дел: вскоре после того, как место арестованного Г. Ягоды занял Н.И. Ежов, часть незаконно осуждённых граждан была выпущена на свободу – впрочем, весьма ненадолго… Среди досрочно освобождённых оказался и Лансере. Повторно его арестовали через три года.

Семья Лансере всё это время жила под пристальным вниманием со стороны НКВД: регулярные ночные обыски, поиски в квартире оружия, разорение библиотеки и архива, временные задержания без предъявления обвинения.

22 мая 1938 года Н.Е. Лансере был арестован и снова обвинён в шпионаже. Не выдержав пыток на допросах, Н.Е. Лансере подписал протокол со всеми предъявленными ему обвинениями, после чего был осуждён на пять лет лагерей и отправлен из Ораниенбаума в г. Котлас Архангельской области, где находился этапно-пересыльный пункт ГУЛАГа.

Только на ходатайство его брата Е.Е. Лансере был дан ответ из Главной военной прокуратуры: «Дело Вашего брата пересматриваться не будет, т.к. он осуждён правильно. Военный прокурор Главной Военной прокуратуры – Колосова».

По дороге в Котлас Н.Е. Лансере сумел бросить в расщелину в полу «столыпинского» вагона треугольник – письмо, в котором сообщал родным название станции, где он мог рассчитывать повидаться с сыном перед отправкой в лагерь. И ведь нашлась добрая душа: кто-то подобрал записку и, переписав адрес на обычный конверт, отправил письмо в Ленинград.

На станцию Котлас эшелон с заключёнными прибыл 22 июля. Сын Алексей не сразу узнал отца в бегущем к нему вдоль вагонов седом и беззубом старике с торчащими в стороны ушами. Как оказалось, добиваясь признания, следователи били Николая Евгеньевича по ушам тяжёлыми томами «Истории русского искусства»  Грабаря из его же домашней библиотеки. Здесь же в Котласе, 8 августа 1939 года произошло последнее свидание с сыном Алексеем, 16 августа того же года – с женой Еленой Казимировной.

В семейном архиве сохранилась переписка того времени. В одном из писем Николай Евгеньевич просил сообщить, как получить краски для фресковой живописи. Выяснилось, что из-за болезни сердца использовать Лансере на общих работах было невозможно, его поставили на роспись стен в старом храме, приспособленном под клуб.

С началом Великой Отечественной войны и наступления фашистов, из-за опасности захвата северных лагерей, заключённых пешим ходом перегоняли вглубь России. Более половины при этих переходах погибло.

Николай Евгеньевич был очень слаб, не было сил идти пешком. Некоторое время Лансере несли на руках. Об этом рассказал человек по имени Николай, который сопровождал колону. Он не был заключённым и не охранником – вероятно сотрудник НКВД. В конце 1950-х годов он разыскал семью и поведал вдове об этом последнем этапе Н.Е. Лансере.

Каким – то чудом колоне удалось дойти до Москвы, где заключённым был дан отдых. До Саратова их везли уже в товарных вагонах. По прибытии в Саратов заключённых сразу загнали в баню. Николай Евгеньевич стал задыхаться, у него начался сердечный приступ. Его вынесли на воздух и успели отправить в тюремный госпиталь, где 6 мая 1942 года, не приходя в сознание, он скончался. Похоронили Н.Е. Лансере в Саратове на тюремном кладбище.

Спустя 15 лет после того справедливость в отношении имени Н.Е. Лансере была восстановлена. В справке от 5 ноября 1957 года, выданной вдове Военным трибуналом Ленинградского военного округа, говорится: «Дело по обвинению гражданина Николая Евгеньевича Лансере 1879 года рождения, уроженца г. Ленинграда, арестованного 2 марта 1931 года, … пересмотрено Военным трибуналом ленинградского военного округа 4 ноября 1957 года».

В 1986 году в Ленинграде вышла в свет монография об Н.Е. Лансере, где о последних, трагических годах его жизни написано следующее: «В 1938 году архитектурная деятельность Николая Евгеньевича трагически оборвалась. Он скончался в Саратове 6 мая 1942 года».

Николай Евгеньевич Лансере принадлежал к той славной плеяде русских зодчих, творчество которых представляет собой сплав архитектуры, живописи, науки, педагогической и общественной деятельности, оставаясь при этом идеалом человеческой личности: человеком большого ума, таланта, сочетавшегося с предельной скромностью и моральным совершенством.





Список используемой литературы.

1. Бенуа А.Н. «Мои воспоминания» кн. I, II, III, изд-во Наука, Москва, 1980 г.
2. БСЭ, т. 14, Москва,  изд-во «Советская энциклопедия», 1973 г.
3. Кравченко К. «Е.Е. Лансере», государственное изд-во «Искусство»,  Москва, 1946 г.
4. Оль Г.А. Лансере Н.Н. «Н.Е. Лансере», Ленинград, стройиздат,  Ленинградское отделение, 1986 г.
5. www. сentre. sms. ru Биография Е.Е. Лансере.