Дом и усадьба как традиция частной жизни

Александр Шуринов
Русская усадьба достаточно сложное образование и роль её в жизни русского общества недостаточно изучена. Сегодня мы часто слышим доклады и сообщения об архитектурных особенностях усадьбы, садах и парковых зонах. В немалой степени исследовано влияние усадебного образа жизни на творческую деятельность русских писателей и поэтов, учёных и театральных деятелей.
На наш взгляд, сам феномен русского усадебного образа жизни обстоятельно и целостно не исследован. Между тем условия для такого целостного и системного исследования и подхода уже имеются. Этими условиями следует считать изучение семейно-родовой культуры русского общества.
Семья и семейно-родовая культура всегда играли и играют сегодня в жизни русского общества ключевое значение. Между тем, их роль долгое время не осознавалась обществом, как мы не осознаём, скажем, роль воздуха в нашем дыхании. Процессы семейно-родового взаимодействия происходят естественно и непрерывно в течение веков, что, безусловно, мешает их осмыслению и исследованию. Тем не менее, если подходить к исследованию человеческого сообщества с позиции системности и особой сложности объекта, обойтись без признания исключительной важности института семьи нельзя. Дело в том, что семья играет не только определяющую роль в создании трудовых ресурсов для общества или является достаточно простой экономической ячейкой потребления общества, о чём твердят многие современные исследователи-экономисты. Человеческая семья – это сложнейший механизм многофункционального возобновления общества, который был сформирован в течение десятков, если не сотен, тысячелетий. К задачам или функциям института семьи мы можем сегодня в первую очередь отнести следующие:
- функцию биолого-репродуктивного возобновления общества (народонаселения);
- функцию социального возобновления общества;
- функцию духовно-нравственного возобновления общества.
Функция биолого-репродуктивного возобновления общества включает в себя передачу следующему поколению репродуктивного здоровья, включающего не только способность к зачатию, но и таких важных способностей как способность к вынашиванию плода в дородовой период, способность к собственно здоровым родам, способность к материнскому вскармливанию и выхаживанию младенца и многие другие способности. Проявления ущербности в биолого-репродуктивном здоровье общества сегодня связаны не только с общим экологическим неблагополучием, о котором непрерывно извещают нас СМИ. Немаловажную роль в возникновении и развитии неблагополучия в этой сфере играют нарушения функций социального и духовного возобновления. Отсюда истоки отказа родителей от исполнения родительского долга, преступления родителей против детей, и соответствующая беспризорщина и детдомовщина. Во всех этих случаях дети лишаются преемственности в обладании наработанным социальным и духовным опытом предков.
В этой связи и возникает недостаточное внимание основной части наших российских семей к своему репродуктивному здоровью. Заметим, что такого никогда не было в усадебной жизни. Напротив, рожать детей и выхаживать младенцев ехали в деревню. И этот опыт неплохо было бы восстановить.
Сегодня важнейшим недостатком является отсутствие каких-либо рекомендаций по сохранению и преумножению репродуктивного здоровья у детей в семье с раннего возраста. Прежде такого рода опыт и сведения передавались в семье от старших поколений к младшим: от отцов и дедов к сыновьям и внукам, от матерей и бабушек к дочерям и внучкам. Безусловно, это удобно было делать во время усадебной жизни, прогулок и бесед. Сейчас в силу известного разобщения поколений такой опыт во многом утрачен.
Функция социального возобновления общества заключается в формировании у каждого следующего поколения способности к индивидуальному труду, способности к коллективному труду, способности к разумному и социально ответственному действию, способности к защите семьи, своего дома и Отечества, способности постоять «за други своя» не только словами, но и реальными делами: силой, умением, военной сноровкой.
К сожалению, приходится констатировать сегодня в обществе общее отрицательное отношение к труду как таковому. Общественно-полезный труд не оценивается должным образом, а многообразные посреднические отношения, неадекватная оплата трудовых затрат девальвируют это понятие.
Между тем истоки позитивного отношения к труду закладываются в семье.
Особенно отрицательное отношение сформировано в общественном мнении к физическому труду. Последнее не может не вызывать тревоги у педагогов и особенно у педагогов православных. Современными исследованиями показано, что монотонный физический труд (как и усердная молитва!) способствует развитию подсознания и, таким образом, развивает творческое мышление индивида. Именно таким трудом занималось всё крестьянство, а затем рабочее население страны. В ряде случаев такой труд признавался полезным и необходимым русской интеллигенцией. Заметим и здесь, никакого праздного времяпрепровождения в усадьбе не было. Было общее уважение ко всем видам труда, общий труд с детьми, общие занятия, непрерывная учёба, закалка, физическое совершенствование.
Нередко в современной семье и вне её детям прививают нездоровый вкус к праздному образу жизни, отстранив от работы с помощью педагогически неграмотных и неадекватно сердобольных родных и близких, разлагающего телевидения, всякого рода развлекательных центров и т.д.. В результате, многие дети не могут сформировать в семье позитивное отношение к труду, приобрести навыки самостоятельной, систематической и совместной работы. Как результат, они не умеют войти в трудовой коллектив, приобщиться к совместному коллективному труду с его обязательным разделением, к общественной деятельности. У таких детей не формируются ключевые фундаментальные потребности: потребность участия в общественном труде–деятельности, потребность самореализации в труде. Их потребность в самооценке и потребность в поиске смысла жизни не опираются на общественную потребность в труде. Отсюда берёт начало общественная недееспособность личности: инфантилизм, неспособность и страх к принятию решений, неспособность к защите и себя, и семьи, и своего Отечества. Завершается фактическое разложение личности молодого человека психическими расстройствами, разными видами наркомании, преступностью. В усадебной жизни дети обычно не были предоставлены сами себе, у них были вполне определённые занятия под контролем гувернёров и нередко с участием родителей. Они учились этикету, общению со старшими, друг с другом, общению с крестьянами во время долгого присутствия в усадьбе и участия в усадебной жизни.
Функция духовно-нравственного возобновления общества заключается в формировании у каждого следующего поколения способности к сочувствию, сопереживанию и состраданию с другими людьми, с людьми разных поколений, способности к духовному объединению с гражданами своего трудового коллектива, артели, общины, своей страны, способности к сознательному и почётному самоотверженному служению своему Отечеству.
Уже с момента зачатия в будущем ребёнке начинает формироваться душа и духовность. Как показывают исследования, он воспринимает ласку и бескорыстие матери, нежность и готовность к самопожертвованию отца, их духовные взаимоотношения, и даже отношения родственников, будучи в лоне матери.
После рождения эти процессы идут интенсивнее. Можно сказать, что зачатие и рождение ребёнка в добропорядочной и полноценной семье, общение с ним являются началом и источником формирования в человеке духовности. При традиционном воспитании в нём последовательно формируются потребности сочувствия, сопереживания и сострадания близким. Возникает и развивается чувство любви, которое охватывает поначалу круг ближних, а затем уже и дальних, формируются потребности и способности к бескорыстному служению семье, роду, общине, всему обществу в целом. У личностей с развитыми чувствами, развитым подсознанием (что называют интуицией) активнее и полнее развиваются творческие способности, способности к искусствам и наукам.
А.С.Шуринов - академик Петровской Академии Наук и Искусств (ПАНИ).