Забытая мелодия для Скрипки

Сергей Лановой
Одна моя знакомая, очень чувствительная и настолько же чувствующая женщина по имени Наташа, поделилась со мной своим открытием чужих мыслей, одна из которых гласила, что мы, к сожалению, выросли в неблагодарное время, не показавшее нам, как хвалить самих себя.

- Мы не умеем себя хвалить, - жарко сказала Наташа, - нам необходимо радоваться собственным важным мелочам. И начинать нужно с детей. С наших маленьких ребятишек, которых мы обязаны научить создавать для себя коробочку успехов, своего рода сундучок, в котором хранится гордость за сделанное. Именно за своё. И чтобы похвалил тебя не кто-то, не чужая за тебя гордость, а вот обязательно сам.
- Очень просто! - продолжала женщина, убеждённо звеня голосом, отчего она становилась похожа на девушку-пионервожатую, объявляющую собравшейся детворе о начале новой космической эры, - Тебя должна похвалить не мама и не дедушка, а ты сам! И не за помощь родителям, не за поглаженное бельё или помытую посуду! Ты хвалишь сам себя! За то, например, что собрался с силами и сказал кому-то твёрдое "нет"! - здесь женщина вдруг понизила голос и почти тихо добавила: - То, что я хотела бы уметь. Но пока не могу.. в детстве не учили.. так вот! - её голос снова убеждённо зазвенел, - За отказ кому-то, или даже за мужество послать кого-то к чёрту! - женщина вдруг засмеялась, но сразу продолжила, - Понимаешь, может наступить такой момент, когда у ребёнка или уже взрослого опустятся руки, и тогда можно открыть эту свою тайную коробочку, в очередной раз оживить в памяти когда-то сделанное и снова похвалить самого себя, не зазнайства ради, а чтобы вспомнить, какой ты замечательный.

Всё мною услышанное звучало тепло и забавно, потому что исходило от Наташи, её яркой манеры говорить и чем-то восторгаться, но если тему коробочек действительно включить в окружающую нас реальность, это, как ни странно, может оказаться трагедией. Личной трагедией взрослого или ещё совсем маленького человека, каждый из которых по разным причинам не понимает, откуда же на самом деле берётся гордость за то, что он совершил. Маленький этого ещё не знает, он путается в ощущениях и словах, он растёт и смотрит по сторонам, не находя нужного примера, потому что взрослый позволил себе забыть всё то настоящее, что он прекрасно знал. Когда сам был ребёнком. Так же, как и эта замечательная женщина. Нечаянно забывшая очевидные человеческие истины и заменившая их на кем-то придуманные сундучки. Потому что гордость всегда рождалась и рождается только из твоих действий, совершённых перед лицом окружающего тебя мира.

В сказанных мне словах, при всей их искренней убеждённости, оказалось столько полностью перевёрнутых смыслов и перемешанных цветов, что не сразу получается вот так взять, и начать расставлять всё по своим местам, туда, где это и находилось с самого-самого начала, до того момента, пока кто-то решил всё разложить по-своему, называя это новым порядком и свежим взглядом на жизнь. Только это неправильно. Нельзя пренебрегать давно проверенными истинами, заменяя их на точки зрения и маленькие коробочки, в которые порой лучше не заглядывать, чтобы не узнать, что там лежит. Этот момент я напомню позже, а сейчас давай представим себе две человеческие истории. В данной нелёгкой и действительно важной теме необходимо понимать, о ком именно идёт речь. О живущем в одиночестве отшельнике или же о человеке, который так или иначе окружён другими людьми.

Отшельник может радоваться тому, что быстро развёл костёр под дождём, убил опасного зверя, он может похвалить себя за построенный шалаш и даже за то, что ещё не разучился плакать, вспоминая тех, кто был ему когда-то дорог. Такой человек не смотрит по сторонам в надежде увидеть чужую реакцию на свой подвиг или преступление, ему совершенно плевать на окружающую пустоту, потому что он знает - сюда никто не придёт. И, конечно же, ему нет нужды создавать какие-то коробочки - он всё и так помнит. А завтра найдёт возможность спокойно похвалить себя ещё раз, если ему удастся пешком добраться до звёзд, чтобы посмотреть оттуда на ушедший под облака мир. И снова никаких сундучков. Только он и небо.
Ещё раз - это отшельник. Одиночка. Сознательно ушедший или волею судьбы ставший таким. А теперь посмотрим, как живёт тот, кто чувствует взгляды и плечи, обходящие его со всех сторон.

Такой человек тоже может и хочет гордиться. Но у него всё происходит иначе, нежели у того, кто окружил себя пустотой. Живущий среди людей совершает поступки, подвиги и вообще нечто замечательное, обязательно обращая внимание на остальных, на их взгляды и слова, на признание или равнодушие, как это делает уличный музыкант, играя на своей старенькой скрипке. Он приходит сюда в надежде, что его музыка понравится. Что он кому-то нужен.
Даже ты сама. Да, ты сама, когда готовишь еду, предлагаешь ночлег, открываешь кому-то свою дверь или пытаешься выгнать кого-то к чёрту. Ты не думаешь о коробочках. Нет. Ты смотришь на человека. Чтобы по его лицу или словам тебя наполнили гордость, радость, стыд, спокойствие или страх.
И так во всём. Ты будешь рассказывать друзьям о своих спорах и драках, улавливая их осуждение или поддержку, тебе небезразличен шум толпы или очереди, потому что ты в них уже вошла, а когда твой поступок совершается без должной реакции, когда раз за разом нечто хорошее или значительное остаётся без ответа, ты можешь перестать гореть твоим разноцветным желанием, предпочитая участь одиночки равнодушному обществу людей.
Нет, конечно же, если тобой, взрослым или ребёнком, совершается подвиг, от огня спасаются люди, а из подвала вытаскиваются полудохлые котята - плевать на мнение, до лампочки чужая благодарность и гордость не важна. Хвалиться тут некогда - ты совершаешь нечто незаурядное. Но неужели ты не будешь ждать вполне понятных слов или хотя бы взгляда? Будешь. Конечно, будешь. Ты обязательно обведёшь окружающие тебя лица усталыми глазами победившего человека и увидишь в них то, что тебя успокоит. Всё сделано правильно. И сейчас с отшельником тебя роднит только одно. Тебе, как и ему, не нужна никакая коробочка. Ты всё видишь в окружающих тебя лицах. Слышишь в обращённых к тебе голосах. Ты молодец. Проживи завтра точно так же. И лишь когда придёшь к выводу о неблагодарности или почувствуешь свою ненужность, тогда уходи к тому одиночке или вырой себе берлогу и спокойно живи там, в свете костра вспоминая светлые времена, когда тебе приветливо махали руками. Если подобное вообще когда-то было.
Именно это ломает. Сознание, что тобою сделанное остаётся без ответа. Никакая коробочка с тайными изумрудами не способна тебя оживить, если ты знаешь, что их призрачный свет никому не нужен. И вот здесь я подошёл к тому единственному случаю, когда коробочка твоих поступков на самом деле возможна. Но сначала напомню:

В рамках здорового человеческого разума для упомянутых коробочек нет места. Ты либо совершаешь нечто заслуживающее внимания, либо вообще не о чем говорить. Нельзя скрыть полёты в космос и спасение жизни. Ни в коем случае. Это замечательные поступки и они существуют вне каких-либо сундучков, потому что они яркие и особенные. Тайно собирать ты можешь стыдное или плохое. Чтобы иногда вытаскивать наружу и при свете тусклой лампочки наслаждаться своей коллекцией. Неожиданно, правда?

Гордиться за себя можно и нужно. Только это чувство не возникает на пустом месте. Ты гордишься за то, что сделал. Гордость возникает из сознания, что поступок оценили, слова запомнили, а подарок пришёлся по душе. Гордость за себя и тобою совершённое необходима, чтобы нечто подобное повторить, когда ты понимаешь, что только твой побег способен предотвратить неминуемую благодарность. Ну, ты же помнишь:

Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы нашей столицы,
Ищут давно и не могут найти...



Я не сказал всё это той замечательной женщине по имени Наташа, но я делаю это сейчас, ей и каждому, кто зачем-то легко забывает то настоящее, чему нас учили с самого детства - совершай и воодушевляй себя на новые поступки, без всяких тайных сундучков открыто благодаря тех, кто сделал что-то для тебя. Да, ты обожжёшься много раз, будешь слабеть и падать духом среди коверкающих настоящее людей, но именно так ты окружишь себя теми, кто в нужный момент придаст тебе сил. Не храни какие-то ненужные ящички, вообще выкинь эту игрушечную мебель, а подойди к тому уличному музыканту и, если после первых чувствительных нот тебе не захочется уходить, если тебе понравилось, тогда послушай до конца его старенькую скрипку. А когда он закончит, брось ему маленький грош или приветливо помаши рукой. Он поймёт, оценит и захочет прийти сюда снова. Ведь именно поэтому ты сама пришла сегодня. Потому что знала - он тоже будет здесь.



GC

Чёрное и Белое
http://www.proza.ru/2016/08/18/436