Нижняя и верхняя планка заповеди

Рыжов Александр Геннадьевич
Почему Вооз захотел помочь Руфи (Руф.2:8-9)? Навскидку приходят на ум четыре возможные причины:

• Знал, что она его родственница, т.е. им руководили соображения помощи своим.
• Она ему понравилась внешностью, может быть, манерой держаться и своей верностью Ноемини.
• Просто хотел помочь человеку, оказавшемуся в нужде.
• Выполнял заповедь, предписывающую оставлять часть колосьев на поле, чтобы их могли собрать такие, как Руфь.

Скорее всего, Воозом руководил не один из этих мотивов, но их сочетание. Тем не менее интересно, какой из них был ключевым, ведущим?

Мне нравится предположить, что четвертый. Кстати, когда наш ведущий мотив при том или ином выборе – исполнение заповеди, при оптимальном раскладе у нас будут и такие сопутствующие мотивы, как желание кому-то помочь и личная симпатия. И это будет свидетельствовать о том, что наши устремления совпадают с желаниями Божьего сердца.

Если Вооз руководствовался желанием выполнить заповедь, то он не обязан был сделать то, что он сделал. А сделал он вот что: велел слугам откидывать для Руфи от снопов (Руф.2:16). А закон предписывал лишь не возвращаться за оставленной на поле частью урожая, которую ты увидишь, закончив работу и обернувшись (Вт.24:19).

Благодаря этому указанию Вооза Руфь насобирала за день ефу ячменя (Руф.2:17) – сорокакилограмовый мешок зерна. Напомню, в пустыне евреи собирали столько манны, сколько они могли съесть за день, и выходило по гомору на человека (Исх.16:16). А в ефе десять гоморов (если я правильно помню).

Т.е. Руфь насобирала ячменя минимум на пять дней себе и Ноемини (мне кажется, намного больше, чем на пять, если исходить из того, что ефа зерна – это 40 кг). И осталась работать на этом поле на тех же условиях до конца жатвы ячменя и пшеницы. Т.е., скорее всего, обеспечила себя и Ноеминь пропитанием на несколько месяцев или даже на год вперед.

И тут я хочу сказать кое-что важное о сущности заповедей. Мы привыкли говорить о важности точного их выполнения. Но нередко заповеди говорят не о точной мере, в которой надо сделать что-то, а о верхней или нижней планке.

Например, когда сказано, что за зуб надо выбить зуб, за око – око и т.д., это вовсе не значит, что зуб надо выбить обязательно, если кто-то нечаянно или даже намеренно выбил зуб тебе. Да, я слышал, как один верующий всерьез говорил: «В период Ветхого Завета если тебе выбили зуб, ты был обязан с любовью, без злости выбить ближнему зуб в ответ, такова заповедь».

Да не обязан же! Там рядом написано о любви к ближнему как о руководящем принципе взаимоотношений. Т.е., конечно, хорошо, если ты ближнего простишь. Но уж если захочешь добиться для него наказания за свой выбитый зуб, то требовать наказания можешь в объеме, который не превышает причиненный тебе урон. Т.е. в этом случае заповедь задает верхнюю планку («не больше»).

А относительно помощи нуждающемуся я вижу, что заповедь задает нижнюю планку («не меньше»): т.е. как минимум оставляй на поле и в саду часть урожая, которую смогут взять себе такие люди, но это не значит, что ты не можешь помочь в большем объеме.

И Вооз выполняет заповедь, но значительно превосходя предписанный объем (ориентировочно как минимум в десять раз, если принимать во внимание прожиточный минимум, полагавшийся евреям в пустыне). Конечно же, он не нарушает заповедь, а как раз действует в ее духе.

И да, обратим внимание на то, что он после этого получает:

• Жену (кажется, хорошую, по крайней мере, заметно, как она все больше ему нравится и как он все больше увеличивает количество знаков внимания, оказываемых ей, например, лично подает ей хлеб, когда жнецы обедают – Руф.2:14).
• Поле (а вместе с тем возмещение материальных затрат, которых ему стоила помощь Руфи и Ноемини).
• Место в родословии царя Давида.
• Место в родословии Иисуса Христа.

Исполняйте Слово Божье, в том числе превосходя минимальную ожидаемую планку такого исполнения, делайте это бескорыстно, и, может быть, Бог благословит вас таким образом, как вы и не ожидали.

24.09.2019