Мои армейские вспоминания 1

Николай Кожемяко
                Мои   армейские  вспоминания
                ---------------------------------------   

История знает множество государств с множеством государственных устройств, но мы
остановимся на СССР в котором вся собственность кроме воздуха принадлежала государству,а экономика страны поддерживалась трудом двух не равноправных групп населения, рабочих это часть населения занятая в промышленности добычей и обработкой природных ресурсов и крестьян, занятых в сельском хозяйстве, В промышленности, как и во всем мире, использовался персонифицированный труд рабочих и каждый член семьи мог работать на различных предприятиях, в то  время как в сельском хозяйстве применялся семейный труд, в одном и том же хозяйстве  В промышленности  труд рабочего оплачивался собственником производства государством. То есть часть доходов, от созданного рабочими продукта, шла на оплату их труда и была постоянной и зависела только от вида производства и квалификации рабочего  В сельском хозяйстве оплата труда семьи в коллективе производилась владельцем собственности, подаренной государством на вечное пользование т.е. колхозом, хозяйственная деятельность которого не была независимой от государства, и даже некоторые сельскохозяйственные работы выполнялись своеобразными государственными предприятиями МТС, в которых оборудование использовалось и поддерживалось в рабочем состоянии не рабочими а специально подготовленными колхозниками. За подаренную навечно землю коллектив был обязан уплачивать постоянный так называемый продналог, зависящий от ее площади и кадастровой стоимости. Кроме того  за выполненную работу МТС коллектив был обязан оплачивать частью продукции, размер которой зависел только от затраченного труда, независимо от размера полученной продукции, зависящей от погодных условий.   Были годы, когда из-за климатических условий, после уплаты фиксированных налогов государству колхозу ничего не оставалось  и члены  колхоза за год работы не получали ни чего. В СССР в различном управлении собственностью  было заложено различие в правах рабочих и крестьян, Рабочий при фиксированном рабочем дне получал постоянную заработную плату, которой обеспечивал свое существование. Колхозник, при не нормированном  рабочем  времени, из за метеорологических условий, зачастую за работу в течение года не получал ничего  и свое существование поддерживал  дополнительным трудом на подсобном хозяйстве. Очевидно из за различия условий жизни сельское население было менее патриотично чем городское. Мне неизвестно отношение к войне всего сельского населения, но в том районе где я встретил войну ни кто не осаждал военкоматы с требованием немедленно отправить его на защиту родины, для всех  это  было не почетным долгом а неизбежной обязанностью. Понятия бронь в деревнях было неведома, поэтому к 1943 г все способные держать оружие его уже держали, передав в руки женщин, подростков и стариков сельскохозяйственные орудия. В политотделе при МТС вспомнили, что мой отец до войны окончил курсы трактористов и два года работал на тракторе, предложили ему снова работать трактористом от чего отец отказался за что был арестован и помещен в камеру предварительного заключения. Я к этому времени став уже не подростком а пригодным для прохождения службы в строевых частях получил повестку Андреевского райвоенкомата о призыве в армию. В то время колхоз по административному делению входил в Андреевский район Алтайского края. Прибыв в райцентр с сумкой лепешек,которые приготовила мне мать, из чего  то называемого мукой, я отправился в прокуратуру, просить разрешение на прощание с отцом, в чем мне было отказано. Попрощаться с отцом, мне, отправляющемуся на пирушку, все же удалось, потому, что милиционером, охранявшим КПЗ, оказался бывший наш деревенский парень, а отца через неделю, заставив наколоть у прокурора дров, отпустили домой, В военкомате  меня поставили в строй беспартийных и привели в райком комсомола, где перед нами выступил секретарь райкома комсомола, который обвинил нас в готовности предать родину, Поэтому и не вступающими в комсомол  В СССР были разработаны специальные регламенты для изменения социального статуса, различающиеся по сложностии,  Самый простой, чтобы стать октябренком и самый сложный членом партии.  Для того чтобы стать комсомольцем  обязательно нужно было пройти следующие этапы,  надо было подать заявление  о желании вступить в комсомол,   На первом же комсомольском собранни, или  специально  собранном, в повестку собрания обязательно включается пункт о приеме в комсомол  а  иногда он является единственным,   На собрании обязательно зачитывается заявления  и в зависмости оь активности собрания задаются вопросы высказываются замечания пожелания итд   Но как обычно   заканчивается тем , что единогласно голосуется за прием в комсомол/. Протокол  собрания передается в райком комсомола где его утверждают и оформляется  настоящий комсомольский билет а не какая то фальшивка.  мне как и всем нам вручили заранее выписаные комсомольские билеты. По сути сфабрикованные фальшивки  с печатями но без фотографий  Вот я  ставший молодым комсомольцем, готовым защищать нашу любимую родину. За нашу радостную справедливую жизни. мне как и всем нам вручили комсомольские билет, которого я не просил.  Вот мы молодые комсомольцы, готовые защищать нашу радостную жизни в справедливой любимой родине. В тот же день мы оказались нс полустанке Баган в ожидании вагона, в котором, нас повезут   на запад.  Но нас повезли  на восток в город Барнаул. для формирования. По прибытии в столицу края. в первую же ночь я столкнулся с цивилизацией, у меня, спящего на нарах военно пересыльном пункте, с сумкой под головой ее сперли вместе с лепешками, Очевидно, из за недостаточности молодых комсомольцев, рвущихся на фронт, нас отправили в подсобное хозяйство перебирать картошку. Куда вскоре прибыли покупатели, так на жаргоне назваемая комиссия, для набора курсантов,   в Лепельское военно минометное училище. Когда комиссия уже заканчивала работу, я  не имея понятия о том какие требования предъявлялись к кандидату включения в список, набравшись храбрости, обратился к руководителю комиссии, капитану Куприну, набиравшему курсантов для своей батареи, с просьбой включить в список и меня. Он не уточнив моего соответствия предъявляемым требованиям включил  меня в группу набранных, как потом оказалось имеющих десятилетнее образование. Вот и я, не неуклюжий деревенский парень в гражданском одеянии, валяющийся  на нарах военно-пересыльного пункта,  или его подсобного хозяйства, я  курсант Лепельского  военно-минометного  училища. На  мне гимнастерка, брюки,  ботинки с обмотками и впервые в жизни нательная рубаха и кальсоны.  Мой дом казарма, а мое персональное спальное место, верхнее на двух ярусной кровати. На  спальном месте, знакомая  с детства  подушка, правда, набитая  не  пером, а сеном  как и матрас, который  как  наволочки, простыни  и одеяло  не являлись  знакомыми с детства, К спальному месту я привык после первой  же встречи, хотя  встречался с ним только после обеда в мертвый час и ночью с десяти часов вечера ло шести часов утра. Чем запомнилось  это  место отдыха  так количеством клопов, жравших меня до выезда в лагеря.  До возвращения из лагерей в помещение Был пущен газ хлорпикрин и после лагерей в помещении не было ни одного насекомого  Распорядок рабочего  дня время для скуки не предусматривал, все было расписано поминутно. К новому образу жизни я быстро  привык и ни каких неудобств не  испытывал. Из училища я выходил очень редко и только по увольнительной и я  не помню случая опоздания  из увольнения. Занятия в училище, до его выезда  в лагерь, проводились в классах  а  тренировка подготовки данных для стрельбы на специальном макете местности тоже в помещении. На время с Июня  до Октября училище выезжало в лагерь, расположенный в сосновом лесу у берега реки  Обь, недалеко  от  деревушки Ерестная. Сейчас это деревушка поглощена  городом  Барнаул  и как память о ней  Улица  расположенная  на месте деревушки называется Ерестной.  Спали мы  в палатках  а питались в столовой  под специальным навесом, утром после оодъема физзарядка и умывание производилось на берегу Оби. Там же мы поили а иногда днем купали лошадей, Перед завтраком каждый день на дорожках лагеря мы собирали  сосновые  шишки, которых за ночь выпадало неимоверное количество. Теоретические занятия в лагере проводились в так называемых классах, представленных рядом параллельных канавок на полянке в которые курсанты, во время лекции, опускали  ноги сидя на земле. Занятие по тактике проводились в поле а стрельба не полигоне. В конце июня около десяти дней мой взвод жил в шалаше на одном  из островов  на  котором мы заготавливали для лошадей корм на зиму т.е. косили траву. По уставу для  транспортировки, 120мм миномета  как и для артиллерийского орудия  был предусмотрен зарядный  ящик и пара лошадей. Правда в училище  было только  необходимое  для обучения курсантов т.е. лошади и миномет. Значительно позже, проходя  службу в Польше, однажды я видел колону  минометного подразделения движущуюся  к Варшаве. В ней тягачем были не лошади а Джип с двух-колесным прицепом на резиновом ходу,  на котором  был миномет в походном положении. Лошади  использовались для  обучения  курсантов конной езде, а на небольшие расстояния миномет переносился курсантами. Уход за лошадями возлагался на курсантов, для чего в каждой батарее периодически  назначался,  так называемый, конный взвод, за каждым курсантом, этого взвода, закреплялась лошадь, которую он кормил поил и чистил. Училище было укомплектовано малорослыми мохнатыми лошадками, полученными  из Монголии, Настоящие армейские, гладкошерстные строевые, лошади  были только у командиров батареи и дивизиона. Чистка этих мохнатых существ была  настоящей мукой. Это у Пушкина “Скребницей чистил он коня” а  в училище  полагалось чистить лошадь щеткой а щетку скребницей. Мы  же тайно от  командования следы жизнедеятельности лошади отдирали скребницей. Пару раз в месяц  в воскресенье Мы с утро до обеда готовили (чистили) лошадей  к  выводке т.е.  к осмотру, А после обеда устраняли замечания комиссии т.е. Снова чистили,  Обращение с лошадью  мне было знакомо до призыва на воинскую службу но что такое верховая езда в седле я узнал только в училище,  где впервые сел в седло. Нас сначала приучали к седлу для этого на манеже отдавалась  команда «Разобрать поводья опустить стремена учебной рысью марш» по этой команде лошади трусцой следовали  за  ведущим а  мы пытались удобнее усесться в седле, До перевода  из  училища я уже ездил не опуская стремя даже как джигит опираясь двумя руками за переднюю часть седла, называемую лукой, через голову лошади, соскакивал с нее, Все  это, как и физ подготовка на которой нас обучали  штыковому  бою, потом  никогда не пригодилось, но обучение верховой езде избавило нас от строевой подготовки, обязательной в соседнем  пехотном училище. Мне  нравилось смотреть как на плацу, его курсанты  по  одиночке и затем четверками отрабатывали парадный шаг, что я видел впервые, так как показов порадов по телевидению в то время еще не было  и не потому что не было парадов а потому что еще не было телевидения. До войны, в отличие  от настоящего время, жители страны, особенно сельской местности, жили в информационном вакууме.  Информации о врагах  народа о вредителях и о вражеском окружении, льющейся  иэ репродукторов, селяне не получали из за отсутствия не только репродукторов но и радиоприемников. Но  информация о том что сегодня ночью в каком те селе небольшого  округа кого то арестовали становилась, известной  в этом  округе а  тот же день. Вспоминая  детские годы, когда я считал, что самый главный  в стране  Ворошилов, потому, что в колхозной конторе висел только  его портрет . Став  курсантом  и  услышав  однажды, что начальника училища  вызываю  в горком партии я удивился и  лишь спустя  некоторое  время я понял что страной управляет партия а военные как и гражданские являются слугами партии коммунистов, руководящей нами. Командиры красной армии, особенно бывшие  белогвардейские офицеры, для  коммунистов никогда  не были  своими и доверием не пользовались,  поэтому при каждом командире был, равноправный с ним, представитель коммунистов, комиссар, который не официально был и наблюдателем  за  командиром, По моему мнению, причиной массового расстрела  командного состава  красной армии были доносы комиссаров, некоторые из которых, таким  образом  избавлялись  от неугодных для них, но  среди  них  были и такие, что только наветом спасали свои шкуры, Об взаимоотношениях  между  командиром и  комиссаром, о роли комиссаров в печати не было нм какой информации,  лишь  в кинофильме  Чапаев показан  мельком рассудительный  комиссар  и в пьесе Разгром, активный  организатор  арестовавший командира отряда под кличкой Вожак Из полуофициальной информации известно, что у Чапаева  комиссаром был Фурманов и взаимоотношения у них  из  за женщины  были натянуты до предела, В то время,  когда по приказу Сталина  в Царицеие затопили баржу, битком набитую пленными белогвардейскими офицерами, его сопровождали Буденный с комиссаром Ворошиловым, бывшими с ним единомышленниками. Кстати  Когда  генералу Коневу готовилась  судьба  генерала  Павлова, от  которой  его спас  Жуков, взяв  своим заместителем, прибывшими к Коневу представители ставки  были Буденный м Ворошилов.  О взаимоотношениях  Фрунзе с комиссаром Куйбышевым нечего не известно так же как и о очевидно не дружественных комиссарах у расстрелянного Блюхера и репрессированного Рокосовского, К Жукову, бывшему членом парткома и избежавшему репрессий, комиссары, очевидно, были  благосклонными и дружили с своим командиром. В дальнейшем  жизнь показала не жизнеспособность дуализма в армии и после значительных поражений было введено единоначалие, правда подкрепленное приказом, называемым в народе, ни шагу назад в котором были предусмотрены органы недопущения вольницы в армии т.е. СМЕРШ которые организовали заградотрды. Штрафные роты, и штрафбаты. В результате жесткой деятельности СМЕРШ количества сдавшихся в плен было сведено к минимуму но  из  за различных нарушений в службе было расстреляно полсотни генералов и сотня тысяч солдат и офицеров. Рядом с училищем, кроме пехотного училища,  были  какие  то курсы на которых бывшие комиссары проходили переподготовку на строевых офицеров артиллеристов.  Их я видел на тренировках по подготовке  к бою  сорока пяти  миллиметрового орудия  и в конюшне, за временной перегородкой, где офицеры в звании до капитана  как и обычные курсанты ухаживали за лошадями чему я был удивлен, но потом и сам  в офицерских погонах копал картошку, солил капусту, стоял часовым в арт парке и заготавливал дрова на лесосеке. Курсанты часто бывавшие в увольнении слышали что часть училища будет отчислена я же не знал ничего. Однажды  часть курсантов, среди  которых был и я,  построили и  строем привели  к составу из трех теплушек и распределили по вагонам. Куда и зачем  нас повезут для  меня а очевидно  и для  многих было тайной, Помнится как многие возмущались тем, что начальник училища, якобы вместо какого то сочувствия отчисленным  курсантам сказал, что  жалко новых шапок  Как  потом оказалось все отчисленные курсанты не имели среднего образования и направлялись в училище рода войск в которых офицерам не требовалось  среднего образования.  На путь Барнаул — Станция  Сорочинск потребовалась  одна  неделя.  Я помню, что в пути  нас застало сообщение, что в стране введен новый гимн советского  союза. Вот мы прибыли на станцию Сорочинск. В  этом  населенном  пункте находилось Зенитно пулеметное  и авиационное училища. Как и в многих гарнизонах, в  которых мне приходилось проживать, почему то особой дружбы между военнослужащими разных родов войск не наблюдал. В Сорочинске патруль зенитчиков был строг к летчиком которые в свою очередь тем же платили зенитчикам. Подразделения разных училищ встречались несколько  раз у реки, Самарка но купались мы все равно в разных местах реки.  Среди курсантов летчиков я видел эскадрилью в необычном обмундировании.  Как потом я узнал, это быпи курсанты летного училища военнослужащие войска Польского, и я даже подумать не мог что сам буду носить эту форму и для меня она не будет необычной. В отличие от Лепельского военно минометного училища в котором много времени уделялось для теоретической подготовке курсантов в зенитно пулеметном больше времени отводилось для практики,  прививки навыков  ориентирования на местности, выбора места для огневой позиции, во время  сопровождения  защищаемых  в походе, и при защите неподвижных объектов,  кроме спецподготовки в училище было предусмотрено большое количество физических нагрузок  в виде лыжного кросса на 20 км в зимой и забега на 15 км. летом, в ночном  марш  броске с преодолением  водной  преграды. Проводилась тренировка пребывания курсантов в противогазе в том числе и во время теоретических занятий, которое предполагалось довести до 8 часов. Достигнув время пребывания до 4 часов, тренировки, к большому облегчению курсантов, прекратились. Для тренировок и занятий на местности  нам  выдавали  карты района которые как и альбомы, по которым мы пытались запомнить силуэты немецких самолетов были засекречены
а силуэтов наших самолетов нам  ни когда не показывали. В середине Июня я был в командировке в г Оренбург, по  возвращении  из  которой  узнал, что  части курсантов, среди которых был и я, по результатам проверок, допущенная к государственным  экзаменам  и успешно сдавшей их, было присвоено звание лейтенант и они были отправлены на формирование. Почему в этот выпуск не попал и я для меня этот вопрос остался открытым до сего дня хотя для размышлений есть две версии которые отпадают если для командира роты капитана Кибальнмченко я был  безразличен. На сколько я помню за время обучения в училищи он только однажды обратил на меня внимание, когда он арестовывал меня на трое суток за то, что я уснув в сушилке, сжег портянки батареи. От  курсантов я слышал, что  он где то говорил, что для офицера я еще  молод от чего вывод или капитан был обо мне хорошего мнения  и хотел чтобы я как можно позже попал на фронт, и для этого на время госэкзаменов отправил меня в командировку, или капитан был обо  мне настолько  плохого мнения, что вообще был против присвоения  мне офицерского звания. Прошло 4 месяца после  выпуска и  11октября 1944 после завтрака, как обычно, было построение, на котором были зачитаны фамилии курсантов, в том числе и из взвода лейтенанта Данилина:Чалых,Кожемяко, Симановский Зайцев, Хазов  Рис 1 
раздалась команда «выйти из строя остальным разойтись». К нам обратился командир роты он сказал, подписан приказ, по которому  Вам присвоено воинское звание младший лейтенант, поздравляю Вас с присвоением очередного воинского звания, после построения Вы должны получить обмундирование, документы, сухой  паек и быть готовы к отправке Вас в Москву  на формирование. Сразу после построения  мы переоделись в хранившееся в каптерке предварительно заготовленное обмундирование,  отличающееся от солдатского, тем, что вместо ботинок с обмотками были кирзовые сапоги в дополнение  полевая сумка и офицерский   ремень и конечно офицерские погоны.  У меня сложилась такая судьба. что мне пришлось несколько раз менять не только обмундирование но и его форму, с русской на польскую и наоборот,но полевая сумка и офицерский ремень были моими неизменными спутниками долгие годы В тот же день вся наша команда на проходившем поезде Оренбург Москва покинула училище,