Про Ворошилова

Константин Миленный
                В своих мемуарах М. И. Жаров рассказывает
о работе в театре А. Таирова. В 1933 г. в спектакле
"Оптимистическая трагедия" Всеволода Вишневского
он играл роль матроса Алексея.

Премьера посвящалась пятнадцатой
годовщине Красной Армии, поэтому на нее был
приглашен весь Генеральный Штаб и полководцы
во главе с наркомом К. Е. Ворошиловым.

"После спектакля, успех которого рос от
сцены к сцене, за кулисы пришел Ворошилов
поблагодарить коллектив. Интересно, что Климент
Ефремович разговаривал с нами не как с актерами,
а как с действующими лицами пьесы.

Ворошилов подошел ко мне:

- Так что ты молодец. Правильно сделал,
что пристрелил этого вожака. Жаль, конечно, он
неплохой парень, но пошел не по той дороге."

Понятно, конечно, что молодому актеру
была приятна похвала из уст национального героя.
Но я не об этом. Я о Ворошилове.

Ведь приведенный эпизод может
свидетельствовать не только о наивности народного
любимца и бывшего паровозного слесаря, но и даже,
чур меня, об уровне умственного развития наркома
действующего и будущего Первого Маршала, о чем
пишут некоторые современные авторы.

С другой стороны справедливо думать, что
и за кулисами сцены Ворошилов продемонстрировал
свойственную полководцу находчивость.
             
Проявив себя одновременно как автор,
режиссер и актер, он мгновенно решился на
импровизацию и сыграл миниатюрную сценку,
заговорив с актерами на их профессиональном языке.

Наконец, это можно принять за
непосредственность натуры или обыкновенное
чудачество этакого луганского Щукаря.

Да, наверное, такой он и был в жизни.
И чрезвычайно занятый государственный человек, и актер,
и деревенский остряк. За что и был любим.

Так же любим, впрочем, как и вспоминавший
о нем великий актер М. И. Жаров, который, к сожалению,
не пишет о том, как этот эпизод восприняли тогда он и
его коллеги по сцене. Только безликое "Интересно, что...".

Ну, да, ладно, чего уж теперь. Нет уже с нами
ни Ворошилова, ни Жарова, да и мы-то ребята тоже
уже спелые...