Жаркое лето 1976...

Эмануил Бланк
                Один гектар, как известно, равен десяти тысячам квадратных метров. Эта истина, внедрённая  в мозги второклашек Сокирянской средней школы ещё нашей строгой Клавдией Андреевной, долгое время была величиной, скорее, абстрактной .

                На бумаге мы научились легко переводить квадратные метры в не менее квадратные километры, гектары и дециметры, но представить себе  размеры живых полей, засаженных морем растений было довольно непросто. А воочию ощутить их желание пить и есть? Это казалось невозможным.

                Павел Леонович Арон - доцент и куратор нашей первой из пяти групп гидрофака 1972-1977,  всегда спешил. Торопился как обычно. Самые серьезные и несерьезные вопросы решались им на ходу, на бегу и в полете между дверными пролетами.

                Изъяснялся он на очень хорошем русском языке, говорившем о большом количестве и качестве прочитанного. Всегда отличался удивительно точными формулировками. Только надо было иметь  очень хорошую голову и отменную реакцию, чтобы успеть понять очередное гениальное озарение моего талантливого научного руководителя.

                Голову имели немногие. Хорошую, тем более.

                - Почему Миля все понимает, и у него все получается, а у Вас нет? ,- удивленно и с толикой раздражения вопрошал он не столь понятливых и удачливых аспирантов

                Вот так, на ходу, Павел Леонович сообщил мне, что я остаюсь летом у него на практике .

                -  Надо всего раз в неделю сделать раствор, - произнёс он на ходу,- запитать растения в Яловенах, сбросить раствор и продуть поры вакуумными установками.

                К этому быстро озвучилась рецептура, примерное время работы насосов и пожелание делать замеры листовой поверхности, следить за качеством соединения привоя и подвоя, а также развития корневой системы...

                - Ты будешь там один,- скороговоркой произнёс Шеф,- я уезжаю в отпуск. Появлюсь через месяц или полтора. Правда, если растения загнутся, то Субботович оторвёт яйца нам обоим.

                Субботовича я видел только на фотографиях. Он был проректором по научной работе и , со слов Шефа,  личностью довольно крутой...

                Шефа тем летом я уже не видел. Думаю, он просто на время позабыл о виноградных саженцах, обо мне и обо всей этой суете сует.

                Добираться до Яловен - небольшого городка  неподалеку от Кишинева, было тяжело. Сначала  полтора десятка  километров  на седьмом маршруте, доставлявшем меня от Петриканского общежития сельхоза до перекрестка улиц Болгарской и Бендерской. Затем долгое-предолгое ожидание на жаре и нудная часовая дорога в душном раскалённом автобусе.

                А дальше , пешком. Через все Яловены . Путь был неблизким и довольно пыльным. Первым пунктом остановки после пары километров по изнуряющей жаре июня, июля и августа был старый колодец.

                Хотя он и располагался всего в десятке метров от кладбища , вне всяких понятий о минимальных 50 метрах санитарно-защитной зоны, я не мог удержаться от того, чтобы не закинуть в него ведро на длиннющей громыхавшей цепи, казавшейся бесконечной. Пить хотелось смертельно. Вода была холодной и вкусной, несмотря на сотни могил, скопившихся за забором неподалеку.

                После первого же десятка жадных глотков , мысли о покойниках и неразрывно связанных с ними грунтовых водах , начинали побеждать, и я с трудом, правда без сожаления,  отрывался от прохладной свежести.

                Впереди, вплоть до самой окраины, где находились гидропонные установки, оставалось ещё километра три.  Там воды было сколько хочешь, но только технической. Ею, в лучшем случае, можно было только окатить себя с ног до головы. И то неплохо.

                Там людей не было. Ни души. Только пара миллионов виноградных саженцев, которые были высажены в громадные ванны из железобетона с ужасающей плотностью в несколько сотен растений на каждый квадратный метр промытого речного песка.

                Все они очень хотели пить. Вернее, пить и есть. В качестве еды и напитка выступал  питательный раствор из H2O с десятком макро- и микроэлементов.

                Виноградные саженцы нуждались в классических ионах  фосфора, азота и калия, а также железа, магния, марганца, бора, кобальта, молибдена и цинка. Захочешь, не забудешь. Столько раз пришлось это все завешивать и замешивать.

                Одежду, чтобы не запачкать, я сбрасывал сразу, с криком обливался из старой канистры, а затем как угорелый носился  по всему комплексу в одних трусах . Надо было побыстрее забросить все элементы в бак в очень строгой пропорции. Затем размешать и срочно включить насосы.

                Из глубины технических помещений нехотя раздавался утробный гул, вибрация и минут через десять на поверхности песка появлялся долгожданный раствор. Это означало, что данную секцию установок можно отсечь от заполнения питанием всего лишь легким  поворотом послушных вентилей, а затем  приступить непосредственно сбросу жидкости.

                Миллионы растений будто издавали вздох облегчения. На десятки минут насыщения устанавливалась какая-то магическая тишина. Даже птицы утихали, сопереживая наслаждению изголодавшихся  растений. Ведь песок - это не почва. Без питательного раствора взять еду было неоткуда.

                А мне ещё  надо было включить вакуумный отсос. Корням виноградных саженцев, после затопления раствором, немедленно требовался воздух. Без него они сразу же начинали задыхаться. Питание сбрасывалось, и поры, наконец, освобождались, давая возможность корням активно поглощать кислород.

                Пропустить день кормления миллионов растений было невозможно. Их желание, их жажда и голод, будили меня в шесть утра. Они прекрасно знали расписание. Если спросить  сегодня, на какое расстояние действует сила хотения растений, я отвечу без запинки.

                - Действует в пределах Вселенной. Передаётся мгновенно. Какие там триста тысяч км в секунду? Скорости света такая быстрота и не снилась...

                Когда в  день кормежки или накануне выпадал редкий летний дождь, спектр притяжения от саженцев резко изменялся. Я прекрасно научился различать и чувствовать желание миллионов растений, и пить, и есть, от простого голода  - угоститься стандартным пищевым гидропонным набором .

                С приближением к Яловенам, то ли мое нетерпение, то ли ожидание растений, становились невыносимыми. Последние сотни метров до установок я почти бежал. Быстрее включить установки, быстрее замешать раствор, быстрее, быстрее, быстрее... Растения подгоняли меня...

                Наконец, раствор появлялся у корней, на самой поверхности песка.

                Особое поле эйфории, расслабления, удовольствия, которое передавалось от миллионов насытившихся саженцев, накрывало все окружающее. Я выбирал себе местечко в тени огромных емкостей и застывал в каком-то благостном анабиозе.

                Саженцы в долгу не оставались. Через несколько минут меня начинала обволакивать особая свежесть. Миллиарды молекул кислорода и влаги, выделенной гигантским количеством листиков, давали ощущение космической энергии жизни, которая омывала со всех сторон.

                Обратную дорогу до центра Кишинева и Петриканской общаги я пролетал незаметно. Ни жара с духотой, ни бесконечные очереди к телефону  междугородки на углу Ленина и Бендерской, не могли заставить меня почувствовать даже каплю усталости.

                В течении трёх минут стандартного разговора с Тирасполем я бодро убеждал родителей, что сыт и чувствую себя на седьмом небе.

                Это было легко, так как полностью соответствовало действительности. Запаса энергии, который вливался от миллионов растений на гидропонных установках , хватало не только на всю последующую неделю.  После того памятного лета , в течении двух лет , я ни разу не заболел.

                Несколько фотографий , сделанных тогда  в автоматическом режиме стареньким фотоаппаратом ФЭД-3, где я нежно поддерживаю листики тех виноградных саженцев, вошли в дипломную работу. Кое-что пригодилось в научных отчетах и моей диссертации.

                До сих пор, когда вспоминаю те времена, легко удается ментальное погружение в огромное тёплое доброе  поле божественной Любви, излучаемой благодарными растениями . Излучаемой,  мне кажется, бесконечно...

                Да и Павел Леонович был очень доволен.

                Последняя институтская практика  удалась на славу...