Метельный звон

Сергей Козырев 2
               
          Знаете ли вы, что такое метельный звон? Верно, что-то слышали об этом. Я расскажу вам, как я случайно столкнулся с этой темой.
          В одной из книжек, написанных моим старым товарищем и соседом, ныне покойным, Павлом Фирсовым, было упоминание о том, что в Форосской церкви, той, что находится на вершине горы и как бы зависает в воздухе над морем, перед въездом на перевал Байдарские Ворота в Крыму, помимо прочих выплат, была уплачена небольшая сумма, всего несколько рублей, за год, отдельной строкой – за метельный звон. Запись была сделана в конце 19 века.
          Несколько слов хочу сказать о Павле Фирсове. Это был прекрасный, честный, порядочный, очень умный и принципиальный человек. Он был большим патриотом Крыма, написал несколько отличных книг о посёлке Форос и его окрестностях, а также о людях, судьба которых связана с Форосом. К сожалению, Павел умер несколько лет назад, едва дожив до шестидесятилетнего возраста. Вечная ему память!

                *************

          Метельный звон издавна применяли на Руси, по всей Российской империи. Он был нужен для того, чтобы помочь путникам, застигнутым в метель, бурю, особенно в тёмное время. Проще всего заблудиться можно было на равнинной, степной местности, когда снег быстро засыпал дорогу, а сбившийся с дороги путник терял ориентацию, кружил и не мог найти места спасения от ветра и мороза. Во время метели гибли пешие и конные, нередко их останки находили только весной, когда начинал таять снег, иногда в самых неожиданных местах.
           В лесистых местностях найти дорогу во время метели легче, но зато в этих местах можно было легко заблудиться даже летом. Это был опасно. Человек в лесу, особенно ночью, мог стать жертвой волков или медведей, особенно часто терялись в лесах дети. В этих случаях на поиски пропавших выходили всей деревней и тогда звон колокола помогал найти правильное направление - надо было идти в ту сторону, откуда доносился звон.
         Было еще одно применение метельному звону - когда где-то недалеко, в воде, не могли найти утопленника. Считалось, что во время звона утопленник непременно всплывёт.
          Для метельного звона использовали самый большой колокол, который был доступен. Чем больше колокол - тем лучше, большой колокол был слышен на много вёрст. В приморских районах метельный звон помогал не только путникам на суше, но и морякам.
          Поскольку колокол был большим и тяжёлым, звонить в него было очень тяжело, этот труд требовал большой физической силы и выносливости - звонить надо было беспрерывно, в течение всей бури, обязательно ночью, а ведь иногда метель длилась несколько дней…
           Сколько жизней спасло это древнее изобретение? Бог ведает.
           Вот как я представляю себе, как это происходило.

                ***************

             На столбовой дороге, проходящей по бескрайним степным просторам Российской империи, стоит небольшая деревня. Зима, вечереет рано. На горизонте, едва освещённом заходящим солнцем, вдалеке видна тёмная туча, быстро расползающаяся по небу. Все в деревне знают, что это туча предвещает метель.
             Отец Никифор, настоятель местной церкви, с тревогой смотрит на горизонт – он хорошо понимает, насколько опасно людям, которых метель застигнет в пути, да ещё ночью.  Быстро одевшись, он выходит на улицу и идет к дому Митяя, молодого, сильного и здорового мужика. Несмотря на богатырский рост и недюжинную силу, он был похож на большого ребёнка. Прозвище «Митяй», данное ему в детстве, так и осталось за ним, хотя Митяй был уже взрослым. Все в деревне любили его за доброту и отзывчивость.
            Изба Митяя находится на самом краю деревни, у него семья - молодая жена и двое маленьких сыновей.
            Несколько лет назад Митяй с отцом, возвращаясь из дальней деревни, где они гостили у родных, попали в метель. Сбившись с дороги, они заплутали и чуть было не замёрзли, но повезло – в ближней деревне звонил большой колокол, и это их спасло - они выехали на дорогу и добрались до своей деревни. В благодарность за это Митяй пообещал звонить в метель, своё обещание он выполнял безропотно и прилежно.
            Отец Никифор вошёл в избу, снял шапку, перекрестился на образа, подошёл к лежащему на лавке Митяю и тихо сказал:
            - Метель начинается, звонить надо. Ты уж постарайся, Митяюшка…
           Митяй встал, недовольно почесался - ему хотелось спать.
            - Метель, кажись, небольшой будет. Может, не надо?
           Отец Никифор был немолод и по опыту хорошо знал, какая будет метель. Голос его звучал твёрдо и настойчиво.
            - Надо, надо, ты только одевайся потеплее - ветер сильный. А я звонаря к тебе на смену пришлю; поторапливайся, братец…
           Митяй стал собираться. Дело было после Рождества, в доме было много скоромной еды. Жена Митяя собрала узелок: положила хлеб, луковицу, три ломтя  сала, а ещё кусок тёплого, свежевыпеченного пирога. Митяй тепло оделся, взял узелок и пошёл к церкви.
             Отец Никифор был прав - метель быстро надвигалась и уже через несколько минут всё вокруг смешалось: снежинки неслись быстро и образовали стену из снега,  не было видно ничего – ни деревьев, ни дороги, ни звёзд. Митяй полез на колокольню…
             В это время, в нескольких верстах от деревни, по дороге ехали два брата, возвращавшиеся от родственников. Пара лошадей, сильных и здоровых, была запряжена в хорошие, крепкие сани. Братьев предупреждали, что будет метель, но им очень хотелось поскорее попасть домой, к семьям, да и расстояние, которое им предстояло преодолеть, было небольшим.
             - Авось проскочим, -  сказал старший брат. Так и поехали.
            Ах, уж это русское «авось»!
            Сколько жизней сгубило одно это слово, сколько судеб перевернуло, как много людей пожалели потом, после сказанного «авось», но уже поздно, ничего вернуть нельзя, а дальше…Эх, вернуть бы всё назад!
           Что поделаешь, уж такая натура у русского человека - надеяться на Бога да на авось ...
           Началась метель, перед глазами встала стена из снега и темноты, вокруг степь, не видно ни дороги, ни деревьев, ни кустов, ничего, небо плотно затянуто метельный пеленой.
           Вначале лошади шли бойко, но вскоре стали проваливаться в снег, ехать становилось все труднее, их шаг замедлялся всё больше и, наконец, лошади провалились в какую-то канаву и остановились - стало понятно, что путники сбились с дороги.
          Братья вылезли из саней и стали осматриваться. Рядом был овраг, а это означало, что они пропустили изгиб дороги и поехали прямо. Сильный ветер пронизывал всё тело, лошади тяжело дышали - стало очень холодно и страшно.
            - Ну, братишка, молись – смерть наша пришла. Замерзнем мы здесь, – голос старшего брата из - за вьюги был еле слышен.
            - Не говори так, Господь не допустит.
            Истово крестясь, младший опустился на колени, прямо в снег, а вокруг него
метель быстро наметала сугроб…
             Вдруг, перекрывая завывание бури, послышался тихий, издалека доносящийся звон метельного колокола. Братья стали внимательно прислушиваться - с какой стороны? Оказалось, ехали не в ту сторону, куда следовало. Развернувшись, путники вытащили сани из сугроба и, помогая лошадям, медленно поехали.
           Казалось, лошади тоже услышали звон, ободрились и дорога стала казаться легче. Несколько раз путники делали повороты, звон раздавался то справа, то слева, он становился то тише, то громче и они понимали, что уклоняются от правильного направления. Наконец, поняли, в какую сторону нужно ехать. Ехали медленно, долго, увязая в глубоком снегу.
            Звон становился всё громче, и вот они услышали крик петуха - деревня была совсем рядом. Уже начало светать, когда они увидели колокольню. Лошади, почувствовав близость жилья, пошли быстрее и вскоре путники въехали в деревню. Подъехав к большое избе, братья начали стучать в ворота. Дверь избы отворилась, вышли хозяева и стали помогать путникам - кто же откажется приютить христианскую душу, да ещё в такую погоду.
           Лошадей быстро распрягли и поставили в конюшню. Братья – усталые, изможденные, еле держались на ногах. Единственное, что они попросили – воды.
Им постелили на теплой лежанке, вся семья собралась смотреть на спасённых. Братья уснули глубоким, тяжелым сном ...
            Вскоре метель закончилась, небо очистилось от туч, зимнее солнышко ярко и весело освещало всё вокруг. По дороге началось движение и, хотя снега за ночь выпало много, теперь сбиться с дороги было невозможно.
           Проснувшись, братья стали горячо молиться, радуясь своему спасению. Хозяйка тем временем сварила щи, накрыла на стол, братья от всей души благодарили хозяев за приют и помощь.
             - Это надо батюшку нашего благодарить, отца Никифора, - сказал хозяин, - а ещё звонаря нашего метельного, Митяя.
             Ещё раз поблагодарив хозяев, братья быстро собрались в дорогу. Лошади к этому времени отдохнули, хозяин избы хорошо покормил их; всё было готово к отъезду.
              Братья заехали в церковь, долго благодарили отца Никифора и целовали его руки.
              - Благодарите нашего Митяя, это он вас спас. Звонарь наш немолод, захворал совсем и Митяй один всю ночь звонил.
              Старший брат подумал и сказал:
              - Скоро у меня ребёнок родится, если будет мальчик - назову Дмитрием, в честь Митяя вашего. Благословите, отче.
              - Что же, дело хорошее, благословляю.
              Братья хотели заехать к Митяю, поблагодарить его, но отец Никифор сказал, что теперь он спит крепко - очень устал за ночь.
           Пора было ехать, братья тронулись в путь. Всю дорогу они вспоминали, как страшно было ночью и радовались тому, что спаслись в такую сильную метель.
          А Митяй в это время спал крепким сном, ему снилась метель, колокол, а ещё женины пироги.


                Сентябрь 2019

               
.