Рецензия на книгу Алексея Рыбина Кино с самого нач

Кирилл Поехавшев
Рецензия на книгу Алексея Рыбина «Кино с самого начала».
Книга замечательного музыканта, писателя и режиссера Алексея Рыбина, который вместе с Виктором Цоем основал знаменитую группу «Кино». Данная работа как раз про то как образовывался вышеуказанный музыкальный коллектив. Написана она очень простым языком молодого ленинградского битника по прозвищу Леха Рыба.
Читатель переносится в серый, сырой Ленинград начала восьмидесятых с бесконечными купчинскими хрущевками и лабиринтами проходных дворов – колодцев на Лиговке. Прокатится уже в пафосную уже тогда столицу на закрытый концерт «для своих», приобретёт «на толкучке» раритетные пластинки «Битлов», «Black Sabbath», и Давида Боуи. Посмотрит на то как доблестная милиция и КГБ разгоняли рок-концерты у дворца спорта «Юбилейный». Полностью и с головой погрузится в контркультуру тех времен с водкой «Андроповка», фильмами с Брюсом Ли и записями рок альбомов на студии в ТЮЗе.
Больше всего лично мне понравилось, как Алексей Рыбин видит в данной книге Ленинград. Даже его видение современного Петербурга в фильме «Скоро все кончится» сильно отличается от общепринятого, зато идеально совпадает с мнением маргиналов. Алексей не видит «ковров из листьев» у решеток Летнего сада», не восхищается разводными мостами вместе с чинной Дворцовой площадью, зато он видит то на что большинство журналистов и коренных ленинградцев/петербуржцев закрывают глаза. Вот как Рыбин описывает Северную столицу:
«Ленинград. Серое небо, как грязная вата, оно залепляет глаза и лицо. Грязь на улицах, которой с каждым годом становится все больше и больше. Закопченные фасады старых домов серо-зеленоватые от налипшей на них грязи и копоти. Ряды мрачных черных дыр, - выбитых окон в расселенных домах. На Литейном просто нечем дышать летом, а зимой невозможно ходить не забрызгавшись до колен грязной, бурой, снежной кашей. Выходишь к Неве, но с отравленной реки дует ветер, в котором нет кислорода. Почерневшие с серыми пыльными листьями деревья Лиговки и Московского проспекта, призванные хоть немного оживить эти мрачные, мертвые ущелья…» (с)
Петербург и сейчас за всей напыщенностью, гламуром и культурой злой, сырой, враждебный, маргинальный. В восьмидесятые же это серый, болотистый, промышленный индустриальный город, который, наверное, выглядел как черное пятно из космоса на карте СССР. Так же как никотиновое пятно на легких курильщика, которое отображает рентгеновский снимок. С тяжелым климатом вместе с тем характером, с испоганенными бензиновыми пятнами артериями под названиями Нева, Фонтанка и Обводник.
Рыбин прекрасно чувствует и рассказывает про то суровое время, про то как за прикид битника можно было спокойно получить по голове от комсомольского работника прямо на Литейном, или от люберецкого бычья на площади трех вокзалов в центре Москвы. Герои книги тем временем оживают в сознании читателя. Это, как и легендарные Борис Гребенщиков с Виктором Цоем, так и простые советские хиппи с панками.
Автор превосходно сравнивает менталитеты двух столиц, с ошибочными убеждениями горожан, которые живы до сих пор. Мне, например, как уроженцу Ленинграда страшно одному в московском метро, хотя и не понятно почему. Везде указатели, все написано, дураку понятно! Видать это играют какие-то типичные «питерские предубеждения».
Возникают лишь два вопроса к автору книги. Первый у многих обывателей и субкультурщиков.
-Алексей утверждает, что родина панка не Великобритания, а советский Ленинград. Тут можно спорить до бесконечности, но я как питерский писатель-маргинал разделяю позицию автора. Есть некоторые сходства в контркультурах Северной столицы тех времен с нынешними. Не знаю, как там с панками, но родиной Русских Маргиналов Невоград является точно.
Вторая непонятная вещь:
-Некоторые меломаны обвиняют раннее «Кино» в сходствах с группой «The Cure» и Робертом Смитом. Про это почему-то нет не единого слова в произведении. Тут тоже возникает тема для дискуссий на несколько часов, которая не приведет к единому консенсусу.
В любом случае эти два вопроса только подогревают интерес вместе с интригой к этой замечательной книге.
Настоятельно рекомендую к прочтению не только фанатам группы «Кино», рокерам, панкам, битникам, хиппи, но и просто любознательным людям которые хотят расширить свой кругозор. Вряд ли кто-то еще так же здорово перенесет читателя в те времена. Исключениями могут быть, пожалуй, только М. Веллер и С. Довлатов. В любом случае вещь стоящая, приятного вам чтения дорогие букинисты!