Коррида

Дмитрий Форма
   Коррида - это диптих, картина из двух керамических полотен, который мне удалось купить у Гены Свистункова, одного из сильных художников нашего региона.
   В молодости я учился в замечательном политехническом университете города Кемерово. Кемерово тогда был развитый, в плане культуры, областной город. Больше всего меня провинциала шокировало заметное количество учреждений и заведений для эстетического досуга горожан: музеев, картинных галерей, театров и прочего - монументальных зданий большого размера и огромной цены, не предназначенных для производительного труда. Удивился от мысли: одни города работают и создают материальное: уголь, металлы, товары и вредную химию; другие - культурно растут и очищают душу, учат быть нравственными остальных - трудяг в первую очередь. Разделение труда между городами, так сказать.
   А ведь, кто понимает, культура - это высшая пища, амброзия для души.
   Попав в такой оазис искусств, я активно стал посещать музеи и картинные галереи. Как губка напиваясь красотой и энергией произведений нравственного труда. Быстро оказалось, что ничто высокое нам не чуждо! Самые сложные и иносказательные картины понятны с первого взгляда, т.к. вызывают обычные человеческие чувства: восхищение и радость от гармонии природы и красоты человека; трепет от наготы женщин; омерзение или осуждение выраженных наглядно пороков, и так далее. Причем, тут стоит отметить, из этих высокоискусных полотен явствовало, что наши культурные боги далеко не безгрешны. Наоборот, страстями поражены они глубже и сильнее. Также я про себя подумал: провинциальный парнишка, стоящий перед зерцалами морали, может быть гораздо нравственнее героев картин, просто в силу происхождения из большого трудового города.
   Ну, это всё преамбула. Духовное введение в суть трагедии. А рассказ мой про события сложные и сложное влияние духовности на течение повседневной жизни самого рядового человека.
   Художника звали Гена Свистунков. Это на его керамические полотна я завороженно смотрел много минут в Доме творчества художников. Первое что поразило: сами картины - объемные из очень грубой глины, вырезанные рваными мазками шпателя, украшенные золотыми и красными красками. Впечатление было настолько сильным, что живую казнь животных пережить было бы легче, наверно. Разодранные рты, обрезанные ребра, слипшиеся от крови пряди грив - мощно поражали воображение и взор зрителя. Я сразу понял, что это произведение выдающееся, из ряда вон от обычных.
   Не буду утомлять, перейду к сути рассказа. Не помню как сразу, но мне пришла в голову мысль овладеть этим произведением. Что вы улыбаетесь? А вы думаете, как люди крадут гениальные полотна? Ради бессмысленной наживы? - нет! Только сильное восхищение толкает на кражу и преступление. Только безумная красота подвигает на безумные подвиги. Ради животрепещущих красавиц короли подставляют бесценные сердца под острия мечей.
   Деньги у меня были. Был я студент, но далеко не бедный. В девяностых годах при  мозгах и напоре даже учащийся института мог сделать капитал на перепродаже вещей на барахолке. Было у меня примерно денег на новую легковушку.
   Начал знакомиться с художником. Ответ, как я и ожидал, был вежлив и короток: диптих не продается и копий автор делать не собирается - незадача!
  Я походил-подумал: диптих не отпускал. Магическая сила творческой энергии "Корриды" держала крепко, и спустя время срослась со мной, и незаметно как-то даже пришло ощущение, что картина уже моя. Оставалось понять, как на самом деле сделать так, чтобы диптих перешел в мои руки наяву.
   Художник упорствовал, деньги его не интересовали, вопрос цены был не решающим.
   Тогда я придумал. Раз человек эмоциональный, значит надо брать его на эмоцию. Я придумал, и с помощью своего одногрупника реализовал, некую историю про несчастную судьбу разделенных планидами братьев-однокровок. И, типа, этот диптих очень напоминает нам, причем, обоим, нашу злосчастную историю разделения. И будто мы оба - братья от одной матери, но разных отцов (так как, разумеется, мы не были похожи с товарищем) - просим продать диптих для нашей общей памяти судьбы-индейки. В крайнем случае - изготовить авторский дубликат картины.
   Свистунков задумался, и, после того как мы, точнее, я один, увеличили сумму покупки, согласился изготовить копию своего диптиха. После получения крупной суммы аванса, Гена заулыбался (ничто материальное не чуждо творцу-художнику!) и пообещал сделать отличную и полную копию оригинальной керамики.
   Прошла пара месяцев, я стал позванивать Гене, и, спустя еще месяц, ваятель пригласил меня к себе в мастерскую за моим диптихом.
   С трепетом я переступил порог аскетичного жилища - мастерская и правда была весьма необычна: лаконична, проста и с тем же высокотехнологична и совершенна. Диптихи стояли посреди большой просторной залы на подиуме. Коррида! Конечно, глаз мой сразу заметил отличия от оригинала, но несомненно это была та самая "Коррида", о которой я мечтал, мечтал заполучить её себе в коллекцию.
   Не помню сейчас, о чем у нас был разговор с художником и как я привез картины в свою студенческую комнату. Помню, что разместил я керамики под своей кроватью и накрыл их простыней. Долго и много раз, достав их на свет, я любовался ими в одиночестве. Сильное было произведение! Показывал их кому-то из знакомых, конечно. Все отмечали необычную красоту и экспрессию полотен. Заказал и сделал для диптихов специальные деревянные футляры с крышками на замках. После окончания института диптих переехал со мной в родной город, в городскую квартиру.
   Первое, что выяснилось: картины невозможно держать на стене в доме, настолько сильно они действуют: видеть их каждый раз приходилось, внутренне вздрагивая от неожиданности.
   И постепенно мне стала приходить мысль: а не продать ли мне эти картины? Тем более, что в это время я начал подрабатывать менеджером по продаже картин у нескольких региональных художников.
   Стал показывать картины людям. Сначала фото, потом даже вывозил на экспозицию в холл одной коммерческой фирмы. Японцы, заехавшие на демонстрацию своей бытовой техники в наш город, увидев диптих, цокали языками и раскачивались на подошвах ботинок перед лепнинами, заложив руки за спину. Не срослось. Тот японец, что вроде положил глаз на "Корриду", был срочно вызван назад в Японию: говорят у него умерла молодая жена в родах.
   Пытался продать керамики через знакомых, но тоже всё что-то не получалось и откладывалось. Тем временем у меня у самого начали случаться неприятности одна за другой, и вскоре совсем капитально посыпалась собственная личная жизнь.
   Как-то незаметно я остался на краю своей судьбы: один в съемной квартире с одним диваном и сокрытой в деревянных ящиках керамикой в углу комнаты.
   И постепенно мне в голову пришла ясная мысль: надо избавиться от диптихов - любой ценой! Позвонил в Кемерово Гене Свистункову с предложением выкупить "Коррриду" обратно, тем более Гена еще изначально при продаже мне говорил, что выкупит диптих в любое время, если я передумаю: типа у него уже есть покупатель на эти полотна. Я позвонил, и Гена скучным голосом сказал, что "Коррида" ему не нужна и денег у него нет выкупать эту керамику. С ходу я сказал Гене, что привезу ему диптих без денег, отдаст деньги когда сможет, точнее, продаст керамики.
   В тот же день я прыгнул в "девятку", на заднее сиденье разместил ящики с полотнами и отвез "Корриду" в Кемерово художнику. Гена принял произведения без эмоций, и я даже не стал спрашивать, когда он обещает отдать деньги. "Созвонимся" - вот было краткое прощание моё с автором керамических творений.
   По дороге домой я мгновенно почувствовал себя так, словно сбросил с плеч тяжелый груз. Жизнь моя со временем и спустя несколько целебных лет наладилась. Я почти совсем забыл про эпизод своей биографии со Свистунковым и его "Коррридой".
   Спустя почти двадцать лет, по делам, случайно оказавшись в Кемерово, я отыскал Генину мастерскую (вот же память какая бывает!) и набрал сотовый номер, написанный на объявлении об декораторских услугах на наклейке на его окнах. Гена сначала трубку не брал, видно не хотел отвечать на незнакомый номер. Тогда я написал ему смс, что хочу заказать оформительскую работу. Наутро он перезвонил, и я спросил, помнит ли он меня, покупателя "Корриды"? Гена, конечно всё помнил, но сразу сказал, что "Коррида" у него пропала без оплаты: типа оформлял казино, а казино закрыли, нагрянул ОМОН, - и денег нет. Я даже не стал переспрашивать об оплате в дальнейшем. И повесил трубку.
   Запомнилось только запущенное состояние палисадника вокруг его мастерской, пыльные окна с наклейками о декоративных услугах, и - отсутствие работ некогда известного Свистункова в интернете.
   На этом можно ставить точку в этой истории, но хочется добавить пару штрихов еще для выражения моей мысли. Энергия, заложенная сильным мастером в полотно, может быть как созидательной, плодотворной и благонесущей, так и разрушительной, роковой и несчастной - по мере экспрессии и чувств запечатленных в момент творения.
   И второе: энергия эта может быть разрушительной, как для купившего её зрителя, так и для самого автора. Если вы делаете гадость, то рано или поздно ваша гадость вернется к вам. Творить надо - только добро!